СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивное образование

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

К 2021 году фиксируется рост количества детей-ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование»

Инклюзивное образование: достоинства и проблемы.

К 2021 России фиксируется рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Об этом заявила уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова на итоговой коллегии Минпросвещения.

По ее словам таких детей стало больше на 9,4%. При этом она назвала «положительной тенденцией» перевод таких детей в обычные школьные классы. «Радует, что в обычных классах на 17,3% выросло число таких детей… Инклюзивное образование у нас развивается», — сказала Кузнецова.

Она призвала обратить особое внимание на медицинское сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных организациях, отметив, что таким детям «постоянно или периодически нужна медицинская помощь» и этот вопрос пока не решен

В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В ней говорится «в целях реализации права на образование государства - участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека» [3].

Вступивший в силу 1 сентября 2013 года Фeдeральный закoн «Об обрaзовaнии» шиpoкo рacпaхнул двepи рoссийских шкoл для детей с OBЗ и законодательно закрепил их право на специальные образовательные условия [6].

С 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ОВЗ, где содержание образования строго поделено на две части: академический компонент и жизненные компетенции [5].

В 2010 г. Президентом РФ была принята и утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в которой была провозглашена идея «Новая школа – для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» [4].

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обязывает систему образования создавать условия для практической реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов. Цель и смысл инклюзивного образования в массовой общеобразовательное школе - это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательных программ, социальных навыков наряду со сверстниками [4].

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создаёт особые условия для них. Каждый ребёнок с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается необходимой поддержкой, и имеет как индивидуальную общеобразовательную программу, так и коррекционно-развивающую.

Инклюзия направлена на развитие у всех детей способностей, необходимых для общения и дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни. При этом они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Эта теория признаёт, что все дети могут полноценно учиться, получая образовательный и социальный опыт вместе со сверстниками, посещая те же школы, что и их братья, сестры и друзья, а их отличительные особенности достойны уважения.

Однако в реальности все не так гладко, как бы хотелось всем. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует большого терпения и кропотливости. Но даже такой подход к организации учебно-воспитательного процесса не обходится без проблем.

Родители, ребенок и образовательное учреждение сталкиваются с трудностями, мешающими реализовывать программу обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, так как большинство российских школ сегодня традиционно ориентированы не на личность конкретного ребёнка, тем более «особого», а на результаты (высокие баллы по ЕГЭ, процент поступивших в ВУЗы). В условиях жёсткой конкуренции побеждают самые умные, самые здоровые и самые сильные.

Устоявшаяся система школьных ценностей образовательных учреждений находится в противоречии с идеей инклюзивного образования, которое следует начинать с самого раннего возраста и продолжать его на школьных ступенях. Только благодаря ранней инклюзии проще и естественнее происходит включение ребенка в коллектив сверстников. Такая модель является наиболее оптимальной для образования и социализации ребенка.  Но, если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, результат которой полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.

Таким образом, приоритетом в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является индивидуальный подход с учетом специфики их психики и здоровья. Ключевым моментом в такой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно принимать, учитывать и создавать. А это не только пандусы для колясочников или тактильные приспособления для слепых и слабовидящих, но и адаптированные образовательные программы, и педагогический коллектив, способный с ними работать: учителя, прошедшие подготовку по инклюзивному обучению, специалисты службы сопровождения (логопеды, дефектологи, социальные педагоги, тьюторы, воспитатели) – все те, кто обеспечивает индивидуальный маршрут ребенка.

Много проблем возникает из-за недостаточной разработки нормативно-правовой базы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья – как федерального, так и регионального уровня. Существуют проблемы с финансированием, так как на подготовку школ и осуществление инклюзивного обучения детей с ОВЗ нужны значительные финансовые затраты - как на совершенствование материально-технической базы учреждений, так и на заработную плату педагогов, повышение  их квалификации.

В школе «особый» ребёнок может столкнуться и с проблемами социального характера. На первый план у него выходит проблема общения с одноклассниками. Психология детей отличается от психологии взрослых. Не редки случаи, когда такому ребенку в школе устраивают невыносимые условия: его обзывают, унижают. Бывают и положительные примеры, когда одноклассники ведут себя как защитники и покровители слабого.

Считаю, что совместное обучение полезно не только ребенку с ограниченными возможностями здоровья, но и здоровым детям, и нам, взрослым. Чувствуя поддержку «особый» ребёнок успешнее овладевает школьной программой, повышается его самооценка, он стойко и спокойно преодолевает все трудности.

Много проблем может возникнуть из-за того, что некоторые родители против того, чтобы в классе с их здоровым ребенком обучался ребенок-инвалид. Они высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребёнка. У здоровых детей под таким влиянием родителей неправильно формируется психика. Человек, который рос и воспитывался по таким понятиям, соприкасаясь с реальностью, будет проявлять, в лучшем случае, недоумение, брезгливость, в худшем — жестокость, равнодушие по отношению к людям с проблемами в здоровье.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что проблемы заключаются не только в создании специальных условий для организации совместного образования здоровых детей и детей-инвалидов, но и в изменении общественного мнения в отношении инвалидов в целом.

Создание полноценной безбарьерной среды в школах для всех детей с ограниченными возможностями здоровья – это сравнительно новый подход для российского образования. При создании инклюзивных школ, школ открытых для всех, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нём – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие. Инклюзивное образование дает возможность «особым» детям ходить в обычные школы и учиться вместе со сверстниками, у которых появляется больше сочувствия и сопереживания, понимания и терпимости.

Дети – это будущие члены общества, и если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья, то в будущем они будут воспринимать их, как полноценных членов общества. «Особый» ребёнок и наше общество пока только учатся жить вместе. Принимая такого ребенка, общество подтверждает: дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные права с другими детьми.