Инклюзивное образование детей с сенсорными нарушениями
Выполнила:
Учитель-логопед
Анисимова Е.В.
Изучаемые вопросы:
1. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями слуха.
2. Условия эффективной реализации инклюзивного образования детей с нарушениями слуха.
3. Модели и формы инклюзивного образования детей с нарушениями слуха.
4. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями зрения.
5. Условия эффективной реализации инклюзивного образования детей с нарушениями зрения.
6. Модели и формы инклюзивного образования детей с нарушениями зрения.
7. Примеры конкретных учреждений, реализующих на практике инклюзивное образование детей с нарушениями слуха, зрения.
1. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями слуха.
Особенности инклюзивного обучения детей с нарушением слуха изучены различными авторами:
- И. М. Гилевич,
- Л. И. Тиграновой,
- Э. И. Леонгард,
- Н. Н. Малофеевым,
- Э. В. Мироновой,
- Н. Д. Шматко.
Авторы отмечают, что успешность инклюзии в большой степени определено временем ее начала: при наличии ранней коррекционной помощи тяжелые последствия, в виде недоразвития речи или ее отсутствия, могут быть ослаблены или даже устранены.
Инклюзивное образование обеспечивает детям с различными нарушениями слуха равные права и возможности в получении образовательных услуг, и к тому же предусматривает специальную психолого-педагогическую помощь в соответствии с их возможностями.
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в условиях инклюзии - это процесс взаимосвязанной деятельности всех субъектов образования, целью которого является обеспечение эффективного взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с социальной средой, способствующего его самоопределению, самоактуализации, самоутверждению, саморазвитию.
Такое сопровождение имеет несколько аспектов (по мнению Л. П. Назаровой):
• психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в общеобразовательной школе;
• психолого-педагогическое сопровождение детей с нормальным слухом в процессе взаимодействия их с детьми, имеющими нарушение слуха;
• психолого-педагогическое сопровождение учителей по взаимодействию с детьми с нарушением слуха;
• сопровождение детей с нарушением слуха по специфическим дисциплинам (развитие слухового восприятия, формирование произношения);
• организация сопровождения в семье.
2. Условия эффективной реализации инклюзивного образования детей с нарушениями слуха.
Нарушение слуха у ребенка создает необходимость специального структурирования образовательной среды с
учетом материально-технического и содержательного компонентов.
Адаптивные образовательные условия для детей с нарушениями слуха:
- Полная интеграция, когда школьники обучаются в одном классе со
слышащими, возможна по отношению к слабослышащим с развитой речью,
т. е. первого отделения школы для слабослышащих. Но и в этом случае
интеграция может быть успешной только при условии, если она хорошо
подготовлена.
- Специальная подготовки кадров общеобразовательных учреждений (особое внимание уделяется подготовке сурдопедагога).
- Проведения занятий коррекционного компонента.
- Обязательна систематическая специальная психолого-педагогическая
поддержка для реализации особых образовательных потребностей.
- Активное участие родителей детей с нарушениями слуха.
- Необходимое материально-техническое обеспечение.
3. Модели и формы инклюзивного образования детей с нарушениями слуха.
Осуществлять интеграцию детей надо с учетом уровня развития
каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него одну из моделей:
- Комбинированная интеграция подходит для детей, с соответствующим
или близким к возрастной норме уровнем развития: по 1–2 человека на
равных воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную
коррекционную помощь специального учителя специальной группы (класса);
- Частичная интеграция – это такая интеграция, при которой дети с
особыми нуждами, еще не способны на равных со здоровыми сверстниками
овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня
(например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1-2
человека;
- При временной интеграции все воспитанники специальной группы
(класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития
объединяются со здоровыми детьми не реже двух раз в месяц для проведения
различных мероприятий воспитательного характера.
- Полная интеграция может быть эффективна для детей по уровню
психофизического и речевого развития близких возрастной норме и
психологически готовых к совместному со здоровыми сверстниками
обучению.
4. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями зрения.
Данным вопросом занимались такие специалисты, как
- Савина Е.А.,
- Плаксина Л.И.,
- Максименко О.В.,
- Ремезова Л.А.,
- Курицина О.В.,
- Семаго М.М.,
- Семаго Н.Я и др.
Инклюзивное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладевает знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нормально развивающиеся дети. Организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства. На сегодняшний день принимаются эффективные меры по введению инклюзивного обучения, которое сможет обеспечить детям с особенностями в развитии возможность получения образования в условиях общеобразовательных (массовых) учреждений.
Основным принципом инклюзии является гибкость построения всего процесса обучения , обеспеченность специалистами, отвечающими за оказание коррекционно-развивающей поддержки в процессе обучения, и создание соответствующей коррекционно-развивающей среды. Наряду с этим важно выделять принцип инклюзии, где процесс индивидуализации взаимодействия педагогов, родителей и специалистов строится с выделением индивидуальных особенностей ребенка.
5. Условия эффективной реализации инклюзивного образования детей с нарушениями зрения.
Для инклюзивного образования детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях создаются необходимые условия:
- Специально оборудуются кабинеты врача-офтальмолога, психолога, тифлопедагога, учителя-логопеда, оснащенные материалами для проведения коррекционной работы, Профессиональная подготовка педагогов в области коррекционной педагогики и специальной психологии способствует успешной интеграции детей с ОВЗ.
- Организация работы с детьми с нарушением зрения, интегрированными в общеобразовательные группы осуществляется, учитывая степень нарушения зрительного восприятия и времени возникновения этих нарушений.
- Учитываются особые образовательные потребности детей.
- По результатам психолого-педагогической диагностики для детей разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы сопровождения.
6. Модели и формы инклюзивного образования детей с нарушениями зрения.
Воспитатель включает ребенка в общеобразовательные занятия, при этом каждое задание и упражнение должно иметь коррекционную направленность:
1. При организации взаимодействия с ребенком (по Л. А. Дружининой) необходимо логическое сочетание индивидуальной и дифференцированной коррекционной работы. Для детей, которые трудно адаптируются в окружающей действительности, целесообразно проводить первое время только индивидуальные занятия с постепенным включением заданий для них и в подгрупповые занятия.
2. Реализация задач коррекционно-педагогической работы на общеобразовательных занятиях.
3. Индивидуальные занятия с ребенком лучше проводить в утренние часы, при этом следить, чтобы ребенок был в очках, не допускать зрительного утомления.
4. Основными средствами благоприятной среды и образа жизни ребенка остаются игры разного характера. Через игровое действие значительно легче добиться его доверия.
7. Примеры конкретных учреждений, реализующих на практике инклюзивное образование детей с нарушениями слуха, зрения.
- МБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(глухих и слабослышащих) №10 Г.Челябинска
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №470 г. Челябинска» (1 группа для детей с нарушениями слуха)
- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 263для детей с нарушениями слуха
- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 138
компенсирующего вида второй категории для детей с нарушениями зрения
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Специальная
коррекционная общеобразовательная школа для детей с ограниченными
возможностями здоровья нарушения зрения № 127 города Челябинска