СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии обучения биологии в соответствии с ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии обучения биологии в соответствии с ФГОС»

Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС

Содержание: Знакомство слушателей с общей характеристикой и видами современных педагогических технологий обучения. Информационные и коммуникационные технологии в обучении биологии. Метод проектов. Метод опорных сигналов. Технология модульного обучения. Игровые технологии. Личностно ориентированные технологии. Технологии проблемного обучения и дистанционные.

Лекция

Тема 1. Общая характеристика и виды современных педагогических технологий обучения

В педагогике и психологии постоянно ведутся поиски систем обучения, обеспечивающих возможность каждому ученику освоить учебные предметы согласно его индивидуальным особенностям. В психолого-педагогическую литературу прочно вошел термин «педагогическая технология».

В структуру педагогической технологии включают: 1) концептуальную основу; 2) содержательную часть обучения; 3) процессуальную часть – технологический процесс.

По направлению модернизации традиционной системы обучения и внедрению инновационных технологий в педагогике выделяют их группы на основе: гуманизации и демократизации педагогических отношений; активизации и интенсификации деятельности учащихся; эффективности организации и управления процессом обучения; построения учебного процесса на деятельностной основе; построения учебного процесса на крупноблочной основе; построения учебного процесса на программированной основе и др.

По мнению педагогов достоинства инновационных технологий заключаются в возможности развивать самостоятельность в учебной деятельности; увеличивать время проговаривания учебного материала на уроке; создания положительного эмоционального настроя, обретения чувства уверенности; повышения коммуникативной культуры, мотивации к дальнейшему образованию, самооценки ученика.

Инновационная деятельность дает учителю возможность: профессионального роста; эмоциональной удовлетворенности; саморазвития; организации дифференцированного обучения; прогнозирования результатов обучения; ранней диагностики и коррекции учебных результатов.

Учащемуся предлагается выбор: уровня, объема, содержания предметного знания (не ниже стандартного); информационного источника для усвоения выбранного объема знаний; способа обучения в соответствии с индивидуальными личностными характеристиками (типом мышления, особенностями памяти); темпа продвижения по теме, соответствующего личностным характеристикам; формы, вида и времени контроля и самоконтроля; партнера для диалогового общения; роли слушающего или объясняющего.

Тема 2. Информационные и коммуникационные технологии в обучении биологии

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

Использование в процессе обучения компьютерных технологий: способствует эффективному усвоению учебного материала; помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно- развивающим; позволяет принципиально расширить возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения; предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих способностей.

Преимуществами использования компьютерных технологий на уроках биологии являются: возможность использования на различных этапах; многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент; детализирование изучаемых объектов и их частей; восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

На этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности: создавать компьютерные модели конспекта урока, темы, курса в целом; максимально целесообразно располагать материал; обеспечивать основной материал дополнительной информацией; подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.

На этапе проведения уроков компьютер позволяет: экономить время; красочно оформлять материал; повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания; оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы; индивидуализировать обучение; концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока; в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу; самостоятельно использовать учебный материал обучающимися.

На этапе методической проработки процесса обучения у учителя появляются дополнительные возможности: аккумулировать совместные усилия учителей; развивать, модернизировать, корректировать электронные материалы; систематически накапливать материал; повышать мотивацию преподавания и обучения.

Кроме того, компьютерная техника применяется и как средство контроля усвоения знаний учащимися, значительно расширяет доступ к источникам информации, дает возможность получения обратной связи. Для организации работы учителем могут быть применены различные модели использования компьютера на уроках. Они подразделяются на методологические и организационные.

В практике преподавания биологии применяются различные формы информационного сопровождения. Наиболее простым и эффективным приемом является использование готовых программных продуктов, которые обладают большим потенциалом и позволяют варьировать способы их применения, исходя из содержательных и организационных особенностей образовательного процесса. Использование изобразительных средств (анимация, видеофрагмент, динамические рисунки, звук) значительно расширяет возможности обучения, делает содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным.

Еще одним аргументом в пользу применения информационных технологий является возможность быстрого и эффективного контроля знаний учащихся. Большая часть электронных учебников содержит упражнения – тренажеры, задачи с решениями, тестовые задания. Отдельные программные продукты содержат электронный журнал, который позволяет фиксировать уровень знаний учащегося по каждой теме курса (учитывается не только отметка и число попыток решения, но и затраченное время на выполнение заданий). Система оценки результатов дает возможность определить рейтинг учащегося по каждой теме, проследить динамику успеваемости и скорректировать учебный процесс в соответствии с показанными результатами. Кроме того, использование контролирующих программ способствует формированию адекватной самооценки у учащихся.

Несмотря на ряд преимуществ готовых программных продуктов, информация на некоторых из них излагается очень сухо, встречаются ошибки принципиального характера, некоторые задания чрезвычайно трудны для школьника. Поэтому возникает потребность в создании собственных информационных продуктов.

Компьютерные презентации – эффективный метод представления и изучения любого материала. Применение слайд – фильмов (Power Point) обеспечивает более высокий уровень проведения урока биологии, его информационную насыщенность, динамичность, наглядность. При создании презентации используются данные электронных учебников, информация сети Интернет, размещаются на слайдах необходимые рисунки, схемы опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке.

В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде помещаются контрольные задания. Если учащиеся не могут ответить, на какой-либо вопрос, то есть возможность вернуть слайд, содержащий сведения для правильного ответа. Таким образом, осуществляется разбор материала, вызвавшего затруднения.

Наличие большого набора информационных объектов в презентации дает учителю возможность представить изучаемый объект или процесс во всем многообразии его проявлений и свойств, а также более четко и точно определить его место и значение в системе научных знаний об окружающем нас мире.

Использование информационных технологий органично вписывается в структуру любого урока, дает возможность стимулировать поисковую деятельность учащихся на современном, качественно ином уровне, а также формировать учебную мотивацию и ключевые компетенции обучающихся.

Компьютеризация при обучении создает особую информационную обстановку, которая стимулирует интерес и пытливость ребенка. Это облегчает понимание и решение многих задач интеллектуального характера, способствует раскрытию природой заложенных потенциалов и способностей к познанию, творческой инициативы, личностному развитию каждого ученика.

Тема 3. Метод проектов.

Заимствован у педагогов США в начале ХХ века. Его активное внедрение в отечественную школу произошло в 20-е годы при переходе на обучение по комплексным программам ГУСа.

Метод рассматривается в дидактике как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практически результатом, оформленным тем или иным способом. Метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую и коллективную). Учащиеся при выполнении проектов учатся конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве и приобретать новые знания. Учитель при этом выполняет роль координатора: организует проектную деятельность учащихся, помогает им в выполнении заданий проектов.Получаемые

результаты должны быть теоретически или практически значимыми.

Классификация проектов. Основаниями классификации проектов служат: преобладание (доминирование) деятельности учащихся (исследовательские, творческие, ролевые, или игровые, информационно- поисковые, прикладные, или практико-ориентированные); предметно- содержательные области (монопроекты, межпредметные проекты, метапроекты); характер координации работы (проекты с открытой (явной) или со скрытой координацией); характер контактов (внутришкольные, межшкольные, международные); количество участников (индивидуальные, парные, групповые, коллективные), продолжительность проектов (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные) и др.

Основные требования к организации проектной деятельности. Темы проектов выбираются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации определения проблем, видеоряд, мозговой штурм с последующим коллективным обсуждением).

Организация проектной деятельности начинается с определения проблемы проекта и ее актуальности.

Проводятся самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым заданиям; промежуточное обсуждение полученных результатов; оформление результатов исследования; презентация и защита проектов; оппонирование, коллективное обсуждение полученных

результатов; рефлексивный анализ оценки; формулировка выводов; определение перспективы на будущее.

Тема 4. Метод опорных сигналов и его применение при обучении биологии. Опорные сигналы, опорные конспекты, опорные плакаты.

1. Методика (разработана Ф.В. Шаталовым) исходит из того, что все дети – без исключения – способны успешно овладеть учебной программой. Учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитывать в нем чувство человеческого достоинства. От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя придти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания.

Первый этап – развернутое образно-эмоциональное объяснение учителем отобранных для урока параграфов.

Второй этап – сжатое изложение учебного материала по опорному плакату (увеличенная копия листа с опорными сигналами), озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними.

Третий этап – изучение опорных сигналов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свою тетрадь. Опорный сигнал – своеобразная элементарная часть опорного конспекта, представляющая по содержанию и объему фрагмент учебного материала. Принципов выбора и построения опорных сигналов много – около 20. Основные принципы: наглядность, лаконичность, структурность, асимметричность блоков, разнообразие опорных сигналов, графическая и цветовая дифференциация, практическая направленность, вариативность речевых образований, мобильность опорных сигналов, использование привычных стереотипов и ассоциаций, запоминаемость.

Четвертый этап – работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях.

Пятый этап – письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке, ответы по опорным сигналам (письменные и устные).

Хотелось бы обратить внимание на две весьма важные методические идеи, лежащие в основе применения опорных конспектов.

Первая. При ответе у доски ученик зачастую испытывает трудность в определении того, о чем говорить и в какой последовательности, а также в выборе средств передачи содержания ответа. Вследствие этого ответ нередко получается слабым даже в том случае, если ученик неплохо разбирается в материале. Применение опорного конспекта позволяет значительно уменьшить первую трудность и сосредоточить силы ученика на преодоление другой.

Вторая. При традиционной методике ведения урока учитель обычно объясняет материал, стремится закрепить его и дает домашнее задание, до опроса на следующем уроке ученик успевает только трижды осмыслить

материал. Практика же свидетельствует, что этого крайне мало. Технология опорных конспектов позволяет устранить данный недостаток.

Для иллюстрации покажем один из возможных вариантов последовательной цепочки приемов работы с применением опорных конспектов:

  • объяснение нового материала методом подробного рассказа

  • сжатое объяснение материала по опорному плакату

  • пробный опрос одного - двух учеников по опорному плакату (без выставления оценки)

  • краткий разбор опорных конспектов

  • раскрашивание опорного конспекта – задание на дом

  • чтение материала, содержащегося в учебнике

  • запоминание опорного конспекта

  • устные ответы у доски по опорному плакату.

Таким образом, содержание материала проходит через сознание ученика не три, а восемь раз, причем в разных формах. Если учесть, что слабо подготовленных учеников преподаватель опрашивает не сразу, а лишь после того, как и сам ученик, и учитель уже уверены в положительном ответе, в этом случае число повторений будет еще большим. Это значит, что такие учащиеся полнее и глубже усвоят материал и будут способны ответить на хорошую оценку.

Подобные формы опроса полностью снимают возбуждение, беспокойство, раздражительность, вялость, медлительность учащихся, являющихся естественными защитными реакциями психики на многолетние неуспехи в учебе и связанные с ними упреки.

При устном опросе учащиеся пользуются или листами с опорными сигналами или опорными плакатами при ответе у доски. Психологическая раскрепощенность отвечающего определяется целым рядом объективных составляющих.

  • Отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план рассказа, вести сам рассказ и мысленно обрабатывать тот материал, который должен заполнять абзацы между взаимосвязанными опорными сигналами.

  • Упрощается оперирование новыми терминами, именами, датами, а это, в свою очередь, приводит к неожиданному эффекту: из речи учащихся практически полностью исчезают слова-паразиты

  • Строго очерченные рамки обязательного рассказа полностью исключают случайные срывы, способствуют возникновению чувства уверенности в успехе и тем самым благотворно отражаются на психологическом климате урока.



.

Тема 5. Технология модульного обучения

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.

В состав модуля входят целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно- познавательной деятельности.

Содержание обучения должно быть представлено в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение его должно происходить в соответствии с целью обучения. Дидактическая цель формулируется для учащегося и содержит в себе указания не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как рационально действовать, где найти учебный материал и т.д.

Модульное обучение предполагает изменение форм общения учителя с учащимися. Он общается с ними как посредством модулей, так и непосредственно – с каждым учеником индивидуально.

Каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Учитель тоже управляет учебно- познавательной деятельностью учащихся через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное, сугубо целенаправленное управление.

Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками путем консультирования каждого из них, дозированной персональной помощи.

Система действий учителя по переходу на модульное обучение.

Необходимо разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, учителю необходимо выделить основные научные идеи курса, затем структурировать содержание курса вокруг этих идей в определенные блоки. После формулируется комплексная дидактическая цель (КДЦ). Она имеет два уровня: первый предполагает усвоение учебного содержания и его использование в практике на начальном этапе изучения, а второй требует перспективного подхода к учебному содержанию.

Из комплексной дидактической цели выделяют интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и соответственно им формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Совокупность этих целей обеспечивает достижение КДЦ.

В модули входят крупные блоки содержания учебного предмета. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные

дидактические цели (ЧДЦ), и на их основе выделяются учебные элементы.

Каждой ЧДЦ соответствует один учебный элемент. В результате создается дерево целей: вершина дерева – комплексная дидактическая цель для модульной программы; средний слой – интегрирующие дидактические цели для построения модулей и нижний слой – частные дидактические цели для построения учебных элементов.

Основные принципы построения модульных программ.

Принцип целевого назначения. Модули можно разделить на три типа: познавательные, которые используются при изучении основ наук; операционные – для формирования и развития способов деятельности и смешанные. В школе чаще всего используются смешаные модули.

Принцип сочетания комплексных и частных дидактических целей. Совокупность ЧДЦ обеспечивает достижение индивидуальной ДЦ конкретного модуля; совокупность ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ.

Принцип обратной связи. Управление невозможно без контроля, анализа и коррекции. В модульном обучении управление, осуществляемое учителем, сочетается с самоуправлением со стороны школьников.

Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их подготовки к работе.

После изучения учебного элемента необходим текущий и промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т.д.).

После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль.

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно приобретает знания и умения путем выполнения предлагаемых ему модулей.

Технология модульного обучения требует от учителя большой предварительной подготовки. По каждой теме курса биологии заблаговременно разрабатываются общая модульная программа, технологическая карта, технологические карты по всем модулям, сами модули и листы контроля.

Взаимодействие учащихся с учителем происходит в основном во время осуществления контроля полученных знаний и умений. Целью этих контактов является установление достигнутого уровня самостоятельности в решении конкретных проблем.

Тема 6. Технология использования в обучении игровых методов. Это могут быть ролевые, деловые и другие виды обучающих игр.

Игровая технология являясь развлечением, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

В современной школе, игровая технология используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы

и даже раздела учебного предмета; как элементы более обширной технологии; в качестве технологии занятия или его фрагмента; как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий: ролевые игры на уроке; игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок – соревнование, урок – конкурс, урок – путешествие, урок – КВН); игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке; использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Наиболее важные функции игры как педагогического феномена.

Социокультурное назначение игры включает в себя как социальноконтролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека.

Функция межнациональной коммуникации. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны.

Функция самореализации человека в игре. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности.

Коммуникативная игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.

Диагностическая функция игры – способность распознавать, анализировать, определять результат.

Тема 7. Личностно-ориентированные технологии обучения.

При реализации данных технологий работа учителя строится так, чтобы принять во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка, учитывать его возможности и потребности. Главным в процессе обучения становится личность ребенка, ее комфортное и безопасное развитие.

Технология разноуровневого обучения – даёт учителю возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. При данной технологии

реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех и самореализовываться в рамках своих возможностей, повышается уровень мотивации обучения.

Традиционная классно-урочная система, ориентированная на обучение всех детей по унифицированным программам и методикам, не может обеспечить полноценного развития каждого ученика.

Обеспечение разноуровневого обучения предусматривает, решение:

  1. Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности и т. п.).

  2. Предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.

  3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».

Главный акцент в развивающей модели уровневой дифференциации делают не на деление учащихся по их способностям или уровню обученности, а на идею согласования процесса обучения с психологической и нравственной структурой развивающейся личности учащихся, что решается через:

  1. разработку учебного материала, для которого каждый уровень его репрезентации (обязательный, дополнительный, повышенный, улучшенный и т.п.) мог бы быть предложен в многообразии индивидуально-личностных особенностей учащихся; 2) предоставление учащемуся возможности самостоятельной ориентации в многообразии учебного материала, в способах учебной работы, выбора для себя посильного уровня учения, т.е. возможности стать субъектом познавательной, нравственной деятельности и общения.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

    • психолого-педагогическая диагностика учащегося;

    • сетевое планирование;

    • разноуровневый дидактический материал.

Технология исследовательских методов в обучении дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

С.Т. Шацкий описал различные типы школьного исследования.

Первый тип - констатирующие исследования. Их цель - путем наблюдений раскрыть существенные признаки предмета (например, размеры, форму, вес, цвет и т.д.) или явления и привести к наполнению образов у учащегося.

Второй тип - умозаключающее исследование - использует наблюдения и добавляет к ним опыты, выявляющие причинные связи между явлениями.

Третий тип - обобщающее исследование - на основе наблюдений и опытов приводит учащихся к раскрытию закономерностей явления.

Основными функциями исследовательского метода являются воспитание познавательного интереса; создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие интеллектуальной сферы личности; овладение (на элементарном уровне) методами научного познания; развитие познавательной активности и самостоятельности.

Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ.

Здоровьесберегающие технологии направлены на достижение следующих целей: разработать и реализовать представления о сущности здоровья; сформировать мотивацию к коррекции образа жизни человека для укрепления здоровья; приобрести компетентность в вопросах физкультурно- оздоровительной сферы; разработать и построить мониторинговые и диагностические модели прогнозирования и оценки уровня здоровья.

Классификация. Здоровьесбережение может иметь медико- гигиеническую направленность (тесный контакт педагога, медработника и ученика), физкультурно-оздоровительную (в приоритете физкультурные занятия), экологическую (формирование гармоничных отношений с природой) и др.

Здоровьесберегающие технологии в школе классифицируются не только по подходам к охране здоровья, но и в зависимости от характера действия. Выделяют защитно-профилактические, стимулирующие, информационнообучающие, компенсаторно-нейтрализующие и другие технологии.

Здоровьесберегающие технологии имеют ряд функций: формирующая; рефлексивная; диагностическая; интегративная.

Технология «портфолио», система инновационной оценки - это формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Портфолио помогает решать следующие педагогические задачи: стимулировать учебную мотивацию; развивать познавательные интересы учащихся и их стремление к самостоятельному познанию мира; создать ситуацию успеха для каждого ученика; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать умения анализировать свои интересы, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями (саморефлексия); формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; формировать умения творческой деятельности; создавать условия для формирования позитивных

моральных и нравственных качеств личности, для формирования жизненных идеалов.

Тема 8. Технология проблемного обучения – это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей: формирование у учеников необходимого объема знаний, умений навыков; развитие творческого мышления; развитие навыков самостоятельной работы; развитие способности к самообучению; формирование исследовательской активности.

Суть метода проблемного обучения заключается в искусстве создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.

Самое сложное в этом методе — создать правильную проблемную ситуацию.

  • Во-первых, проблема, предлагаемая учащимся, должна быть доступной для их возраста.

  • Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний.

  • В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие.

  • В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.

В зависимости от чувства, которые испытывают учащиеся при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением.

Тема 9. Технология дистанционного обучения - становится всё более и более актуальной в современных школах. Эта технология уравнивает шансы на получение полноценного образования для детей со слабым здоровьем или тех учащихся, которые по различным причинам не могут посещать уроки. Элементы данной технологии можно использовать и для дистанционного общения учителя с учениками при выполнении домашнего задания (индивидуально-консультативная дистанционная методика), при работе над проектом, а так же для полноценного обучения при временной нетрудоспособности учеников.

Существует три вида технологий дистанционного обучения.

Кейс-технология. Учащийся получает необходимые материалы для курса (книги, в том числе и электронные учебники, методические пособия, проверочные работы, специальные компьютерные программы, например, Консультант Плюс и т.д.). Связь поддерживается тьютором (преподавателем- консультантом, ведущим обучение в дистанционной форме и выполняющим одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора учебного процесса), который с помощью телефона, почты и иных средств связи

общается с обучаемыми или непосредственно встречается с ними в консультационных пунктах и учебных центрах.

Телевизионно-спутниковая технология основана на применении интерактивного телевидения: теле- и радиолекции, видеоконференции, виртуальные практические занятия и т.д.

Интернет-обучение, или сетевая технология. Обучаемый получает весь необходимый материал и связь с преподавателем (инструктором) также через сеть Интернет.

Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ, что способствовало тому, что дистанционное обучение быстро и прочно заняло одно из ведущих мест в современной педагогике. Во-первых, это доступность и открытость, т.е. возможность обучаться, не выезжая на место расположения учебного заведения, что позволяет совмещать работу и учебу, а также получать образование людям с ограниченными возможностями и людям из отдаленных районов. Во-вторых, обучение идет в индивидуальном темпе, а значит, каждый может самостоятельно выбрать необходимую скорость изучения материала, в зависимости от личных обстоятельств и потребностей, а также наиболее удобные для себя место проведения и продолжительность занятий. В-третьих, дистанционное обучение открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого, а использование различных информационно-коммуникационных технологий способствует повышению эффективности образования. Но самое главное – это экономия времени и денег. У учащихся нет необходимости ежедневно посещать занятия. К тому же в вузах большой конкурс на бесплатные места, а дистанционное обучение не требует больших затрат, что позволяет получить образование гораздо большему количеству людей.

Дистанционное образование ориентировано в основном на приобретение знаний, и мало уделяет внимания воспитанию и социализации личности, то есть оно больше подходит для получения дополнительного образования и повышения квалификации. Для его осуществления необходима хорошая техническая оснащенность: наличие компьютера и доступа в Интернет. Очевидным минусом является и отсутствие очного общения между преподавателем и обучающимися, то есть исключаются все моменты, связанные с воспитанием и индивидуальным подходом. Также для результативности дистанционного обучения очень важна самодисциплина и самостоятельность обучаемых, и так как постоянный контроль над учащимися отсутствует, возможно снижение их мотивации к учебе. Отсутствие практических занятий значительно усложняют закрепление практических навыков. К тому же далеко не все специальности и школьные предметы можно изучать с помощью данной технологии.






Список использованной литературы

  1. Никишов А.И. Методика обучения биологии в школе // Изд-во,

«ВЛАДОС», 2014. С.133.

  1. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 16.02.2019).

  2. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под редакцией И.Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с. – ISBN 5-7695-0948-1.

  3. Конюшко, В.С. Методика обучения биологии: Учебное пособие / В.С. Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. – Лен.: Книжный Дом, 2005. – 256 с. – ISBN 985-428-793-9. http://www.twirpx.com/file/560778/

  4. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов педагогических институтов по биологической специальности / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. – М.: Просвещение, 1986. – 384 с. http://www.twirpx.com/file/1816307/

  5. Дистанционные технологии. Источник:http://si- sv.com/publ/1/tekhnologii_distancionnogo_obuchenija/14-1-0-86

1