СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные формы организации занятий технического творчества в сфере дополнительного образования детей

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке описаны применение методов педагогических технологий на занятиях в детских образовательных объединениях для детей с овз.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные формы организации занятий технического творчества в сфере дополнительного образования детей»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда

Ульяновской области»







Тема выступления:

Инновационные формы организации занятий

технического творчества

в сфере дополнительного образования детей









Докладчик:

Ларина Татьяна Васильевна-

методист, педагог дополнительного образования

















Г. Димитровград 2022




Инновационные формы организации занятий

технического творчества

в сфере дополнительного образования детей


Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия в учреждениях дополнительного образования детей  для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности.

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода

  • Личностно-ориентированное обучение;

  • технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

  • технология дифференцированного обучения;

  • коллективный способ обучения;

  • технологии адаптивной системы обучения;

  • педагогика сотрудничества  («проникающая технология»);

  • технология КТД;

  • технология ТРИЗ;

  • проблемное обучение;

  • коммуникативная технология;

  • технология программированного обучения;

  • игровые технологии;

  • технологии развивающего обучения.

Технология личностно-ориентированного обучения

  • Максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

  • В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

Технология дифференцированного обучения

  • Комплектование учебных групп однородного состава;

  • внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;

  • профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей;

  • при контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.

Технология индивидуального обучения

  • Такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный

  • подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

  • В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.

  • Коллективный способ обучения (групповые технологии)

  • Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. 





Технология коллективной творческой деятельности (КТД)

  • Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Технология «ТРИЗ». 

  • Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно. 

Технология исследовательского (проблемного) обучения

  • Особенностью данного подхода является реализация идеи "обучение через открытие"ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

  • Особенностью данного подхода является реализация идеи "обучение через открытие"ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

  • Особенностью данного подхода является реализация идеи "обучение через открытие"ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Технология программированного обучения

  • Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника и др.). Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями.



Игровые технологии

  • В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:

  • разбудить активность детей;

  • вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

  • подвести эту деятельность к процессу творчества;

  • опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Технология проектной деятельности

«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь».

(китайская пословица)

Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познаний, чем из своих успехов.

Дж. Дьюи

Технология проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Что такое проект?

Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

Проектная деятельность на занятиях.

Исследовательская  работа «Автомобили привычные и необычные»

Срок реализации: Краткосрочный (2 недели.)

Автор проекта-Кукарев Антон

Куратор проекта-Ларина Татьяна Васильевна методист, педагог д/о,

Актуальность темы: техника в жизни людей занимает одно из важных мест. Без нее было бы трудно выполнять действия, связанные с перемещением различных грузов и людей. А в современном мире автомобили являются не только средством передвижения, но и служат для повседневной жизни.

Основанием для разработки проекта послужило желание родителей купить автомобиль для семьи. Просмотрев на сайтах множество автомобилей , у меня возник вопрос: «А кто придумал автомобиль? Как он выглядел раньше? Что люди делали без автомобилей раньше?»

Гипотеза исследования:

Что такое автомобиль?

Цель проекта: познакомиться с историей создания автомобиля, найти интересные экземпляры

Задачи:

  • найти определение понятия автомобиль;

  • провести опрос среди одноклассников о наличии автомобиля в семье; наличие автомобиля у соседей и знакомых

  • найти информацию о создании первых автомобилей; фото изобретателя

  • найти информацию о необычных автомобилях;

  • обобщить полученные данные и отобрать наиболее интересный материал;

  • составить отчёт о проделанной работе в виде презентации;

  • выступить с докладом перед одноклассниками.

Методы исследования:

Беседы, рассматривание иллюстраций, интернет ресурсы, обобщение, использование литературы:

В результате своих исследований я пришел к следующим выводам:

Познакомился с историей создания автомобиля.

Узнал имена первых изобретателей автомобиля;

Собрал интересные исторические сведения о средствах передвижения;

Научился делать первые в своей жизни выводы по исследовательской работе.

Мне очень понравились вовлекать друзей в свое исследование, потому что вместе это делать интересно! 

Поставил перед собой цель: собрать коллекцию автомобилей!



«Применение игровых технологий на занятиях в ДОО технической направленности.


Игра — это деятельность, которая проявляется в способности человека преображать действительность.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, но и выполняют ряд других функций:

1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает обучающимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности обучающихся.

Педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей  педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В игровой форме обучающиеся легко воспроизводят в своей памяти изученный ранее материал и используют его в учебных и практических целях. Можно на каждом занятии оставлять несколько минут для какой-нибудь викторины, конкурса или игры. Но не стоит забывать, что занимательность не главное на занятии, она – одно из средств решения учебно-воспитательных задач.

На занятиях можно использовать: стихи, сказки, кроссворды, «работы над ошибками», викторины, загадки, дидактические игры на закрепление знаний, умений и навыков.

Дидактические игры

Специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры.

Дидактические игры развивают сообразительность, логику, пространственное воображение, математические, конструкторские и прочие способности, столь необходимые для творчества.

1.Игры-упражнения. Они способствуют познавательным способностям воспитанников, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, чайнворды, сканворды, брейкворды. Такие игры помогают детям закрепить изученный учебный материал, а педагогу выявить уровень остаточных знаний детей по определенной теме программы.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Заочная экскурсия. (Квест, игра по станциям. Пр. – Путешествие в мир сказок, путешествие в страну Великобританию)

3. Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли. Такие игры носят и профориентационный характер. Ролевые, имитационные игры называются активными методами обучения потому, что позволяют «погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми» (Например. – Магазин игрушек – Покупатель и продавец)

4. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Дети соревнуется, разделившись на команды. В ходе таких игр проявляются знания, умения и навыки.

Разрабатывая игры, необходимо постараться привлечь обучающихся в процесс подготовительной игры, это их вдохновляет, способствуют проявлению новых выдумок детей.

Использование игровой технологии на учебных занятиях в системе ДОД помогает активизировать деятельность обучающихся, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения для них занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.


Настольные игры

Настольные игры предназначены как для одного-двух игроков, так и для небольших групп. Это различные головоломки, лото, игры с фишками, карточками и т.д. Большим подспорьем могут служить картинки, рисунки, иллюстрации. Они обогащают детей новыми знаниями, развивают зрительную память, внимание, творчество.

Вот несколько вариантов, как играть с иллюстрациями и картинками.

«Собери мозаику». Ведущий предлагает участникам собрать из различных частей целую картинку.

«Угадай картинку по фрагменту». Рассмотрев несколько картинок, отгадать ее название по одному фрагменту.

Тренинговые игры

Тренинговые игры направлены на решение нескольких задач:

  • способствуют знакомству и сплочению детей в коллективе;

  • создают адекватный эмоциональный фон общения,

доверительность и доброжелательность в отношениях;

  • развивает важные качества личности детей – умение понять

состояние другого, самому выразить ту или иную эмоцию; наблюдательность, внимание, воображение, интуицию.

Использование таких игр занимает немного времени, минимум подготовки, причем они могут проводиться не в специально отведенное время, а когда удобно и целесообразно с точки зрения педагога.

Интеллектуально-познавательные игры

Интеллектуально-познавательные игры могут быть посвящены любой теме. Проведение таких игр требует тщательной подготовки и выполнения некоторых требований:

  1. При выборе темы и разработке интеллектуально-познавательной игры необходимо учитывать объем фактических знаний участников, возрастные особенности, кругозор и уровень интеллектуального развития.

  2. Начиная игру, нужно постараться сконцентрировать внимание собравшихся с помощью интересных приемов: представление гостей, церемониал знакомства, общая песня, ритуал флага и т.д.

  3. Ребята должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила и операции. Нарушение правил или их невыполнение учитываются системой штрафных баллов.

  4. Конец игры должен быть результативным – победа, поражение, ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ.


К таким играм можно отнести: «Поле Чудес», «Пятеро против всех», «Кто хочет стать миллионером» - Такие игры занимают полностью занятие.

Игры со словами

Наша речь состоит из множества слов, и с каждым из них можно поиграть. Разновидностей игр со словами очень много: это и всем известные «Города», и «Первая-последняя буква», различные кроссворды, ребусы. Хороший потенциал для игр со словами заложен в устном народном творчестве: можно придумать множество вариантов использования пословиц, поговорок, загадок, скороговорок.

Например – «Сочини пословицу», «Узнай пословицу по рисунку», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», «Говоруша». 

В заключение хотелось бы сказать, что игр огромное множество видов. И как вы поняли игры можно проводить в любой части занятия (подготовительной, основной и заключительной) и так же можно провести целое занятие в игровой форме.

На занятиях ДОО технической направленности при изучении материалов и инструментов, используемых при работе можно загадать загадки. Предложить правильно назвать предметы, предварительно сложить их в мешочек и на ощупь определить.

Для лучшего запоминания предметов моно изготовить дидактический материал в виде карточек. Например на одних написано- ножницы, шило, карандаш, клей и.т.д. На других-действие предметов: резать, прокалывать, склеивать, отмерять, обводить. Ребята подбирают название плюс действие.

Можно использовать картинки с предметами, а учащиеся называют их, определяют их назначение.

С помощью игр ребята быстрее запоминают предметы и их применение.


При изучении ПДД широко используются командные игры-соревнования.

Игры- путешествия можно использовать при изучение тем «Транспорт». Это путешествие на сухопутном, морском и воздушном транспорте, сделанном руками учащихся.

Здоровьесберегающие технологии

Гимнастика для глаз. Это комплекс специальных упражнений, направленных на сохранение зрения и снятие усталости. Это особенно важно на занятиях НТМ, так как при выполнении упражнений обучающийся устаёт от монотонного напряжения зрения. Во время массирования глазных яблок нервные окончания расслабляются. При поступательном и вращательном движении глазами дети абстрагируются от происходящего. Они как бы релаксируют. Соответственно после таких упражнений исчезают нервозность и тревога. Кроме того, во время выполнения комплекса упражнений улучшается кровообращение в глазах и головном мозге.

Очень нравится ребятам гимнастика «Ёжик»:

Ходил ежик по полянке (Ходьба на месте)

Он искал грибы – опятки (Посмотреть вправо и влево, не поворачивая головы)

Глазки щурил и моргал, (Сильно прищуриться)

Но грибов не увидал. (широко открыть глаза, развести руки в стороны)

Вверх смотрел он, (посмотреть вверх голова неподвижна)

Вниз глядел, (посмотреть вниз)

Сам тихонечко пыхтел. (Произнести «пых», «пых», «пых».)

Смотрел влево,  (Посмотреть влево, не поворачивая головы)

Смотрел вправо, (Посмотреть вправо , не поворачивая головы)

Вдруг увидел гриб на славу! (Плотно закрыть и широко открыть глаза.)

Оглянулся он еще (Движения по тексту)

Через левое плечо,

Через правое еще.

Еж затопал по тропинке

И грибок унес на спинке. (Ходьба на месте, топающим шагом.)

Пальчиковая гимнастика. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, повышают речевую активность обучающегося. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять, запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Благодаря этому развивается воображение и фантазия ребенка, его память.

Например, на занятии по изготовлению новогодних поделок мы использовали пальчиковую гимнастику «Зима»:

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались(ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись(кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку).

Подвижные перемены. На переменах мы используем игры малой и средней подвижности. Подвижные перемены могут быть направлены на формирование навыков организации деятельности, на увеличение объема двигательной активности, а также на решение рекреационных задач.

Активный отдых на переменах способствует сглаживанию неблагоприятных функциональных сдвигов, обусловленных преимущественно влиянием статического компонента учебной деятельности. От того, насколько рационально он будет организован, во многом зависит эффективность целостного учебно-воспитательного процесса. Сокращение длительности или ограничение подвижности учащихся во время перемен резко усугубляет их утомление.

Можно использовать такие игры: Кто быстрее смотает веревку (два участника мотают веревку с двух концов. Кто быстрее дойдет до середины». Кто больше забросит мячиков в корзины. Набросить кольцо (Кольцеброс). Кто больше наловит рыбок (Игра «Рыбалка»)

Таким образом, подводя итоги, можно сказать инновационные формы организации технического творчества в нашей практической деятельности направлены на формирование социальной компетентности. Развивают качества личности, способствующие общению, совершенствованию социальных умений и навыков, повышает уровень самостоятельности, творческую активность и позволяет учащимся творческих объединений достичь высоких результатов.

Список литературы:

1. Борытко Н.М. Педагогические технологии/ Н. М. Борытко // Гуманитарная педагогика. Выпуск 2 - Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования – 2006. – 59 с. - ISBN 978-5-7087-0019-Х.

2. Ксензова, Г.Ю. перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Галина Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224с.

3. Петлякова Т.В. Инновационная деятельность в УДО. – Краснодар, 2000

4. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие / В. Питюков. – М.: “Гном-Пресс”, Московское городское педагогическое общество, 1999. – 192 с.

5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю.Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — М.: «Академия», 2002. — 272 с. — ISBN 5-7695-0811-6.

Использованные материалы Интернет-ресурсов:

1. http://www.spoken-english.ru/2012/06/05/pedagogicheskie-texnologii

2. https://ru.wikipedia.org/Педагогические_технологии

3. http://www.uhlib.ru/pedagogika/pedagogika/p6.php

4.http://educational_technology.academic.ru/9/Педагогическая_технология

5. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/18.php

Литература для презентации «Автомобили «Привычные и необычные»

  1. «Приключение колеса» -  Э.Нахум, Д.Салария,  изд. «За рулём»,  1997г.

  2. «Правила Дорожного Движения» - Д. Орлова, изд. ООО «АСТ» Санкт – Петербург, 2007г.

  3. Ресурсы интернета: WWW.W/.K/.ped/.a/ru

  4. «Проектная деятельность старших дошкольников» -  В.Н.Журавлёва, изд. «Учитель», Волгоград, 2009г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!