СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные технологии как возможность самообразования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит описание того, как возможно самообразование с помощью информационных технологий

Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии как возможность самообразования»



Автономная некоммерческая организация

дополнительного профессионального образования

«ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»







ЭССЕ



Информационные технологии как возможность самообразования





Выполнила : Стрижак Мария Анатольевна

преподаватель иностранного языка

МОУ Тропаревская СОШ

Проверил :





г. Можайск

2017 г.

Информационные технологии как возможность самообразования



XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

Меняется и роль учителя — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребёнком на одном языке.

Одна из главных задач школы дать детям современное образование, соответствующее изменившимся потребностям личности и общества, тем самым реализовать право детей на доступное и качественное образование.

Достижение качества образования, формирование предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий, создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования. Неотъемлемой составляющей этих технологий являются информационные технологии.

Для эффективного использования информационных технологий образовательное учреждение должно решить задачи электронной готовности, складывающейся из количества и видов компьютеров, оргтехники, наличия локальной сети, устойчивой качественной связи с сетью Интернет. Наличие именно этих показателей позволит расширить границы информационного пространства, в котором образовательной средой для каждого педагога и ученика может быть весь мир.

В нашей школе созданы все условия для эффективного использования информационных технологий.

В школе в образовательных целях используются компьютеры, ноутбуки, принтеры, сканеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, функционирует компьютерный класс.

Все компьютеры соединены в локальную сеть, имеется выход в Интернет.

Педагоги школы имеют возможность использовать ресурсы глобальной сети Интернет не только при подготовке к уроку, во внеклассной работе, но и непосредственно на уроке, адресовать учащихся к образовательным ресурсам во время выполнения домашнего задания. В классах проходят уроки с компьютерной поддержкой, классные часы, защиты проектов, презентации исследовательских работ.

Обучающиеся используют возможности сети Интернет в поисках нужной информации, для подготовки домашних заданий, написании докладов, рефератов, творческих работ, участия в конкурсах. Глобальная информационная сеть играет важную роль в развитии творческих способностей обучающихся через участие в дистанционных проектах, конкурсах и олимпиадах различного уровня- это, например, всероссийские конкурсы «Инфознайка», где Репин Максим стал победителем конкурса, «Интеллект – экспресс», где Скороваров Ярослав стал лауреатом конкурса, «АЛЬБУС», где учащиеся 5-8 классов стали лауреатами конкурса и многие другие.

Трудно переоценить педагогическую значимость такой работы, когда ученики видят результаты своих исследований, поисков, творческих работ, обращаются к ним во время уроков, внеклассных занятий и мероприятий.

Использование учителями-предметниками информационных ресурсов позволяет вести уроки на современном научном уровне, интегрировать знания по разным предметам.

Во время подготовки и проведения уроков педагоги обращаются к электронным библиотекам, различным энциклопедиям, on-line-тестам, а также самым различным ресурсам. Использование этих ресурсов позволяет охватывать больший по объему материал, оценить и проанализировать его, выделив из него главное.

Например, учащиеся совершают виртуальные экскурсии по странам и музеям мира, проводят виртуальный опыт по химии, получают возможность поделиться впечатлениями от увиденного, выразить свою точку зрения, сопоставить различные мнения и оценки. Все это вызывает глубокий интерес и стремление к самостоятельному изучению предмета, способствует повышению качества знаний.

В школе ведется работа по созданию медиатеки, в которую входят аудио и видео пособия, электронные учебники, мультимедийные презентации к урокам по разным предметам.

Одной из составляющих информационных компетентностей педагога на сегодняшний день является ведение электронного журнала и дневника обучающегося.

Электронные журналы и дневники медленно, но верно входят в повседневную жизнь школ. Образование не должно отставать от других сфер жизни, ведь школы воспитывают людей, которым предстоит жить в обществе будущего. А представить завтрашний день без компьютеров, интернета и других технических средств нового века уже невозможно.

Наша школа является учреждением, стремящимся идти в ногу со временем и внедряющим в учебный процесс новейшие разработки и технологии. Для эффективного осуществления взаимосвязи с родителями возникла необходимость в ведении электронного классного журнала и электронного дневника. Вот уже второй год в нашей школе (единственной в районе) действует «Электронный журнал» – на базе портала «Дневник.ру».

«Электронный Дневник» представляет собой систему для взаимодействия школьников, их родителей, учителей и администрации школы через сеть Интернет.

С помощью электронных дневников родители следят за успеваемостью ребенка, за его расписанием занятий, домашними заданиями, оценками, посещаемостью.

Обучающиеся имеют под рукой расписание и домашнее задание, а также возможность посмотреть статистику и рейтинги своих оценок по неделям, месяцам.

На данном этапе в системе Электронный дневник принимают участие 9 классов, 16 педагогов, 137 обучающихся, 90 родителей. Но к сожалению не все семьи имеют техническую возможность пользоваться электронными дневниками: или нет дома компьютера, или нет сети Интернет.

Электронный журнал и дневник – это удобный и доступный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся.

На мой взгляд, использование электронных ресурсов в работе педагогов при взаимодействии с родителями и учащимися эффективно, необходимо, современно.

Учитель не имеет права останавливаться на достигнутом. Он работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик зависит от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованности в самообразовании. «Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования»

Проектирование образовательного процесса

Этап проектирования связан с разработкой преподавателем проекта образовательного процесса. Определяя процессуальную сторону предстоящей деятельности, педагог обосновывает последовательность своих действий, содержание отдельных звеньев. Исходя из необходимости ориентации на цели и результаты обучения, следует выделить те компоненты, которые составят предстоящую деятельность, и объединить их в отдельные блоки.

На следующем этапе создания проекта преподаватель анализирует имеющиеся в его распоряжении возможности, в том числе электронные. Для обоснованного подбора средств, адекватных принятой модели обучения, целесообразно опираться на типологию электронных ресурсов по их методическим функциям. Она рассмотрена в работах ряда авторов (А.А. Кузнецов, И.В. Роберт, О.К. Филатов и др.) и позволяет целенаправленно и методически обоснованно формировать инструментальную часть информационно-образовательной среды.

Результаты анализа имеющихся в арсенале преподавателя ресурсов позволяют перейти к следующей стадии проектирования - моделированию их использования в будущей деятельности. При рассмотрении условий, в которых будет осуществляться обучение, определяется, какие конкретно процессы могут быть обеспечены ресурсами, а какие нет. В этом случае анализ имеющихся возможностей будет непосредственно связан с выбором конкретных средств достижения целей и получения планируемых образовательных результатов.

Разрабатываемый проект включает в себя схему будущих совместных действий преподавателя и обучаемых. Он содержит перечень целей, проблем и заданий, способов деятельности, а также возможных видов взаимодействия педагога с учащимися и учащихся между собой. В зависимости от характера проектируемой информационно-образовательной среды и организационных форм образовательного процесса (дистанционное обучение, внутриаудиторная локальная сеть и т.д.) необходимо планировать использование тех или иных средств и ресурсов коммуникационных технологий.

Проект совместной деятельности относится к методической части информационно-образовательной среды. Он может быть помещен в базу данных в виде определенной схемы с разной степенью детализации. Обучаемый в случае необходимости, возникающей, например, при использовании зачетно-модульной системы обучения, может обратиться за нужной информацией и самостоятельно воспользоваться разработанной методикой, которая может быть дифференцирована в зависимости от уровня предшествующей подготовки учащихся, их познавательных возможностей.

В этом случае реализуется диагностическая функция информационно-образовательной среды, проявляющаяся в:

установлении уровня предметных знаний и умений, на базе которых будут формироваться новые;

определении сформированности универсальных учебных действий, общеучебных умений (анализа, синтеза, классификации, обобщения и др.);

выявлении психолого-физиологических особенностей обучаемых.

Используя компьютер, преподаватель может выполнять нетворческие, рутинные действия, связанные с созданием тестовых заданий, их тиражированием, предъявлением тестов, обучаемым через локальную сеть, чем обеспечивается высокая оперативность и продуктивность этого вида работы. Так можно не только предоставить учащимся различные средства диагностики (тесты личности, интеллекта, учебных достижений и др.), но и систематизировать, обработать результаты их выполнения и обоснованно распределить обучаемых по отдельным учебным группам для последующей организации дифференцированного, индивидуального обучения с использованием различных электронных образовательных ресурсов.

Дальнейшие действия преподавателя связаны с организацией усвоения учебного материала, и здесь функции средств обучения, входящих в состав информационно-образовательной среды, весьма разнообразны. Во-первых, формирование мотивации и готовности к обучению. Для этого можно использовать богатые возможности компьютера: визуализацию учебного материала, имитационное моделирование проблем в изучаемой области и воссоздание ситуаций мотивационного характера.

Во-вторых, это организация учебной деятельности. При этом в рамках принятой нам модели обучения ее содержание существенно отличается от традиционной. Знания не передаются в "готовом виде", а формируются посредством организации самостоятельных исследований обучаемых. На этом этапе использование компьютера связано прежде всего с реализацией функции информационного моделирования (создания знаковых моделей) объектов изучения. Благодаря этому обеспечивается возможность "погружения" обучаемых в определенную предметную среду, где развертывается их исследовательская деятельность, им предоставляется возможность проведения экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов и явлений. Наличие информационных технологий обучения зачастую делает возможным получение образовательных результатов, которые в рамках традиционной образовательной среды недостижимы.

Важным условием повышения качества обучения является систематический контроль за ходом учебной деятельности, ее рефлексия и своевременная коррекция. Средства ИКТ обладают достаточно широкими возможностями для этого. Они помогают осуществлять текущую, тематическую и итоговую проверку, постоянно накапливать информацию о результатах учебной деятельности, в частности, результатах решения учебных задач и создания проектов. При этом компьютер позволяет представлять любое действие в развернутой последовательности операций, показывать его результат, условия выполнения; фиксирует промежуточные пооперационные результаты, обеспечивает интерпретацию каждого шага в построении и преобразовании объекта, выбор стратегии решения задачи и т.д. Средства контроля на основе ИКТ могут выступать как средство формирования самооценки и самоконтроля учащихся.

В существующей практике обучения преподаватель в большинстве случаев не осуществляет рефлексивных действий (и не формирует эти умения у обучаемых либо делает это неосознанно, стихийно, без четко обозначенных целей и критериев). В формируемой новой образовательной среде этот компонент деятельности приобретает важное значение. В процессе рефлексии и преподаватель, и обучаемые ставят перед собой вопросы: что, как и почему они делали, чем обусловлены те или иные учебные достижения или пробелы в знаниях, умениях, навыках. Прежде всего, анализируется уровень продвижения в освоении учебного материала, в формировании умений целенаправленного поиска средств для решения возникающих проблем, а также характер взаимодействия учащихся между собой и с преподавателем.

В поисках ответа на эти вопросы значительную роль могут сыграть средства контроля на базе ИКТ, входящие в информационно-образовательную среду. В частности, анализ полученных с их помощью результатов пооперационного контроля учебной деятельности, обращение к данным ее накопительного оценивания (портфолио). Реализации нормативной функции рефлексии могут служить различного типа компьютерные экспертные системы педагогической и психологической диагностики. Итоги анализа станут основанием для коррекции или планирования новых вариантов методики обучения, индивидуальных образовательных маршрутов каждого обучаемого

Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения. Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.



Я хочу закончить свое эссе высказыванием Билла Гейтса: «Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлечённых учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».



















ЛИТЕРАТУРА:



1 Доклад о состоянии здоровья детей в РФ (по итогам Всероссийской диспансеризации 2012 года). – М., 2013. – 128 с.



2 Спирин В.К. Некоторые морфофункциональные характеритстки и показатели физического развития детей // Теория и практика физической культуры. – 2010. – №5.– С. 56.



1 Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» // СЗ РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 51.



2 Блохин А.А. Риски введения ФГОС общего образования нового поколения // Педагогика. – 2011. – № 4. – С. 69.



1 Блохин А.А. Риски введения ФГОС общего образования нового поколения // Педагогика. – 2011. – № 4. – С. 71.



1 Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // СЗ РФ. – 2012. – № 23. – Ст. 4.



1 Психолого-педагогические проблемы современного профессионального образования: Сборник научных статей. – Самара: Универс-групп, 2005. – с. 59.



1 Педагогика и психология здоровья / Под редакцией Н.К. Смирнова. – М.: Академия, 2009. – с. 65.



2 Спирин В.К. Некоторые морфофункциональные характеритстки и показатели физического развития детей // Теория и практика физической культуры. – №5. – 2000. – С.59.



3 Психолого-педагогические проблемы современного професси-онального образования: Сборник научных статей. – Самара: Универс-групп, 2005. – с. 62.



1 Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. Книга 1.– М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 439.



1 Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 254 с.



3 Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2007. – с. 163.



1 Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. – Сергиев Посад, 2005. – с. 112.