СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивное образование.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование.»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ (ИНКЛЮЗИВНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ЗДОРОВЬЕ


Департаментом образования и науки автономного округа ещё в 2008 году говорилось о необходимости внедрения образовательной модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре для интегрированного обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, слуха, зрения, с задержкой психического развития.

Интегрированное (инклюзивное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями). Инклюзивное образование означает, что в процессе обучения необходимо учитывать потребности, как детей, так и учителей, создавая особые условия и предоставляя поддержку, необходимые как ученику, так и учителям для достижения успеха.

Интегрированное (инклюзивное) обучение – процесс взаимодействия педагога, детей со стандартными особенностями (нормальным психофизическими статусом) и детей с ограниченными возможностями (ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями), с целью познания и усвоения ими знаний, умений, навыков, социального опыта.

Дети с ограничениями в развитии, дети с особыми образовательными потребностями, дети-инвалиды это дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к инвалидам в целом.

Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. В нашей школе - 11 учащихся на индивидуальном обучении; 20 учащихся имеют заключение 7 вида (ЗПР), 3 из них находятся на индивидуальном обучении, 10 детей-инвалидов (5 из них обучаются индивидуально, 5 интегрировано). Я с этого учебного года обучаю двоих учащихся 5 класса данной категории русскому языку и литературе.

Основными направлениями деятельности общеобразовательного учреждения интегрированного обучения являются:

- организация инклюзивной среды, где каждого принимают и считают важным членом коллектива, где ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие субъекты образовательного процесса, члены школьного сообщества,

- организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным), программам начального профессионального образования в профильных классах в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с задержкой психического развития, состоянием их соматического и психического здоровья;

- комплексная диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;

- организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения; психокоррекционной и психопрофилактической работы с учащимися;

- проведение комплекса лечебно-оздоровительных и восстановительных мероприятий;

- оказание помощи учащимся с задержкой психического развития в профориентации;

- организация системы мотивирования специалистов, персонала учреждения, вовлеченных в процесс интегрированного обучения, их обучение стратегиям и процедурам, облегчающим социально-образовательную интеграцию детей;

- вовлечение в процесс создания инклюзивной школы учителей, представителей администрации, родителей, школьников и СМИ; поощрение активного участия родителей, семей в жизни школы;

- формирование современного гуманистического понимания инвалидности, особого мировоззрения у работников образовательного учреждения, учеников и родителей, на котором будет основываться практика инклюзивного образования;

- консультирование детей и родителей, учителей, оказание поддержки всем субъектам образовательного процесса, кто в ней нуждается;

- проведение регулярной оценки, планирования и мониторинга достигнутых результатов, с привлечением всех субъектов образовательного процесса.

В общеобразовательном учреждении интегрированного обучения, а в частности в нашей школе, в учебный план индивидуального обучения включены коррекционные, логопедические и физкультурно-оздоровительные занятия.

Процесс обучения таких учащихся строится в соответствии с утвержденным учебным планом данной категории учащихся.


Диагностика ЗПР и выявление детей "группы риска" возможны в связи с замедленностью темпа развития моторики, речи, несвоевременностью смены фаз игровой деятельности, повышенной эмоциональной и двигательной возбудимостью, нарушениями внимания и памяти, при трудностях усвоения программы обучения.


Мои наблюдения на уроках показали, что отмечается неравномерность в развитии психической сферы: при выраженных затруднениях в решении словесно-логических задач дети относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера, с обобщением на наглядном уровне. Они хорошо используют помощь педагога, осуществляют перенос усвоенных знаний и умений на новый материал. Поэтому на своих уроках я реализую дидактические принципы индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и практического характера обучения.

Слайд 8

Важным диагностическим признаком таких учащихся является возможность принимать и использовать помощь, усваивать принцип решения заданной интеллектуальной операции и переносить его на аналогичные задания. Виды коррекционной помощи: актуализация мотива действия, создание эмоциональных игровых ситуаций; организация внимания и усиление речевого контроля; уменьшение объёма и темпа работы. Долговременные виды помощи: формирование произвольных форм деятельности, тренинг функционально незрелых и ослабленных функций (тонкой моторики, зрительно-пространственного и слухового восприятия, слухо-речевой памяти, слухо-двигательной и зрительно-двигательной координаций и т.д.).

На своих уроках я применяю индивидуально дозированную стимулирующую помощь: логика работы по устранению недостатков учебной деятельности состоит в оказании каждому ученику необходимой дозированной помощи в решении конкретных учебных заданий с нацеленностью на последующие самостоятельные действия, здесь я конкретизирую задания, вновь обращаюсь к некоторым примерам учебных заданий; направляющую помощь: эта помощь ведет детей от неправильного ответа к правильному с помощью наводящих вопросов; обучающую помощь: она состоит в разъяснении детям, например: почему правильное выполнение задания требует выделения из записи второго и четвертого из рассматриваемых предложений. Как видно из мох наблюдений, даже при оказании наибольшей обучающей помощи, дети отнюдь не механически следуют за учителем, а обдумывают, осознают предлагаемые им решения и ответы.

Итак, стимулирующая помощь организует ребенка, обостряет внимание, включает его в работу, уточняя суть учебного задания. Получив эту помощь и справившись с заданием, ребенок утверждается в своих учебных возможностях и, что не менее важно, в дальнейшем успешнее, спокойнее и быстрее приступает к выполнению учебных заданий.

Направляющая помощь ведет ребенка от совместного с учителем первого операционного шага к следующим шагам, но уже собственным, самостоятельным.

Обучающая помощь при совместном (учителя с учеником) выполнении задания, во-первых, не оставляет ребенка за гранью невыполнения задания, во вторых, от действия по аналогии (по прямому научению) переводит на все более сознательные и самостоятельные действия.

Содержание интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в конкретном общеобразовательном учреждении определяется вариативными образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин. Слайд 9-10-11

Мониторинг познавательных процессов и основных компетенций по русскому языку и литературе позволил мне скорректировать рабочие программы по данным предметам для учащихся данной категории детей. На освоение предмета «русский язык» выделено в учебном плане 4 часа, на освоение предмета «литература» - 2 часа в неделю.

Коррекционно-развивающее обучение учащихся с задержкой психического развития осуществляется на всех уроках и должно обеспечивать усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом. С учетом психолого-педагогических и физических особенностей учащихся возможна разработка индивидуальных программ обучения, реализация которых осуществляется параллельно освоению другими учащимися общей программы обучения. Слайд 12

 Методические аспекты интегрированного обучения.

Обучение детей с задержкой психического развития предполагает как классическое построение учебных занятий (проверка степени усвоения предыдущего материала, введение, основная часть, заключение, повторение пройденного), так и применение нетрадиционных методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся (проектирование, брейнсторминг (мозговой штурм) и иное). Процесс обучения необходимо строить на основе принципа индивидуального и дифференцированного подхода. Сущность индивидуального подхода заключается в подборе организационных форм, методических приемов, наиболее эффективных в отношении конкретного ребенка.

Рекомендуемая продолжительность в I классе – 35 минут, во II и последующих классах – 40 минут.

На каждом уроке предусматривается обязательное проведение двух физкультпауз с включением упражнений, корригирующих познавательные особенности детей.

Домашние задания даются учащимся с задержкой психического развития с учетом выполнения их в пределах: I класс – 30 – 40 минут; II-IV классы – до 1 часа; V-VI классы – 1,5 часа; VII-IX классы – 2,5 часа; X-XI классы – 3 часа.

Знания учащихся с задержкой психического развития оцениваются в установленном порядке с учетом особенностей познавательной сферы. Политика оценки знаний, методы и процедуры экзаменов должны давать возможность детям с ограниченными возможностями продемонстрировать достижения и результаты в обучении наравне с их сверстниками. Учебные учреждения интегрированного образования должны рассмотреть возможность принятия альтернативных/гибких методов проверки знаний и экзаменов и обеспечить доступность экзаменов или презентации работ в альтернативных формах.

Аттестация учащихся с ограниченными возможностями осуществляется по установленным для обычных учащихся правилам. Выпускники общеобразовательного учреждения интегрированного обучения, независимо от состояния здоровья получают соответственно свидетельство о девятилетнем образовании или аттестат о среднем образовании.

Аттестационные мероприятия (экзамены) проводятся в сроки, установленные для общеобразовательных школ. Материалы экзаменационных работ для выпускников школы составляются образовательным учреждением и утверждаются Департаментом образования. Организация аттестационных мероприятий предполагает учет особенностей состояния здоровья учащихся с задержкой психического развития (например, увеличение времени на выполнение заданий).

Единый государственный экзамен (ЕГЭ), как форма итоговой аттестации, является завершающим элементом Общего образования. В школах инклюзивного образования для детей с инвалидностью должны быть предусмотрены специальные условия сдачи ЕГЭ, включая: возможность выполнения ЕГЭ с помощью компьютера, предоставление детям с ограниченными возможностями в случае необходимости отдельных аудиторий и/или личных сопровождающих, выделение дополнительного времени, а также дополнительных бланков и листов для черновиков и многое другое.

Дети являются активными участниками создания инклюзивной среды. В общеобразовательном учреждении интегрированного обучения необходимо проведение «уроков толерантности» на специальных встречах во внеучебное время, на классных часах, а также на уроках ОБЖ, с целью развития понимания инвалидности, приобщения учащихся к культуре взаимопомощи, ответственности, уважения к человеческим различиям.

Создание инклюзивной среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями оказывает положительное влияние не только на качество обучения, но и на формирование их как личности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!