СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные подходы в методике развития двигательной активности

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для разви­тия физических способностей: особенно скоростных и координационных  спо­собности, а также длительно выполнять циклические действия в режиме умерен­ной и большой интенсивности.

Наиболее ускоренными темпами, как у мальчиков, так и у девочек улуч­шаются результаты в возрасте от семи до одиннадцати лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается еще до пятнадцати лет. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта наклады­вают положительный отпечаток на скоростные способности.

 

Просмотр содержимого документа
«Инновационные подходы в методике развития двигательной активности»

Инновационные подходы в методике развития двигательной активности

у детей младшего школьного возраста


Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для разви­тия физических способностей: особенно скоростных и координационных спо­собности, а также длительно выполнять циклические действия в режиме умерен­ной и большой интенсивности.

Наиболее ускоренными темпами, как у мальчиков, так и у девочек улуч­шаются результаты в возрасте от семи до одиннадцати лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается еще до пятнадцати лет. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта наклады­вают положительный отпечаток на скоростные способности.

Внешнее проявление быстроты движений выражается скоростью двигатель­ных актов и всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способ­ностями (силовыми, координационными, выносливостью и др.).

Скоростные способности - это совокупность индивидуальных особенностей, обу­словливающих быстроту выполнения двигательных действий. К числу основных скоростных способностей относятся: быстрота простой и сложной двигательных реакций; быстрота отдельных движений, не отягощенных внешним сопротивлени­ем; быстрота, проявляемая в темпе (частоте) движений. Являясь формами проявления быстроты, скорость одиночного движения и частота движений обусловлены подвижностью нервных процессов, соотношением быст­рых и медленных мышечных волокон, владением техникой упражнения и уровнем динамической силы у конкретного спортсмена.

При подборе тренировочных упражнений для развития скорости движений необ­ходимо учитывать степень их освоения. В случае использования неосвоенных уп­ражнений внимание спортсмена будет сосредоточено не на быстроте выполнения упражнения, а на способе его выполнения. Планируя скорость выполнения уп­ражнения, следует помнить, что быстрое сокращение мышц в процессе движения сопровождается увеличением тонуса мышц-антагонистов, что вызывает тор­мозящий эффект, который носит охранительный характер. Это рефлекторное тор­можение устраняется кропотливой и длительной работой в конкретном движении, что ведет к совершенствованию межмышечной координации и снятию «тормо­зов». После этого постепенно необходимо выйти на уровень наиболее эффек­тивной интенсивности, равной 90—100% от максимальной. Длительность работы подбирается с таким расчетом, чтобы спортсмен был в со­стоянии поддерживать высокую скорость на протяжении всего времени выполнения упражнения. Продолжительность пауз между отдельными повторениями должна обеспечивать относительное восстановление. Следует учитывать, что мно­гократное выполнение скоростных упражнений с высокой интенсивностью даже при оптимальных паузах приводит к суммированию физико-химических сдвигов в организме и неизбежному снижению работоспособности. Увеличению объема способствует планирование упражнений по сериям (например, плавание 8 -10 х12,5 м; 6-8 х25 м; 3-4 х50 м). Одновременно следует увеличить интервалы отды­ха между сериями. Основными методами совершенствования быстроты и частоты движений являются повторный, соревновательный, игровой.

При воспитании скоростных способностей в начале отдельного занятия подготав­ливают нервно-мышечный аппарат спортсмена и активизируют его психическое состояние. Содержание основной части занятия должно соответствовать следую­щим методическим требованиям:

- предлагаемые упражнения должны быть достаточно освоены занимающимися;

- длительность упражнений со скоростной направленностью должна обеспечивать проявление высокой интенсивности работы на всем ее протяжении;

- упражнения скоростного характера должны вызывать значительную мобилиза­цию функциональных систем, определяющих уровень скоростных возможностей (т. е. их интенсивность должна быть не ниже 88% от максимальной);

- продолжительность пауз отдыха выбирается такой, чтобы к началу следующего упражнения физико-химические сдвиги в значительной мере были нейтрализова­ны и возбудимость нервной системы была повышенной.

В условиях значительного утомления следует:

  • использовать активный отдых в форме низкоинтенсивной деятельности;

  • рационально сочетать упражнения общего, регионального и относительно локаль­ного воздействия, способствующие сохранению работоспособности и увеличению объема выполняемой работы.

В заключительной части занятий следует предусмотреть комплекс упражнений низкой интенсивности, направленных на восстановление дыхания и расслабление мышц.

Вместе с тем показана эффективность комплексного применения средств скоростной и силовой подготовки в одном занятии или в системе смежных заня­тий. Последовательное выполнение упражнений в комплексе с отягощением 30 и 90% от максимальных является наиболее действенным для развития «взрывной си­лы» и сопровождается адаптацией организма к нагрузке скоростно-силовой на­правленности.

Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью:

1)собственно скоро­стные упражнения;

2) обще-подготовительные упражнения;

3) специально подго­товительные упражнения.

В качестве общеподготовительных упражнений наиболее широко в физиче­ском воспитании и спорте используются спринтерские упражнения, прыжковое упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упрощенным правилам, мини-футбол и т.п.). При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать прави­ла структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой «части» или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким об­разом» чтобы можно было превысить скорость по отношению к достигнутой со­ревновательной. После достижения определенных успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на систематичность занятий. Такая задержка в росте результатов определяется как «скоростной барьер». Причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно рефлекторных связей между техникой упражнения и про­являющимися при этом усилиями, чтобы этого не случилось, необходимо включать в занятия упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы и приемы.

1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных средств, ускоряю­щих движение.

Самый распространенный способ облегчения условий проявления быстроты в уп­ражнениях, отягощенных весом спортивного ряда или снаряжения, — уменьшение величины отягощения, позволяет выполнять движения о повышенной скоростью и в обычных условиях.

Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях, отягощенных лишь собственным весом занимающегося. Стремясь облегчить достижение повышенной скорости в таких упражнениях, используют следующие приемы, выполняемые в условиях, облегчающих увеличение темпа и частоты движений:

а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения внешних сил, например, непосредственная помощь преподавателя (тренера) или партнера с при­менением подвесных лонж (в гимнастических и других упражнениях);

б) ограничивают сопротивление естественной среды (например, бег по рас­тру, плавание по течению и т.п.);

в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т.п.);

г) применяют дозированно внешние силы, действующие в направлении пе­ремещения (например, механическую тягу в беге).

2. Использование эффекта «ускоряющего последействиям и варьирование отягче­нии.

Скорость движений может временно увеличиваться влиянием предыдущего вы­полнения движений с отягощениями (например, выныривание с грузом, прыжком в высоту, толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного и т.п.). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и, других следовых процессах, интенсифицирующих по­следующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы. Однако подобный эффект наблюдается не всегда. Он во многом зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередо­ваний обычного, утяжеленного и облегченного вариантов упражнения.

3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.).

Объем скоростных упражнений в рамках отдельного занятия, как правило, относительно невелик» даже у специализирующихся в видах деятельности скоро­стного характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений; во-вторых, тем, что их нецелесообраз­но выполнять в состояний утомления, связанном с падением скорости движений, интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее.

Из вышеизложенного следует, что наиболее соответствующими возрастным особенностям средствами, для развития скоростных способностей у детей младшего школьного возраста будут являться упражнения комплексного воздействия. А основными методами в данном возрасте, дающими наибольший эффект будут - игровой и соревновательный методы.



У меня всё. Спасибо за внимание!