СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные процессы.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока с приложениями и ссылками на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР.

Просмотр содержимого документа
«Информационные процессы.»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

" Информационные процессы. Измерение информации"


ФИО

Щукина Марина Валерьевна

Место работы

МБОУ Мучкапская СОШ

Должность

Учитель информатики

Предмет

информатика

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Информационные процессы. Измерение информации

Базовый учебник

Информатика и ИКТ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В.





Тип урока Урок изучения нового материала

Методы и формы обучения:

словесный, объяснительно-иллюстрированный метод, индивидуальная форма обучения.

Необходимое техническое оборудование: доска,  компьютер,  мультимедийный проектор,  выход в  сеть  Интернет


Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент


Мотивировать учащихся к учебной деятельности

Организация 

внимания и

порядка в классе, 

взаимное

приветствие, 

проверка

присутствующих, проверка

готовности класса к уроку и

 создание

эмоционального  

настроя

на уроке


Взаимное

приветствие и

проверка

готовности к

уроку

2мин

2

Актуализация знаний и умений



Беседа по вопросам

1.Как вы понимаете, что такое информация?

2.Что такое алфавит? Приведите примеры алфавитов.

3.Где применяются естественные языки? Приведите примеры.

4.Где применяются формальные языки? Приведите примеры.

5.Какое значение имеет кодирование в развитии человечества?



5мин

3


























































Объяснение нового материала

3,4

Познакомить  с  новой  темой  урока.

Объяснение нового материала, с использованием материалов ЭОР как основу для презентации

Давайте подумаем, а что же можно делать с информацией? обучающимся предлагается записать в тетрадь то, что можно делать с информацией, а затем попросить нескольких учащихся озвучить их записи. После этого сообщить учащимся основные информационные процессы (хранение, передача и обработка информации).

Рассмотрим более подробнее эти процессы.

Передача информации.

Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерной сети.

Чтобы осуществлялись передача и получение информации, необходимо наличие источника информации и ее приемника. Источник информации иногда называют отправителем или передатчиком, а приемника потребителем или получателем. Передача информации от источника к приемнику всегда происходит через какой-то канал передачи.


Обработка информации.

Под обработкой информации в информатике понимают любое преобразование информации. В результате обработки информации может быть получена новая информация (например, решив задачу, вы узнали скорость движения катера), а может и не получится (например, при переводе текста с русского языка на английский). Новая информация может быть получена только после обработки уже имеющейся исходной информации.

Вычисление – один из вариантов обработки информации. Новые данные получаются путём вычислений, выполненных над исходными данными.

Логические рассуждения – ещё один способ обработки информации. Новая информация выводится из исходных данных путём логических рассуждений.

Кодирование – это преобразование представления информации из одной символьной формы в другую, удобную для её хранения, передачи или обработки.

Сортировка информации – ещё один вид обработки информации.

Структурирование – организация данных по какому-либо правилу, связывающему их в единое целое.

Хранение информации.

Люди хранят информацию либо в собственной памяти (иногда говорят – в «уме»), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего на бумаге.

Память человека можно условно назвать оперативной. Здесь слово «оперативный» является синонимом слову «быстрый». Человек быстро воспроизводит сохраненные в памяти знания.

Восприятие информации, сообщаемая учителем

Записи в тетради

Ответы на вопросы

20мин

4

Первичная проверка понимания изученного

1,2

Сделать вывод из практической работы.

Решение тестов

Оказание помощи при работе с ЭОР. Анализ  выполнения обучающимися заданий

Выполнение тестов на компьютерах с использованием ЭОР

5мин

5

Практическая часть

Закрепление новых знаний

Приложение 1

Объяснение выполнения практического задания

Выполнение практических заданий

Индивидуальное выполнение задания на компьютерах

Практическая часть

8мин

6

Обобщение и систематизация знаний


Соотнесение поставленных целей с достигнутым результатом.

Ответы на вопросы


Отвечают на вопросы для закрепления

3мин

7

Рефлексия


Подведение итогов Сегодня мы узнали что же делает человек с полученной информацией. Изучили виды информационных процессов: хранение, передача, обработка. Узнали, что человек хранит информацию в собственной памяти и на внешних носителях (Внутренняя и внешняя).

Выставление оценок

Осмысление выполненной работы

2мин




Приложение к плану-конспекту урока

«Информационные процессы. Измерение информации»


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации

элементарные информационные источники

Тест в данном ЦОР позволяет провести первичное закрепление и более глубокое осознание нового материала в ходе самостоятельной индивидуальной учебной деятельности и подвести предварительные итоги


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a20a04a2-5d95-4d7e-8e8a-25c0f7eb96d3/?interface=pupil&class=51&subject=19


2

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации

элементарные информационные источники

Тест в данном ЦОР позволяет уточнить смысл и сущностные особенности вновь вводимой информации (нового материала


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e25b76d7-e60c-4117-82f6-bb2c30aa0321/?interface=pupil&class=51&subject=19


3

виды информации

Информационный источник 

Презентация В данном ЦОР

Приведены виды информационных процессов, которые

проиллюстрированы

примерами.

Пробуждение

познавательного

интереса обучающихся,

апелляция к личному

опыту обуч-ся


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4ece9b5e-99ef-4ea9-b216-cf078f8222d7/?interface=pupil&class=51&subject=19


4

Измерение количества информации

информационные источники простой структуры

Анимация измерение количества информации

  • большая наглядность материала,

  • высокая эффективность усвоения

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/572550fc-9e6c-4b45-ab87-8870fd442c74/?interface=catalog

________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________



Приложение №1



  1. Что больше – 1 Мбайт или 1 Кбайт?

  2. Сколько бит в одном байте?

  3. Сколько байт в одном килобайте?

  4. *Выразить в байтах 2 килобайта.

  5. *Нибл информации равен полубайту. Сколько битов в 40 ниблах?

  6. Сколько символов можно закодировать с помощью одного байта?

  7. *Сколько байтов информации содержится в сообщении объемом четверть килобайта?

  8. *Верно ли, что 120 мегабайт равны 122 880 килобайт?

  9. *Каков информационный объем статьи, находящейся на 2 страницах по 50 строк на каждой странице, по 40 символов в строке.

  10. *Верно ли, что 2 гигабайта равны 2048 байт?

  11. Информация - …

  12. Виды информации, воспринимаемые человеком.

  13. Виды информации, воспринимаемые компьютером.

  14. Информационный процесс - …

  15. Перечислить известные информационные процессы, выделить основные.

  16. Что такое информационный объем сообщения?

  17. Что изучает наука информатика?

18. Перечислить все единицы измерения информации в порядке возрастания.

19. Наименьшая единица измерения информации

  1. Носителем информации может быть …



Номер вопроса

Ответ

1

1 Мбайт

2

8

3

1024

4

2048

5

160 битов

6

256

7

256 байтов

8

Да

9

4000 байт

10

Нет




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!