СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационный стресс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие информационного стресса и пути его профилактики. 

Просмотр содержимого документа
«Информационный стресс»

В современном мире стресс для человека вызывает практически любое его действие и источником стресса может самая различная область жизни человека: социальная, психологическая, физическая, экологическая, информационная, что приводит к резкому увеличению числа психических и психосоматических заболеваний, снижению продолжительности жизни, адаптивных функций человека, а также иммунитета в целом.

На данный момент отслеживается такая тенденция в образовании - за минимальный срок подать ученику максимальный объём новых знаний, необходимых для него и для его дальнейшего развития. Особенно это прослеживается в школе. В результате количество учебной информации столь велико, что возникла существенное различие между скоростью получения информации и возможностями ее адекватной обработки учащимися. Необходимость предварительной обработки увеличивающегося потока информации, производимой с учетом глобализации обратных связей, с целью получения (при прочих равных условиях) более устойчивой системы, приводит к превышению плотности приходящей информации над физиологически возможным порогом. Это может привести к запуску нежелательных физиологических и психических обратных связей, в результате которых может возникнуть изменение или даже разрушение физиологической и психической систем организма учащегося.

Информационный стресс можно определить как состояние повышенной психической напряженности с явлениями функциональной вегетосоматической и психической дезинтеграции, негативными эмоциональными переживаниями, нарушениями работоспособности в результате неблагоприятного влияния факторов эмоционального взаимодействия.

Наиболее распространенными стрессогенными факторами информационного содержания процесса деятельности являются:

Семантические -

а) дефицит информации;

б) противоречивость информации;

в) субъективная сложность задачи;

г) низкая субъективная вероятность поступления и восприятия информации; д) избыточность информации;

е) субъективная сложность задачи и т.д.;

Временные -

а) дефицит времени;

б) высокий темп предъявления информации;

в) аритмичность предъявления информации;

г) возрастающий информационный поток;

д) возрастающий темп предъявления информации;

Организационные -

а) неправильный выбор необходимой информации;

б) отвлечение внимания;

г) объективная сложность задачи и т.д.;

Технические -

а) отказ системы;

б) маскировка сигнала;

в) блокировка сигнала;

г) отключение сигнала;

д) искажение информации;

е) сложная информация;

ж) интерференция сигналов;

з) противоречие информационных признаков ситуации;

и) недостаточный привлекающий эффект сигнала.



Эффективность усвоения любой предъявляемой информации определяется психофизиологическим состоянием человека. Человек должен уметь целенаправленно управлять своим состоянием. Основными условиями высокой эффективности усвоения информации как в режиме осознанного являются:

1. Желание учиться - основной принцип учебной деятельности. Учащийся должен уметь сознательно вызывать и поддерживать у себя состояние желания эффективно учиться.

2. Принцип радости. Любую работу надо выполнять с внутренней радостью, в условиях внутреннего психологического комфорта, на фоне положительных эмоции. Только в таком состоянии человек способен легко усваивать и перерабатывать большие объемы информации. Если усвоение информации происходит на фоне отрицательных эмоций, внутреннего психологического дискомфорта, то возникает информационный стресс (невроз) в виде усталости, головной боли, раздражительности, чувстве тревожности, исчезновения желания заниматься. Таким образом, первопричиной информационных стрессов (неврозов) является не усвоение больших объемов информации само по себе, а отрицательные эмоции в процессе обучения.

3. Принцип полного расслабления. Экспериментальные исследования доказали, что излишнее внутреннее физическое и психологическое напряжение резко снижает эффективность любой деятельности, в том числе и интеллектуальной. В древности по этому поводу говорили: «Стоящий на цыпочках долго стоять не сможет». Если Вы не научитесь в процессе работы расслабляться, снимать мышечные зажимы (блоки), особенно в районе лица, шеи, плеч и кистей рук, которые максимально представлены в коре головного мозга, то Вы не добьетесь высоких результатов, так как будете быстро утомляться. Усвоение информации в состоянии внутренней физической и психологической напряженности (как и при отрицательных эмоциях) может повлечь за собой явления информационного стресса (невроза).

4. Принцип тотального внимания или сосредоточенности («Быть здесь и сейчас»). Основным условием эффективной работы является то, что в течение всего времени Вы должны быть полностью сосредоточены на материале, мысленно находиться в своем внутреннем пространстве (физическом теле), или «здесь и сейчас». Если же Вы мысленно находитесь в другом месте, то до того момента, пока Ваше сознание не возвратится во внутреннее пространство и не сосредоточится на предъявляемой информации, КПД будет равен нулю.

Только одновременное наличие всех четырех условий позволит Вам реализовать себя и свои способности в любой интеллектуальной деятельности.

Информационный стресс это психологический стресс, связанный с несогласованностью приёма информации, и её переработки индивидом. Данная разновидность психологического стресса имеет место в проявлениях у школьников, студентов, а также у людей, чья профессиональная деятельность связанна с быстрой переработкой информации, и её передачи.

В учебной деятельности информационный стресс имеет очень большое распространение, поскольку, как школьник, так и студент в своём образовании получают большое количество новой для них информации каждый день, что необходимо переработать и усвоить. Не каждый учащийся может с этой задачей справиться вовремя, а также правильно и адекватно её переработать.

Также выделяют различные факторы информационного стресса, что определяют в той или иной степени возможность возникновения стресса. Вместе с этим учёными предложены возможные пути профилактики информационного стресса, заключающиеся в выделении и принятии принципов усвоения информации, а именно «ЖЕЛАНИЕ - РАДОСТЬ - РАССЛАБЛЕНИЕ - ВНИМАНИЕ». Именно с помощью них возможно избежать информационного стресса.

Как противостоять  «перегрузу»:

1. Уменьшите количество источников информации:, откажитесь от просмотра телевизора на некоторое время или поставьте себе задачу заходить в соц.сети не чаще одного раза в день. Читайте новости только на одном сайте.
2. Перед сном обеспечьте себе тишину, выключите телевизор, не слушайте музыку.
3. Организуйте свой день. Планируйте день заранее, но не пытайтесь успеть сделать все за несколько часов. Выделяйте самые важные дела из списка - на них можно сосредоточиться в первую очередь.
4. Не забывайте отдыхать от работы и учебы каждые 30-40 минут.
5.Расслабляйтесь не в социальных сетях.  Лучшее расслабление -  спокойная музыка, рисование, прогулки, медитация - обязательно найдите этому место в своем графике.
6. Тщательно выбирайте, что из всего потока информации вам действительно нужно, а всю второстепенную информацию отсеивайте.
7. Устраивайте разгрузочные дни – максимально ограничьте поступление информации на целый день.