СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная деятельность педагога в учебно-воспитательном процессе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. Сегодня слово "Инновации" прочно вошло в жизнь почти каждого педагога. Что же такое инновации, как их используют в своей работе учителя? Этим вопросам посвящено выступление   руководителя МО учителей гуманитарного цикла  на  заседании  ШМО.

Просмотр содержимого документа
«Инновационная деятельность педагога в учебно-воспитательном процессе»

Инновационная деятельность педагогов в учебно-воспитательном процессе

Все чаще и чаще сегодня мы слышим об инновационной педагогической деятельности, употребляем слова "инновациии", педагоги стремятся использовать ннновационные технологии в своей работе. А что же такое «инновационная деятельность»?

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие:

это что-то новое по сравнению с предыдущим, и

это новое направлено целиком и полностью на повышение качества воспитания и образования обучающихся, т.е. на эффективность учебно-воспитательного процесса в целом. Давайте обратимся к толковому словарю. Как он дает толкование данному понятию. Итак, инновационная деятельность - это

- целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов;

- получение новых знаний и внедрение их в педагогическую практику;

- это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества воспитания и образования. В этой связи нужно отметить и появление педагогов-новаторов, которые и занимаются внедрением инноваций в педагогический процесс, в практику обучения и воспитания. За последнее время в стране появилось достаточно много новых педагогических технологий, которые с большим успехом используются в работе учителями и воспитателями. И в первую очередь, можно назвать технологии ТРИЗ- теории решения изобретательных задач. Это требование сегодняшнего времени. Так кто же такой педаго-инноватор?

Педагог - инноватор сегодня - это педагог, способный последовательно и целенаправленно вносить новаторские идеи в практику своей профессиональной деятельности, достигая при этом гарантированных качественных положительных результатов. Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы, например,

- МО по определенной теме или направлению деятельности (у нас такие МО существует в школе, все вы их знаете);

- проблемные (творческие) группы, в которых  педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного, воспитательного или другого процесса. (Например, Я, Коннова Н.Б.. и Шейко Н.Ю., Федорова Т.Г., Новичихина Л.П. и Крашенинникова СС., составляем творческую группу, которой был разработан проект «Жизнь как подвиг», реализуемый на данный момент в нашей школе).  А теперь рассмотрим виды педагогических технологий:

Виды педагогических инноваций:

Внутрипредметные инновации, то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его проведения. Примером может служить освоение авторских методических технологий (например, программа «Прайд», программа восстановительных технологий и др.)
Общеметодические инновации: к ним относятся внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для воспитанников, проектная деятельность и т.д.
Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию учреждений..
Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

Инновации в обучении и воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых учебно-воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать (уничтожать, сглаживать) асоциальные явления в детско-юношеской среде.

Инновационные технологии, методы и формы работы,

использование которых, способствует формированию профессиональной компетентности учителя. Личностно ориентированные технологии. 

Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении и воспитании должен осуществляться на индивидуальном уровне.
Интегрированные занятия. 

Интегрированные занятия - это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия - четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры. 

Информационные технологии. 

К ним относятся компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала, презентации по теме. Также компьютер и интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, курсах, конференциях и виртуальных экскурсиях и т.д.
Интерактивные подходы

Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «мозговая атака»). Учение через обучение – метод обучения, при котором воспитанники с помощью воспитателя готовят и проводят мероприятие.


Технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ученик учит другого ученика. Коммуникация двух обучающихся происходит в форме диалога.

Работа в малых группах - одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. 

Также к инновационным технологиям можно отнести и следующие современные технологии:

- проектная деятельность;

- тьюторство (это такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия);

- КТД (о них мы уже с вами говорили);

- здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя создание благоприятного психологического климата, охрану здоровья и пропаганду здорового образа жизни.

Для рассмотрения вопроса о использовании различных педагогических технологий в обучении на уроках гуманитарного цикла расскажут учителя-предметники: Шейко Н.Ю." Формы и методы работы на уроках русского языка), ФедороваТ.Г. "Фомы и методы работы на уроках иностранного языка(немецкого), Крашенинникова С.С. "Применение проектного метода на уроках истории и обществознания", а также об использовании интерактивных технологий на уроках мировой художественной культуры и ОБЖ расскажет учитель Новичихина Л.П.

( Идет демонстрация слайдов, педагоги делятся опытом своей работы по данной тематике).

Я благодарю коллег за предоставленные теоретические сведения и полученные практические результаты своей деятельности при обучении детей с использованием современных педагогических технологий.

Давайте с Вами побываем в роли детей и попробуем некоторые технологии применить сейчас.

Итак, составление синквейна. Я прошу разделиться на 4 группы по 3 человека. Составьте синквейн к слову "ЗОЖ", "Государство", "Общество". (Работа в группах, проверка). Напоминаю памятку при составлении синквейна.

1. Строка- Тема

2. Два прилагательных по теме.

3. Три глагола, которые определяют ее действие.

4. Фраза из 4-5 слов.

5. Вывод.

Детям очень нравится этот вид работы. Неоднократно учителя гуманитарного цикла и классные руководители принимали участие в конкурсе синквейнов, даже заняли призовые места.(Чинарев Даниил, 7 класс, 3 место, 2020 г.). Теперь пришло время озвучить полученные у Вас синквейны.

1.Государство.

2. Сильное, мощное.

3. Развивается, процветает, стабилизируется

4. Государство- это мы.

5. Закон.

1.Общество

2. Законопослушное и демократическое.

3.Реформируется, живет, изменяется

4. Общество- это группа людей

5.Земля.

1. ЗОЖ

2. Полноценный, безвредный

3. Закаляет, развивает, предостерегает

4.ЗОЖ- это главное здоровье человека.

5. Счастье

"Кластер", " Знаю, умею, хочу узнать", "Да-нет", Фишбоуин". Спасибо, коллеги, за прекрасную работу и участие в практическом экперименте.

И в заключение я хочу сказать о том, что нужно помнить следующее:

Инновации могут быть представлены в виде:

-   абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);

-   относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику). Новшество не обязательно является чем – то новым, но обязательно чем – то лучшим, прогрессивным и эффективным.