Инклюзивное образование: проблемы и перспективы .
Подготовила: Паськова Т.В.
2018 г
Инклюзия в образовании
- Включение детей с особыми образовательными потребностями (де-тей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется «инклюзия в образовании» , и, соответственно, образование в русле этого подхода – это «инклюзивное образование» .
Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.
Подходы к пониманию инвалидности
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приня - ты в качестве стандартов для мирового сообщества сле - дующие признаки понятия «инвалидность»:
- любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции ;
- ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше де - фектов)способности выполнять фун к кции так, как счи - тается нормальным для среднего человека;
- затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков,которое полностью или частично мешает человеку выпол - нять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и куль - турной принадлежности )
Подходы к пониманию инвалидности
В настоящее время существует два основных под-хода к инвалидности: медицинская модель инвалидности (традиционный подход) и социальная модель инвалидности. Медицинская модель инвалидности определяет инвалидность как медицинский феномен («больной человек», «человек с тяжелыми физическими увечьями», «человек с недостаточным интеллектуальным развитием» Исходя из этой модели, инвалидность рассма-тривается как недуг, заболевание, патология .
Согласно социальной модели, человек с индивидуальностью должен быть равноправным субъек-том, общественных отношений, которому общество должно предоставить равные права, равные возможности, равную ответственность и свободный выбор с учетом его особых потребностей. При этом человек с инвалидностью должен иметь возможности интегрироваться в общество на своих собственных условиях, а не быть вынужденным приспо-сабливаться к правилам мира «здоровых людей».
Барьеры в образовании
Модели инклюзии
Принципы инклюзии.
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Нормативно-правовая база развития инклюзивного образования
2010 г. – Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
2012 г. – Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
2013 г. - закон «об Образовании».
2013г. – Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
2016 г. - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Трудности внедрения инклюзивного образования
- Отсутствие необходимых специалистов в образовательных учреждениях (психологов, дефектологов, тьюторов).
- Недостаточный опыт работы имеющихся специалистов.
- Несоответствие системы подготовки кадров требованиям инклюзивного образования.
Трудности внедрения инклюзивного образования
- Недостаточное материально-техническое оснащение школ
- Возрастание психологической и физической нагрузки преподавателей.
- Необходимость внесения изменений в процесс администрирования школой.
- Неготовность основной части общества принять детей с ОВЗ как полноправных членов общества.
Результатом внедрения инклюзивного образования в детские сады и школы могут кардинально поменять взляды на детей с ограниченными возможностями. А это, в свою очередь, открывает для них возможности для удачливой и счастливой жизни.
Предоставление инклюзивного обучения детям с ограниченными возможностями будет способствовать их активному участию во всех мероприятиях обще-образовательного процесса.
Спасибо за внимание!