СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС. (из опыта работы).

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные образовательные технологии на уроках химии

Просмотр содержимого документа
«Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС. (из опыта работы).»


Шептухина Наталья Викторовна

учитель химии и биологии МКОУ СОШ №4

Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС.

(из опыта работы).

Современная школа нацелена на достижение нового, современного качества образования. Ученик должен овладеть умением учиться, иметь универсальные учебные действия. Новый образовательный стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования универсальных учебные действия, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

Приоритетной целью образования становится  формирование и развитие способностей ученика, его умение самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать  полученный результат. В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, которые формируются лишь в опыте собственной деятельности.

Результативность образовательного процесса определяют педагогические технологии.

  • Технология (от греческого слова techne – искусство, мастерство и логия - наука) – совокупность приемов и способов получения, обработки материалов.

  • Образовательные технологии – это набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.

  • Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Инновационные педагогические технологии - технологии, разрабатываемые в связи с появлением новых методов и приемов обучения, с целью создания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для активизации и реализации лучших свойств и саморазвития личности ученика и повышения эффективности учебного процесса.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Дают возможность учащимся приобретать прочные и осознанные знания, развивая самостоятельность в учебной деятельности, повышая коммуникативную культуру и самооценку.

Образовательный стандарт по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

   В результате освоения содержания образования по химии учащиеся получают возможность расширить круг учебных умений, навыков и способов деятельности.

Приоритетной задачей преподавания школьного курса химии является совершенствование методики формирования следующих видов деятельности:

 - познавательной деятельности

 - информационно-коммуникативной деятельности

 - рефлексивной деятельности, предполагающей приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты.

     Овладение этими видами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, 

 вариативности, творчества. Они дают систему необходимых и достаточных условий функционирования школы как системы образования, реализующей  деятельностный подход.

Целью моего педагогического опыта является использование современных образовательных технологий для развития личности учащихся.

Задачи:

1. Изучение передового педагогического опыта по использованию современных технологий развивающего обучения в рамках классно-урочной системы.

2. Внедрение в педагогический процесс наиболее эффективных технологий, позволяющих сформировать ведущие компетентности учащихся.

3. Ориентация образовательного процесса на развитие личностного потенциала учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.

4. Повышение эффективности учебного процесса и повышение качества обучения по предмету.

5. Подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества, развитие социальной компетенции учащихся, повышение функциональной грамотности учащихся.

Проектирование уроков начинаю с планирования конечных результатов, которые должны быть достигнуты всеми учащимися при изучении данного учебного материала на разных уровнях

. Тема «Введение» в 8 классе учащиеся должны не только освоить основные понятия предмет химии, физическое тело, вещество, свойства веществ, но и приобрести навыки поведения и работы в химическом кабинете, освоить основные приемы обращения с лабораторным оборудованием, научиться объяснять роль химии в жизни общества и в своей жизни, научиться применять полученные знания для безопасного обращения с веществами и материалами в быту.

В преподавании предмета химии я применяю инновационные технологии: проблемного обучения, разноуровневого обучения, игрового обучения, проектную технологию, технологию интегративного обучения, критического мышления, информационно-коммуникативные технологии.

Проблемное обучение. Проблемное обучение используется как элемент в таких технологиях как развивающее обучение, системно-деятельностный подход, т.к. система методов при этом направлена на всестороннее развитие школьника, развитие его познавательных потребностей, на формирование интеллектуально активной личности и позволяет реализовать требования ФГОС.

Цели обучения:

- активизация мышления обучающихся;

- формирование интереса к изучаемому предмету.

Постановку проблемы во время урока можно сделать с помощью вопроса, системы вопросов, таблиц, диаграмм, рисунков, фотографий. Работа над решением проблемы иногда бывает более ценной, чем само решение и происходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация, когда обучающийся испытывает интеллектуальное затруднение, удивление, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы.

Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез → обоснование → проверка. Ученик либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью учителя.

Проблема – задача, не имеющая стандартного решения. Для технологии «проблемно-диалогическое обучение» ключевым является понятие творчество. Первое звено творчества – постановка проблемы. Второе звено творчества – поиск решения, т.е. мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. Третье звено творчества – выражение решения. Выражение нового знания научным языком (химическим, биологическим и т.д.) может быть в форме схемы, таблицы, стихотворения. Последнее звено- это звено реализации продукта.

Например, при изучении темы «Гидролиз солей» перед учениками ставится вопрос : «Каков характер среды в растворах солей?» Многие высказывают гипотезу, что если в растворах кислот и щелочей, соответственно кислотный и щелочной характер среды, то в солях- нейтральная.

Высказанную гипотезу предлагается проверить в ходе самостоятельного лабораторного эксперимента с растворами трех предложенных солей. Учащиеся делают вывод, что в растворах солей может быть и кислотный, и щелочной и нейтральный характер среды.

На этапе введения знаний ученики должны поставить и решить проблему, т.е. сформулировать сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Поскольку проблема и решение педагогу известны заранее, к ним есть два пути: тропа догадок и дорога логического вывода. Это значит, что педагог выбирает между двумя видами диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. Например, ученику предлагается выполнить практическое задание на новый материал для возникновения различных суждений, в ходе которого возникает проблемная ситуация и побуждающий диалог. В результате чего учащиеся самостоятельно формулируют тему урока или вопрос для исследования. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы или вопроса для исследования. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию.

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили?

Пример: Учитель: К какому классу относятся CO2 , SiO2 ?

Ученики: Оксиды

Учитель: Определите группу и положение элементов в ПСХЭ, степень окисления.

Ученики: неметаллы, 4группа, степень окисления +4

Учитель: Какое агрегатное состояние имеют вещества?( предъявление 2 факта)

Ученики: CO2 -газ, SiO2 – твердое вещество ( возникновение проблемной ситуации)

Учитель: Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

Ученики: Неметаллы и их оксиды похожи по составу и строению атома неметалла, но имеют разные физические свойства (осознание противоречия)

Учитель: Какой возникает вопрос? ( побуждение к формулированию проблемы)

Ученики: Почему оксиды углерода и кремния имеют разные агрегатные состояния? ( учебная проблема как вопрос)

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников

класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему? Чтомы еще не знаем?».

Пример2. Тема «Амфотерные соединения» Учитель задает вопрос: Какие свойства проявляет вещество общего состава Н2ZnO2 ? Ученики дают свои

ответы (основные, кислотные). Показываю опыт по взаимодействию вещества с кислотой и основанием ( реакция идет в обоих случаях). Оказывается вещество проявляет основные и кислотные свойства.

( предъявление научного факта, возникает проблемная ситуация). Учитель:

Какое было мнение о свойствах?А что оказалось? ( побуждение к осознанию противоречия) Ученики: Проявляет свойства и кислот и оснований ( осознание противоречия) Учитель:Такое явление называется амфотерностью. Что будем изучать на данном уроке? ( побуждение к формулированию проблемы) Ученики обозначают учебную проблема как тему урока – «Амфотерные свойства соединений».

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским- представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку», затем сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?». Пример 3. Тема: «Гидролиз солей» На вопрос учителя «Какую среду будут иметь соли?» ученики дают ошибочный ответ: «соленую». Тогда учитель может показать опыт, где соли имеют кислую, щелочную и нейтральную среду (предъявление научного факта). Здесь возникает проблемная ситуация.

Учитель: Почему соли могут иметь разную среду? ( побуждение к осознанию противоречия),ученикам очень сложно ответить( осознание противоречия).Учитель: Что будем изучать? ( побуждение к формулированию проблемы). В данном случае выставляется учебная проблема как тема урока.

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?».

Пример 4 Тема: « Элементы VI группы» Учитель дает практическое задание определить степени окисления по положению в ПСХЭ у О и S, задает вопрос: Какова степень окисления S в формулах SO2 и SO3 ? ( +4,+6). Учитель: В атомах О и S строение внешнего электронного слоя одинаково. Почему О не проявляет аналогичные степени окисления? ( побуждение к осознанию противоречия). Возникает проблемная ситуация, происходит осознание детьми противоречия. Учитель: Какой вопрос возникает?( побуждение к формулированию проблемы). Откуда берутся валентные электроны ( учебная проблема как вопрос).

При подведении итога урока школьники отвечают на вопросы:

Какая была проблема?

Какой ответ ?

Чья версия подтвердилась?

При изучении темы «Соединения алюминия» (9 класс) показываем опыт по получению гидроксида алюминия двумя способами:

1) к хлориду алюминия приливает щелочь (осадок появляется и тут же исчезает)

2) к щелочи приливает раствор хлорида алюминия (осадок появляется и не исчезает) ( предъявление научного факта). Возникает проблемная ситуация

Всегда ли в химии соблюдается математическое правило «От перемены мест слагаемых сумма не меняется»? ученики видят, что результат разный. - Какое было мнение о соблюдении правила?( побуждение к осознанию противоречия, осознание противоречия).Ставится учебная проблема как вопрос.

Кроме химического опыта, который уже на начальном этапе урока помогает ученику включиться в работу, я использую прием нестандартной постановки вопроса. Например, после объяснения темы «Коррозия металлов» предлагаю учащимся обсудить следующие вопросы: Какую яхту лучше выбрать для кругосветного путешествия: вся из алюминия с медными заклепками или вся из меди, с алюминиевыми заклепками? Почему долго не портятся консервы в железных банках?

Основная задача как учителя – привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении проблемных ситуаций.

Еще примеры создания проблемных ситуаций:

1) Сообщение нового факта, который идет в разрез усвоенных законов и понятий (например, аммиак не содержит в своем строении гидроксильную группу, определяющую свойства оснований. Но в водном растворе он проявляет основные свойства. Почему?).

2) Выявление разных свойств у веществ принадлежащих к одной группе или типу (например: азот и фосфор – элементы одной подгруппы. Почему азот – газ при обычных условиях и не образует аллотропных модификаций, а фосфор в разных аллотропных модификациях твердый?).

7) Выявление сходных свойств у веществ, относящихся к разным группам и классам (например, аммиак, амины и аминокислоты относятся к разным классам веществ. Кроме того аммиак – неорганическое вещество, а амины и аминокислоты – органические. Но все они проявляют основные свойства. Почему?).

3) Показ двойственности свойств у соединений (например: верите ли вы, что вода может быть и кислотой и основанием? ).

4) Предложение решить экспериментальную задачу (например: разбирая реактивы на складе, рабочие обнаружили забытую бутыль с бесцветной жидкостью. Этикетка на бутыли была наполовину оторвана, сохранилось только «…рная кислота». Какая кислота в бутыли, определите?).

5) Решение нестандартных химических задач (на анализ сме­си, логические) (например, почему в азотной кислоте степень окисления равна +5, а валентность 4? Быть может это ошибка? Валентность азота равна 5! А дети знают, что валентность азота – 5. И в самом деле, какова валентность азота в азотной кислоте?).

6) Напоминание учащимся о таких жизненных явлениях, ко­торые они не могут объяснить на основе имеющихся у них знаний (например, при обработке раны раствором перекиси водорода наблюдается вспенивание. В чем причина этого явления?).

Тема: “Простые и сложные вещества”. Учитель задает проблемные вопросы, предлагает из перечня различных веществ выписать в столбики простые и сложные вещества и подводит к тому, чтобы ученик сам, используя свой жизненный опыт, знания предыдущих уроков, попытался сформулировать понятие простого и сложного вещества.

Тема :Теория химического строения

Проблема:

Состав органических соединений C2 H6, C3 H8, C4 H10. Какова валентность углерода в них? (Обычные представления о валентности приходят в противоречие с составом соединений)

Одним из приемов проблемного обучения является «Мозговой штурм»

Это активная форма работы, учащиеся учатся кратко и четко выражать свои мысли. Мозговой штурм пройдет интересно, если задача имеет несколько решений.

На проблемно-диалогическом уроке учитель начала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его классу. Данная технология является результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей учеников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;

здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний. Технология проблемного диалога обеспечивает достижение результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.

Технология разноуровневого обучения

Эта технология реализуется мною при использовании дифференцированных заданий, рассчитанных на разные по уровню подготовки группы учащихся.

Цели обучения:

- активизация мышления обучающихся с разным уровнем подготовки;

- снятие неуверенности у слабых обучающихся перед сильными;

- воспитание Я-концепции

При организации процесса обучения учащихся необходимо ориентироваться на введение трех стандартов:

·обязательная общеобразовательная подготовка , усвоение УУД в рамках учебной программы;

·повышенная подготовка, определяющая глубиной овладения содержанием учебного предмета;

·обучение на уровне углубленного изучения предмета для интересующегося, способного ученика. Обучение происходит на индивидуальном и максимально возможном уровне сложности.

Дифференциация заданий проводится с тем или иным типом познавательной деятельности учащихся. В связи с этим различаются виды дифференцированных заданий. Варианты заданий усложняются от первого к третьему.

Таким образом, технологией уровневой дифференциации можно обеспечить качество усвоения предмета. Уровень первый- общеобразовательной подготовки, второй- уровнь повышенной подготовки, или углубленного изучения предмета.

Тема: «Химические реакции».

Вариант 1. (задания репродуктивного уровня).

Поставьте пропущенные коэффициенты в следующих уравнениях:

Zn + O2 → ZnO; 3) Fe + Cl2 → FeCl2

Ag + S → Ag2 S; 4) Na + Cl2 → NaCl

Вариант 2. (задания частично-поискового уровня познавательной деятельности обучающихся).

Напишите уравнения, поставьте пропущенные коэффициенты:

Са+ ? → СаO; 3) ? + Cl2 → Al Cl3

? + ?→ Al2 S3 ; 4) ? + O2 → Na2 O

Вариант 3. (задания исследовательского уровня познавательной деятельности обучающихся).

Напишите названия веществ и уравнения реакций, с помощью которых их можно получить:

1)FeCl3 ; 2) ZnCl2 ; 3) N2 O5 ; 4) Al2 O3

Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Разрешение проблемных ситуаций под руководством учителя заставляет учащихся сравнивать, обобщать, анализировать явления, а не просто их механически запоминать.

В обучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой предмета: у одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению предмета. В нашей малокомплектной школе в классах, как правило, обучаются дети не только с разными способностями, но и дети с ОВЗ. Тем не менее, и те и другие имеют свое мнение, могут выдвинуть свою проблему, отличную от других. На уроке я могу поставить одну проблему, но дети с разными способностями, с разным уровнем подготовки восприятия информации могут высказывать свои мнения. При подготовке к уроку я должна предвидеть, что скажут дети, какую проблему выдвинут, как ее будут решать. Направляющая роль учителя: очень осторожно и бережно подойти к разным группам детей, чтобы направить их мысли на решение единственно правильного вопроса. Таким образом, я должна быть готова к изменению сценария урока на определенном этапе. Для формирования коммуникативных действий я часто предлагаю ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников.

Технология игрового обучения.

Цели обучения: - инсценировка игры учит обучающихся анализировать и оценивать сложные проблемы человеческих взаимоотношений на производстве, в профессии, в повседневной жизни,

- выработать правила сотрудничества; - пробуждает интерес к предмету.

Технология игрового обучения способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности.

На уроках использую игровые технологии: настольные игры, чайнворды, лото, домино. Игры способствуют развитию самооценки , развивают воображение, наблюдательность и сообразительность. А также учащиеся учатся быстро и логично рассуждать. Применяю и такие игры как «Третий лишний»(убрать лишний термин), «Найди ошибки в тексте», кроссворды.

Технология метода проектов.

Одним из важных видов деятельности, направленных на творческое развитие обучающихся, согласно ФГОС, является учебно- исследовательская и проектная деятельность , реализовать которую возможно в системе, как основного, так и дополнительного образования.

Метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения – создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, формирует большое количество умений и навыков, опыт деятельности.

Цели проектной деятельности заключаются в понимании

и применении знаний, умений и навыков, приобретённых школьниками при изучении различных предметов на интеграционной основе. Среди инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию обучения, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности.

В практике обучения химии проектная деятельность реализуется через:

внеурочную деятельность, предметную деятельность;

используются следующие проекты:

  • Информационные. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации -литература, базы данных и презентации.

  • Творческие- определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ, планирование, изготовление, рефлексия.

Метод проектов ориентирован на достижение целей учащихся. Он формирует большое количество умений и навыков, опыт деятельности.

Интеграция.

Интеграция помогает учащимся усвоить факты и явления, общую картину мира; устраняет разобщённость учебных предметов; повышает интерес обучающихся к учению, повышает функциональную грамотность учеников.

Интеграцию провожу следующим образом:

1. На уроках осуществляется связь химии с математикой, биологией, физикой, географией и ОБЖ.

2. На уроках осуществляется связь химии со специальными дисциплинами.

Информационные технологии

Использование информационных технологий – это еще один неотъемлемый аспект деятельности современного педагога. ИКТ существенно повышают профессиональные возможножности педагога. Я использую ресурсы интернета, подбираю нужную для урока цифровую информацию: видео- и аудио- материалы, упражнения и презентации. В мультимедийных обучающих программах используются анимации и звуковое сопровождение, которые усиливают восприятие, облегчают усвоение и запоминание материала. На уроках использую различные программы , которые помогают мне для объяснения новых или повторения старых тем, закреплении и систематизации знаний. В процессе уроков используется проектор, где на экране демонстрируются опыты, которые в школьной лаборатории продемонстрировать невозможно. На экране проектируется несколько таблиц одновременно. Ребятам предлагается проанализировать, сравнить и сделать вывод.

Компьютерные технологии дают возможность увеличить плотность урока, качество изученного материала, повысить темп урока, логику рассуждений, эффективно провести проверку усвоенных знаний, развивать творческие компетентности обучаемых.

ИКТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения химической разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усваиваемым. Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию. Учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании уроков, чему способствует поиск и систематизация информации, тем самым, формируют навыки самостоятельной работы, а так же навыки владения информационными компьютерными технологиями. При подготовке к урокам они используют Интернет-ресурсы, образовательные сайты как информационное поле, позволяющее получить дополнительную оперативную, актуальную информацию по теме урока.

Здоровьесберегающие технологии

При подготовке и проведении каждого урока я учитываю: строгую дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований - свежий воздух, хорошая освещенность, чистота; благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов ; оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке. Применяя ИКТ, соблюдаю требования СанПиНа;

1) на уроке создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха;

2) чёткая организация учебного труда для предупреждения утомляемости; при планировании урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности: интеллектуальная – эмоциональная– двигательная;

3) использование динамических пауз, минут для здоровья -профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки, для снятия напряжения, усиления работоспособности:

4) на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “здоровый образ жизни”, “правильное питание”, “экология”; осуществляю индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

  • Задача 1

Вычислите, какую часть лимона необходимо съедать ежесуточно, для того чтобы восполнить потребность организма в витамине С.

В расчетах следует принять, что масса лимона равна 100 г; содержание витамина С в лимоне составляет 0,5%. Суточная потребность взрослого человека в витамине С – 100мг.

  • Задача 2

В куске белого пшеничного хлеба содержится 0,8 мг железа. Сколько кусков нужно съедать в день для удовлетворения суточной потребности в этом элементе (суточная потребность в железе – 18мг).

  • Задача 3

Один стакан цельного молока содержит 288 мг кальция. Сколько нужно выпивать в день молока для снабжения вашего организма достаточным количеством этого элемента? (Суточная потребность – 800 мг Са)

5) Включение в урок элементов здоровьесберегающей технологии, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес детей к предмету облегчает его изучение, приучает к дисциплине и заботе о своем здоровье, снижает показатель заболеваемости, приводит к улучшению психологического климата в классе, способствует понятию взаимосвязей химии и быта.

Результатом использования различных видов технологий можно считать:

-развитие познавательных и творческих интересов учащихся к химии как к науке,

-повышение мотивации обучения,

- активизация мыслительной деятельности учащихся

-формирование исследовательских УУД,

-умения принимать оптимальные решения,

- формирование коммуникативной компетенции учащихся.

- повышение качества усвоения знаний.

Применение на уроках инновационных образовательных технологий существенно повышает мотивацию учащихся к изучению химии и качество обученности детей, создаёт прочную базу для подготовки к ГИА.

  

Используемая литература:


  1. Бордовская Н.В. , Даринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии. М.: Кнорус, 2011. 269 с.

  2. Иоффе А.Н. Активная методика – залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 382 с.

  3. Кочкарова М.К. О способах формирования интереса к процессу познания //Химия в школе. 2012. №7.

  4. Космодемьянская С.С., Гильманшина С.И. Методика обучения химии: учебное пособие. Казань: ТГГПУ, 2011. 136 с.

  5. Мельникова Е.Л. // Образовательная система «Школа 2100» : Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования : сб. мат. – М. : Баласс, 2009. – Вып. 9. –С. 164–283.

  6. Проектная деятельность для начинающих и не только. [Электрон-

ный ресурс]. Режим доступа: http://proektoriya.siteedit.su/page7

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C. 14-15

  2. Сурин Ю.В., Голубева Р.М., Дубровская А.М. Проблемные опыты

при углубленном изучении химии // Химия в школе. 1994. № 2. С. 61–62.

  1. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2010. 160 с.

  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под

ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. 59с.

(Стандарты второго поколения).