Инновационная деятельность педагогов в учебно-воспитательном процессе
Все чаще и чаще сегодня мы слышим об инновационной педагогической деятельности, употребляем слова "инновациии", педагоги стремятся использовать ннновационные технологии в своей работе. А что же такое «инновационная деятельность»?
Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие:
это что-то новое по сравнению с предыдущим, и
это новое направлено целиком и полностью на повышение качества воспитания и образования обучающихся, т.е. на эффективность учебно-воспитательного процесса в целом. Давайте обратимся к толковому словарю. Как он дает толкование данному понятию. Итак, инновационная деятельность - это
- целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов;
- получение новых знаний и внедрение их в педагогическую практику;
- это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества воспитания и образования. В этой связи нужно отметить и появление педагогов-новаторов, которые и занимаются внедрением инноваций в педагогический процесс, в практику обучения и воспитания. За последнее время в стране появилось достаточно много новых педагогических технологий, которые с большим успехом используются в работе учителями и воспитателями. И в первую очередь, можно назвать технологии ТРИЗ- теории решения изобретательных задач. Это требование сегодняшнего времени. Так кто же такой педаго-инноватор?
Педагог - инноватор сегодня - это педагог, способный последовательно и целенаправленно вносить новаторские идеи в практику своей профессиональной деятельности, достигая при этом гарантированных качественных положительных результатов. Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы, например,
- МО по определенной теме или направлению деятельности (у нас такие МО существует в школе, все вы их знаете);
- проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного, воспитательного или другого процесса. (Например, Я, Коннова Н.Б.. и Шейко Н.Ю., Федорова Т.Г., Новичихина Л.П. и Крашенинникова СС., составляем творческую группу, которой был разработан проект «Жизнь как подвиг», реализуемый на данный момент в нашей школе). А теперь рассмотрим виды педагогических технологий:
Виды педагогических инноваций:
Внутрипредметные инновации, то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его проведения. Примером может служить освоение авторских методических технологий (например, программа «Прайд», программа восстановительных технологий и др.)
Общеметодические инновации: к ним относятся внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для воспитанников, проектная деятельность и т.д.
Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию учреждений..
Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.
Инновации в обучении и воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых учебно-воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать (уничтожать, сглаживать) асоциальные явления в детско-юношеской среде.
Инновационные технологии, методы и формы работы,
использование которых, способствует формированию профессиональной компетентности учителя. Личностно ориентированные технологии.
Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении и воспитании должен осуществляться на индивидуальном уровне.
Интегрированные занятия.
Интегрированные занятия - это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры.
Информационные технологии.
К ним относятся компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала, презентации по теме. Также компьютер и интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, курсах, конференциях и виртуальных экскурсиях и т.д.
Интерактивные подходы.
Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «мозговая атака»). Учение через обучение – метод обучения, при котором воспитанники с помощью воспитателя готовят и проводят мероприятие.
Технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ученик учит другого ученика. Коммуникация двух обучающихся происходит в форме диалога.
Работа в малых группах - одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.
Также к инновационным технологиям можно отнести и следующие современные технологии:
- проектная деятельность;
- тьюторство (это такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия);
- КТД (о них мы уже с вами говорили);
- здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя создание благоприятного психологического климата, охрану здоровья и пропаганду здорового образа жизни.
Для рассмотрения вопроса о использовании различных педагогических технологий в обучении на уроках гуманитарного цикла расскажут учителя-предметники: Шейко Н.Ю." Формы и методы работы на уроках русского языка), ФедороваТ.Г. "Фомы и методы работы на уроках иностранного языка(немецкого), Крашенинникова С.С. "Применение проектного метода на уроках истории и обществознания", а также об использовании интерактивных технологий на уроках мировой художественной культуры и ОБЖ расскажет учитель Новичихина Л.П.
( Идет демонстрация слайдов, педагоги делятся опытом своей работы по данной тематике).
Я благодарю коллег за предоставленные теоретические сведения и полученные практические результаты своей деятельности при обучении детей с использованием современных педагогических технологий.
Давайте с Вами побываем в роли детей и попробуем некоторые технологии применить сейчас.
Итак, составление синквейна. Я прошу разделиться на 4 группы по 3 человека. Составьте синквейн к слову "ЗОЖ", "Государство", "Общество". (Работа в группах, проверка). Напоминаю памятку при составлении синквейна.
1. Строка- Тема
2. Два прилагательных по теме.
3. Три глагола, которые определяют ее действие.
4. Фраза из 4-5 слов.
5. Вывод.
Детям очень нравится этот вид работы. Неоднократно учителя гуманитарного цикла и классные руководители принимали участие в конкурсе синквейнов, даже заняли призовые места.(Чинарев Даниил, 7 класс, 3 место, 2020 г.). Теперь пришло время озвучить полученные у Вас синквейны.
1.Государство.
2. Сильное, мощное.
3. Развивается, процветает, стабилизируется
4. Государство- это мы.
5. Закон.
1.Общество
2. Законопослушное и демократическое.
3.Реформируется, живет, изменяется
4. Общество- это группа людей
5.Земля.
1. ЗОЖ
2. Полноценный, безвредный
3. Закаляет, развивает, предостерегает
4.ЗОЖ- это главное здоровье человека.
5. Счастье
"Кластер", " Знаю, умею, хочу узнать", "Да-нет", Фишбоуин". Спасибо, коллеги, за прекрасную работу и участие в практическом экперименте.
И в заключение я хочу сказать о том, что нужно помнить следующее:
Инновации могут быть представлены в виде:
- абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
- относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику). Новшество не обязательно является чем – то новым, но обязательно чем – то лучшим, прогрессивным и эффективным.