«Быть инициатором – миссия не из легких,
но именно проявление инициативы и есть жизнь»
Инициативы в педагогической деятельности
Зачем нужна инициатива педагогу? Ответ на этот вопрос кажется тривиальным. В современном обществе, давно сформировался запрос на инициативную, деятельную, свободную личность, важным аспектом которой является включение ее в социальную деятельность. А педагог должен этому содействовать.
Термин «инициатива» (от латинского initiate - начинать) означает, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость, способность к самостоятельным, активным действиям, руководящей роли в каких-либо действиях.
Инициативность в той или иной степени значима для любой профессиональной деятельности. Но в педагогической практике инициатива имеет особый смысл.
Без преувеличения можно сказать, что без инициативы педагогической деятельности нет и быть не может, инициативность имманентна самому понятию педагог.
Слово «педагог» (греч. paidagogos - pais (paidos) - дитя + ago - веду, воспитываю) употребляется как обобщенное название профессий, связанных с обучением и воспитанием, прежде всего детей и молодежи: воспитателя, учителя, преподавателя.
Вспомним: в Древней Греции педагогом называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу.
Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.
К изучению инициативы обращались многие выдающиеся умы западной и русской философии. В их понимании - инициатива неразрывно связана с человеческой сущностью и проявляется в практической деятельности и общественной жизни.
Одним из первых в педагогике проблему инициативы выделил Я.А. Коменский (1592-1670), полагавший, что природное в человеке обладает самодеятельной и самодвижущей силой.
Считал инициативу важной составляющей нравственно-волевых качеств личности.
Идеи развития инициативности личности получили в деятельности выдающегося педагога С.Т. Шацкого (1878-1934), который неоднократно подчеркивал, что «воспитание человека должно быть воспитанием его самодеятельности и в этом стремлении не нужно останавливаться на полдороги».
Роль инициативы в самостановлении личности подчеркивается в философии образования С.И. Гессена (1887-1950). Рассматривая личность как результат собственных усилий человека «быть собой», продукт самовоспитания. «Поскольку личность никогда не дана готовой, но всегда созидается, она есть не пассивная вещь, а творческий процесс.
Слайд № 5
В результате сложилось понимание инициативности - нравственное качество личности, способность высказывать прогрессивные, творческие идеи в процессе активной деятельности; как мера активного участия в ней, способность к оригинальным действиям; как побуждение к новым формам деятельности, почин, начинание, умение, способность и стремление к самостоятельным действиям; как сверхнормативная деятельность, чувство нового, находчивость и лёгкость ориентировки, склонность к преобразовательской деятельности и т.д.
Слайд № 6
Необходимость же педагогической инициативы связана со сложностью и противоречивостью становления человека. Человек как существо, которому его человечность не «гарантирована», нуждается в образовании, а педагог это инициатор восхождения личности «по ступеням» развития, для которого «воспитывать — значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам»
Слайд № 7
(В широком смысле) - Социально-педагогической инициативой считается деятельность, основанная на свободно принятом личном решении и ориентированная: на обновление и развитие существующей практики образования; на создание новых эффективных способов достижения установленных целей образования; на разработку новых образовательных технологий; на внедрение новых технологий и систем в практику массовых учреждений образования.
Слайд № 8
Одним из направлений модернизации современного образования является осуществление компетентностного подхода. Под компетенцией мы понимаем деятельностную состоятельность личности.
Ключевые компетентности необходимы в любой области деятельности. И включают в себя способность специалиста: видеть, анализировать и находить пути решения проблем; проявлять инициативу, брать на себя ответственность, работать самостоятельно; стремиться к совершенствованию в профессии, непрерывному образованию; искать и обрабатывать необходимую информацию; коммуникативные навыки.
При этом в комплексе ключевых компетентностей инициативность является ведущей. Для формирования инициативности в процессе профессионального образования необходимо, чтобы инициативы присутствовали в самой атмосфере образовательного учреждения, исходили от квалифицированных преподавателей, передающих детям и молодежи эстафету творческого огня.
«Инициативность и творческость» - должна стать неотъемлемой частью личности педагога, его готовности к инновационной деятельности.
Слайд № 9
Значение и формы реализации общественно-педагогических инициатив.
Общественно-педагогические инициативы в образовательном пространстве играют значительную роль, определяемую следующим образом:
- обновление форм, методов и содержания образовательной деятельности;
-усиление воспитания детей и молодежи;
- решение социальных проблем педагогическими средствами (работа с семьей, людьми с ограниченными возможностями, профилактика девиантного поведения);
- влияние на формирование государственной политики в сфере образования;
- социальная защита работников образования;
- формирование авторитетного профессионального педагогического сообщества.
Новаторское содержание инициатив формирует общественное мнение, способствующее прогрессивным реформам в системе образования и самом обществе. Главная характеристика инициативы - добровольный характер деятельности. Человек, социальная группа или учреждение берут на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общественных и юридических норм, уставных положений.
Слайд № 10
Общественно-педагогические инициативы многообразны по формам и содержанию. Основными формами реализации общественно-педагогических инициатив являются:
- педагогический эксперимент и опытно-экспериментальная работа в общеобразовательном учебном заведении (опытно-экспериментальная площадка);
- педагогический салон как форма общественно-педагогического взаимодействия;
-деятельность педагогических центров, клубов;
- деятельность педагогических обществ и объединений;
- педагогическая поддержка форм детской и молодежной самоорганизации;
- издание педагогической литературы;
- законодательные инициативы в сфере образования, культуры, социальной и молодежной политики;
- меценатство в сфере образования.
Слайд № 11
Одной из наиболее распространенных форм практической реализации общественно-педагогической инициативы является общественно-педагогический проект.
Проект (от лат. projectus - буквально «брошенный вперед») есть замысел, план, предположение, предначертание; изложение его в тексте (письме, чертеже, схеме и т.п.).
Общественно-педагогический проект - это не просто замысел, это соединение идеи с человеческой активностью, сплав педагогического разума и педагогической воли, субъектом которого может выступать учитель и образовательное учреждение. Общественно-педагогический проект есть предвосхищение не просто того, что будет, а того, что желаемо и должно быть с обществом и индивидом, отношениями между людьми с педагогической точки зрения.
Слайд №12
Понятие «общественно-педагогическое движение» - система коллективных действий представителей различных слоев общества, направленных на осуществление инициатив по развитию или модернизации образования с учетом социально-экономических и культурных потребностей общества,
направленное на качественное позитивное изменение, как образовательной системы, так и самих общественных отношений педагогическими средствами. Отсюда следует, что ОПД имеет инновационный характер. При этом под общественно-педагогической инновацией мы понимаем нововведение, внедренное в образовательную практику или общественные отношения с целью достижения состояния образовательной (или шире - социальной) системы, качественно отличного от предыдущего.
Вывод: - Социально-педагогическая инициатива - это «общественно-педагогическое движение» - ориентированная: на обновление и развитие существующей практики образования; на создание новых эффективных способов достижения установленных целей образования; на разработку новых образовательных технологий; на внедрение новых технологий и систем в практику массовых учреждений образования.
Слайд № 13
Понятие педагогической инициативы (несколько уже, касается непосредственно нас): это творческая, инициативная (выходящая за рамки служебных обязанностей) деятельность учителей и других педагогических работников, направленная на создание новой практики образования.
И педагогические инновации, и инициативы предполагают (включают, содержат) различные виды и уровни педагогического эксперимента.
В зависимости от того, на какие измерения в традиционной практике образования направлены деятельность,
Можно выделить три типа педагогических инициатив (инноваций).
Методические инициативы, когда педагог с помощью изменения содержания, методов или организации обучения в рамках одного учебного предмета быстрее и эффективнее выводит учащихся на заданный уровень ЗУН.
Примеры: педагог на своем уроке применяет наиболее эффективные методы и приемы для обучения для данного ученика.
Технологические (общепедагогические) инициативы, направленные на создание новых образовательных и воспитательных технологий (на уровне школы, района и т. д.) и позволяющие получать лучшие результаты, нежели в традиционной системе.
Примеры: Т.е. когда педагог со своими апробированными новыми методами, которые дают хороший результат в классе (создает новую технологию) выходит на уровень школы и предлагает школе работать по его технологии. Это все на инициативе педагога.
Общественно-образовательные (социально-педагогические) инициативы, связанные с изменением функций образования в обществе, направленные на выращивание новой образовательной практики с новыми целями, содержанием, организационной структурой, системой управления и педагогическими технологиями. Они не замыкаются в рамках одного учебно-воспитательного учреждения, и захватывают несколько общественно-педагогичеоких структур , района и области.
Примеры: Т.е. когда новая технология удачно и результативно апробирована на школе, выходить на область и делиться опытом областными школами. Это еще большая инициатива и педагога и администрации школы.
Все это движение заметьте от внедрения на уроке до выведение в технологию и т.д. никто не заставляет делать –это все инициатива или инициативность педагога. Вот что есть инициативность.
В связи с реализацией педагогических инициатив, введено понятие экспериментальной площадки в системе образования и создано положение, регламентирующее ее деятельность.
Слайд № 14
Экспериментальная площадка является крупномасштабным комплексным экспериментом, в котором педагогическая часть поддерживается решением (изменением) ряда финансовых, кадрово-организационных, юридических и материально-технических вопросов.
Т.е. по инициативе всего педагогического коллектива, (школы), в учебное учреждение может работать по различным профилям и направлениям в которых школа наиболее сильна (материально –техническая база, пед. кадры и т.д).
![]() | -учебно-воспитательные комплексы, интегрирующие образование различного уровня (от детского сада до ВУЗа); |
![]() | - социально-педагогические комплексы с акцентом на какие-либо социально-культурные сферы (включающие культурные, спортивные, производственные, научные учреждения); |
![]() | -педагогические, комплексы с акцентом на какие-либо направления воспитания и обучения (демократизация, гуманизация, эстетическое, нравственное, трудовое, физическоевоспитание, разностороннее развитие личности); |
![]() | - авторские школы, отличающиеся альтернативной организацией, оригинальностью в управлении, структуре, содержании учебно-воспитательного процесса; |
![]() | - учебные заведения нового (продвинутого) типа (лицеи, гимназии, колледжи, кооперативные, частные школы); |
![]() | -школьные (межшкольные) объединения на основе хозяйственной деятельности (школа — хозрасчетная единица, хозяйство, коммуна); |
![]() | - учебно-научно-производственные центры и объединения, выполняющие определенные социальные заказы; |
![]() | -гибкие модульные структуры, направленные на выращивание различных программ развития, типовых элементов системы образования и др. |
Вывод: Это все по инициативе уже всего коллектива школы , которого не заставляют это делать, придумывать себе профиль или направление работы школы, писать соответствующую программу, обивать пороги с оформлением документации и т.д.
Слайд № 15
Но такие - Общественно-педагогические движения и инициативы наполняют «паруса» современного образования, обеспечивают его непрерывное саморазвитие. Вместе с тем они преобразуют и педагогов, студентов, родителей, детей, руководителей и подчиненных -общество в целом.
Слайд № 16
Вот почему никогда не устареют слова АП. Чехова: «Подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности - это живые документы, указывающие обществу, что, кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешевые диссертации, и лгущих ради куска хлеба, есть еще люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно осознанной цели».
Слайд № 17
Из всего сказанного следует, что готовность и способность проявлять педагогическую инициативу — важнейшие слагаемые компетенции современного педагога.
«Быть инициатором – миссия не из легких,
но именно проявление инициативы и есть жизнь».


