СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивное образование детей с сенсорными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями слуха и нарушением зрения, условия эффективной реализации инклюзивного образования детей данной категории, а также приведены примеры конкретных учреждений, реализующих на практике инклюзивное образование детей с нарушениями слуха, зрения.

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование детей с сенсорными нарушениями»

 Инклюзивное образование детей с сенсорными нарушениями Выполнила: Учитель-логопед Анисимова Е.В.

Инклюзивное образование детей с сенсорными нарушениями

Выполнила:

Учитель-логопед

Анисимова Е.В.

Изучаемые вопросы: 1.  Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями слуха. 2.  Условия эффективной реализации инклюзивного образования детей с нарушениями слуха. 3.  Модели и формы инклюзивного образования детей с нарушениями слуха. 4.  Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями зрения. 5.  Условия эффективной реализации инклюзивного образования детей с нарушениями зрения. 6.  Модели и формы инклюзивного образования детей с нарушениями зрения. 7.  Примеры конкретных учреждений, реализующих на практике инклюзивное образование детей с нарушениями слуха, зрения.

Изучаемые вопросы:

1. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями слуха.

2. Условия эффективной реализации инклюзивного образования детей с нарушениями слуха.

3. Модели и формы инклюзивного образования детей с нарушениями слуха.

4. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями зрения.

5. Условия эффективной реализации инклюзивного образования детей с нарушениями зрения.

6. Модели и формы инклюзивного образования детей с нарушениями зрения.

7. Примеры конкретных учреждений, реализующих на практике инклюзивное образование детей с нарушениями слуха, зрения.

1. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями слуха. Особенности инклюзивного обучения детей с нарушением слуха изучены различными авторами: И. М. Гилевич, Л. И. Тиграновой, Э. И. Леонгард, Н. Н. Малофеевым, Э. В. Мироновой, Н. Д. Шматко.

1. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями слуха.

Особенности инклюзивного обучения детей с нарушением слуха изучены различными авторами:

  • И. М. Гилевич,
  • Л. И. Тиграновой,
  • Э. И. Леонгард,
  • Н. Н. Малофеевым,
  • Э. В. Мироновой,
  • Н. Д. Шматко.
 Авторы отмечают, что успешность инклюзии в большой степени определено временем ее начала: при наличии ранней коррекционной помощи тяжелые последствия, в виде недоразвития речи или ее отсутствия, могут быть ослаблены или даже устранены.  Инклюзивное образование обеспечивает детям с различными нарушениями слуха равные права и возможности в получении образовательных услуг, и к тому же предусматривает специальную психолого-педагогическую помощь в соответствии с их возможностями.

Авторы отмечают, что успешность инклюзии в большой степени определено временем ее начала: при наличии ранней коррекционной помощи тяжелые последствия, в виде недоразвития речи или ее отсутствия, могут быть ослаблены или даже устранены.

Инклюзивное образование обеспечивает детям с различными нарушениями слуха равные права и возможности в получении образовательных услуг, и к тому же предусматривает специальную психолого-педагогическую помощь в соответствии с их возможностями.

 Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в условиях инклюзии - это процесс взаимосвязанной деятельности всех субъектов образования, целью которого является обеспечение эффективного взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с социальной средой, способствующего его самоопределению, самоактуализации, самоутверждению, саморазвитию. Такое сопровождение имеет несколько аспектов (по мнению Л. П. Назаровой): • психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в общеобразовательной школе; • психолого-педагогическое сопровождение детей с нормальным слухом в процессе взаимодействия их с детьми, имеющими нарушение слуха; • психолого-педагогическое сопровождение учителей по взаимодействию с детьми с нарушением слуха; • сопровождение детей с нарушением слуха по специфическим дисциплинам (развитие слухового восприятия, формирование произношения); • организация сопровождения в семье.

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в условиях инклюзии - это процесс взаимосвязанной деятельности всех субъектов образования, целью которого является обеспечение эффективного взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с социальной средой, способствующего его самоопределению, самоактуализации, самоутверждению, саморазвитию.

Такое сопровождение имеет несколько аспектов (по мнению Л. П. Назаровой):

• психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в общеобразовательной школе;

• психолого-педагогическое сопровождение детей с нормальным слухом в процессе взаимодействия их с детьми, имеющими нарушение слуха;

• психолого-педагогическое сопровождение учителей по взаимодействию с детьми с нарушением слуха;

• сопровождение детей с нарушением слуха по специфическим дисциплинам (развитие слухового восприятия, формирование произношения);

• организация сопровождения в семье.

2. Условия эффективной реализации инклюзивного образования детей с нарушениями слуха. Нарушение слуха у ребенка создает необходимость специального структурирования образовательной среды с учетом материально-технического и содержательного компонентов.

2. Условия эффективной реализации инклюзивного образования детей с нарушениями слуха.

Нарушение слуха у ребенка создает необходимость специального структурирования образовательной среды с

учетом материально-технического и содержательного компонентов.

Адаптивные образовательные условия для детей с нарушениями слуха:  Полная интеграция, когда школьники обучаются в одном классе со слышащими, возможна по отношению к слабослышащим с развитой речью, т. е. первого отделения школы для слабослышащих. Но и в этом случае интеграция может быть успешной только при условии, если она хорошо подготовлена. Специальная подготовки кадров общеобразовательных учреждений (особое внимание уделяется подготовке сурдопедагога). Проведения занятий коррекционного компонента. Обязательна систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка для реализации особых образовательных потребностей. Активное участие родителей детей с нарушениями слуха. Необходимое материально-техническое обеспечение.

Адаптивные образовательные условия для детей с нарушениями слуха:

  • Полная интеграция, когда школьники обучаются в одном классе со

слышащими, возможна по отношению к слабослышащим с развитой речью,

т. е. первого отделения школы для слабослышащих. Но и в этом случае

интеграция может быть успешной только при условии, если она хорошо

подготовлена.

  • Специальная подготовки кадров общеобразовательных учреждений (особое внимание уделяется подготовке сурдопедагога).
  • Проведения занятий коррекционного компонента.
  • Обязательна систематическая специальная психолого-педагогическая

поддержка для реализации особых образовательных потребностей.

  • Активное участие родителей детей с нарушениями слуха.
  • Необходимое материально-техническое обеспечение.
3.  Модели и формы инклюзивного образования детей с нарушениями слуха. Осуществлять интеграцию детей надо с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него одну из моделей: Комбинированная интеграция подходит для детей, с соответствующим или близким к возрастной норме уровнем развития: по 1–2 человека на равных воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь специального учителя специальной группы (класса); Частичная интеграция – это такая интеграция, при которой дети с особыми нуждами, еще не способны на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1-2 человека;

3. Модели и формы инклюзивного образования детей с нарушениями слуха.

Осуществлять интеграцию детей надо с учетом уровня развития

каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него одну из моделей:

  • Комбинированная интеграция подходит для детей, с соответствующим

или близким к возрастной норме уровнем развития: по 1–2 человека на

равных воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную

коррекционную помощь специального учителя специальной группы (класса);

  • Частичная интеграция – это такая интеграция, при которой дети с

особыми нуждами, еще не способны на равных со здоровыми сверстниками

овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня

(например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1-2

человека;

При временной интеграции все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера. Полная интеграция может быть эффективна для детей по уровню психофизического и речевого развития близких возрастной норме и психологически готовых к совместному со здоровыми сверстниками обучению.
  • При временной интеграции все воспитанники специальной группы

(класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития

объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для проведения

различных мероприятий воспитательного характера.

  • Полная интеграция может быть эффективна для детей по уровню

психофизического и речевого развития близких возрастной норме и

психологически готовых к совместному со здоровыми сверстниками

обучению.

4.  Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями зрения. Данным вопросом занимались такие специалисты, как  Савина Е.А., Плаксина Л.И., Максименко О.В., Ремезова Л.А., Курицина О.В., Семаго М.М., Семаго Н.Я и др.

4. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями зрения.

Данным вопросом занимались такие специалисты, как

  • Савина Е.А.,
  • Плаксина Л.И.,
  • Максименко О.В.,
  • Ремезова Л.А.,
  • Курицина О.В.,
  • Семаго М.М.,
  • Семаго Н.Я и др.
 Инклюзивное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладевает знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нормально развивающиеся дети. Организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства. На сегодняшний день принимаются эффективные меры по введению инклюзивного обучения, которое сможет обеспечить детям с особенностями в развитии возможность получения образования в условиях общеобразовательных (массовых) учреждений.  Основным принципом инклюзии является гибкость построения всего процесса обучения , обеспеченность специалистами, отвечающими за оказание коррекционно-развивающей поддержки в процессе обучения, и создание соответствующей коррекционно-развивающей среды. Наряду с этим важно выделять принцип инклюзии, где процесс индивидуализации взаимодействия педагогов, родителей и специалистов строится с выделением индивидуальных особенностей ребенка.

Инклюзивное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладевает знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нормально развивающиеся дети. Организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства. На сегодняшний день принимаются эффективные меры по введению инклюзивного обучения, которое сможет обеспечить детям с особенностями в развитии возможность получения образования в условиях общеобразовательных (массовых) учреждений.

Основным принципом инклюзии является гибкость построения всего процесса обучения , обеспеченность специалистами, отвечающими за оказание коррекционно-развивающей поддержки в процессе обучения, и создание соответствующей коррекционно-развивающей среды. Наряду с этим важно выделять принцип инклюзии, где процесс индивидуализации взаимодействия педагогов, родителей и специалистов строится с выделением индивидуальных особенностей ребенка.

5.  Условия эффективной реализации инклюзивного образования детей с нарушениями зрения. Для инклюзивного образования детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях создаются необходимые условия: Специально оборудуются кабинеты врача-офтальмолога, психолога, тифлопедагога, учителя-логопеда, оснащенные материалами для проведения коррекционной работы, Профессиональная подготовка педагогов в области коррекционной педагогики и специальной психологии способствует успешной интеграции детей с ОВЗ. Организация работы с детьми с нарушением зрения, интегрированными в общеобразовательные группы осуществляется, учитывая степень нарушения зрительного восприятия и времени возникновения этих нарушений. Учитываются особые образовательные потребности детей. По результатам психолого-педагогической диагностики для детей разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы сопровождения.

5. Условия эффективной реализации инклюзивного образования детей с нарушениями зрения.

Для инклюзивного образования детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях создаются необходимые условия:

  • Специально оборудуются кабинеты врача-офтальмолога, психолога, тифлопедагога, учителя-логопеда, оснащенные материалами для проведения коррекционной работы, Профессиональная подготовка педагогов в области коррекционной педагогики и специальной психологии способствует успешной интеграции детей с ОВЗ.
  • Организация работы с детьми с нарушением зрения, интегрированными в общеобразовательные группы осуществляется, учитывая степень нарушения зрительного восприятия и времени возникновения этих нарушений.
  • Учитываются особые образовательные потребности детей.
  • По результатам психолого-педагогической диагностики для детей разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы сопровождения.
6.  Модели и формы инклюзивного образования детей с нарушениями зрения. Воспитатель включает ребенка в общеобразовательные занятия, при этом каждое задание и упражнение должно иметь коррекционную направленность: 1. При организации взаимодействия с ребенком (по Л. А. Дружининой) необходимо логическое сочетание индивидуальной и дифференцированной коррекционной работы. Для детей, которые трудно адаптируются в окружающей действительности, целесообразно проводить первое время только индивидуальные занятия с постепенным включением заданий для них и в подгрупповые занятия. 2. Реализация задач коррекционно-педагогической работы на общеобразовательных занятиях. 3. Индивидуальные занятия с ребенком лучше проводить в утренние часы, при этом следить, чтобы ребенок был в очках, не допускать зрительного утомления. 4. Основными средствами благоприятной среды и образа жизни ребенка остаются игры разного характера. Через игровое действие значительно легче добиться его доверия.

6. Модели и формы инклюзивного образования детей с нарушениями зрения.

Воспитатель включает ребенка в общеобразовательные занятия, при этом каждое задание и упражнение должно иметь коррекционную направленность:

1. При организации взаимодействия с ребенком (по Л. А. Дружининой) необходимо логическое сочетание индивидуальной и дифференцированной коррекционной работы. Для детей, которые трудно адаптируются в окружающей действительности, целесообразно проводить первое время только индивидуальные занятия с постепенным включением заданий для них и в подгрупповые занятия.

2. Реализация задач коррекционно-педагогической работы на общеобразовательных занятиях.

3. Индивидуальные занятия с ребенком лучше проводить в утренние часы, при этом следить, чтобы ребенок был в очках, не допускать зрительного утомления.

4. Основными средствами благоприятной среды и образа жизни ребенка остаются игры разного характера. Через игровое действие значительно легче добиться его доверия.

7.  Примеры конкретных учреждений, реализующих на практике инклюзивное образование детей с нарушениями слуха, зрения.  МБОУ

7. Примеры конкретных учреждений, реализующих на практике инклюзивное образование детей с нарушениями слуха, зрения.

  • МБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

(глухих и слабослышащих) №10 Г.Челябинска

  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №470 г. Челябинска» (1 группа для детей с нарушениями слуха)

  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 263для детей с нарушениями слуха

  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 138

компенсирующего вида второй категории для детей с нарушениями зрения

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Специальная

коррекционная общеобразовательная школа для детей с ограниченными

возможностями здоровья нарушения зрения № 127 города Челябинска