СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии обучения на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения, происходящие в нашем современном обществе, требующие творчески развитой, креативно мыслящей, активной личности ориентируют педагогов на новый уровень преподавания

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии обучения на уроках математики»

Инновационные технологии обучения на уроках математики

Никифорова О.Н.

учитель математики

КГУ «ОШ им С. Муканова»

Бухар -Жырауский район

Карагандинская область

Интенсивные изменения, происходящие в настоящее время в нашем обществе, требующие творчески развитой, креативно мыслящей, компетентной, активной личности, ориентируют педагогов на новый уровень преподавания и воспитания учащихся. Если в недавнем прошлом основной задачей, стоящей перед учителем, была передача ученикам знаний, то в настоящее время на первый план выдвигается задача развития творческого мышления учащихся и их функциональной грамоте в процессе обучении. Умение ими самостоятельно пополнять свои знания, развивать их способность

адаптироваться, к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Согласно современной концепции математического образования, его важнейшей целью является, функциональная грамотность, интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Актуальность выбранной темы состоит в необходимости широкого применения продуктивных инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время, которые позволяют быстрее, экономичнее и качественнее достигнуть цели математического образования. В жизнь школы прочно вошли такие понятия как «современные педагогические технологии», «инновационные процессы». Каждый учитель апробировал в своей работе тот или иной метод, педагогическую технологию и сделал выбор в пользу наиболее результативных. Цель учителя - применяя новые педагогические технологии, научить школьников учиться. А как показывает практика, новые образовательные технологии могут быть освоены только в действии. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Наша задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность. Главной для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, в которых необходимо разобраться самому. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Для этого на уроках используются проблемные ситуации и их самостоятельное разрешение. Умение правильно, критически мыслить необходимо всем людям. Обычно на уроке учащимся приходится опровергать ложные суждения. В процессе этой работы они должны проявить высокую наблюдательность и путём сопоставления найти ошибку. Как правило, учителя предлагают учащимся задания, в которых ошибки исключаются. В результате у школьников вырабатывается абсолютное доверие сообщениям, указаниям, заданиям. Чтобы этого избежать, необходимо развивать у школьников способность к анализу, умению находить ошибки и обосновывать их. Прививать школьникам эти навыки надо постепенно: сначала научить определять суждение, в котором имеется ошибка, затем подбирать аргументы, опровергающие ошибки и, наконец, развёрнуто и последовательно сформулировать опровержение. Опровергнуть суждение – значит установить его ложность; приводимый аргумент должен точно соответствовать логическим законам, правилам. Я использую различные приемы для поиска ошибок: взаимопроверка, рецензирование и диспут. Очень интересно проходят занятия, на которых используются деловые и ролевые дидактические игры. Например, в 5–6 классах для организации устного счёта я применяю такие ролевые игры, как, «Расшифруй слово», «Лови ошибку», «Собери картинку», «Разгадай кроссворд», «Эстафета». При повторении материала, для мотивации учащихся, используем ребусы и анаграммы. Закрепление или проверку изучаемого материала провожу в виде турнира или эстафеты. Математические эстафеты в различных формах проявления способствуют формированию знаний и умений, быстроты мышления учащихся, а также воспитывают чувство сплочённости и коллективизма. Уроки с применением компьютерных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения. Трудно представить себе современный урок без использования информационных компьютерных технологий. Информационные компьютерные технологии могут быть использованы на любом этапе урока: 1. Для обозначения темы урока. 2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию. 3. Как сопровождение объяснения преподавателя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.) 4. Для контроля знаний по возможности я стараюсь использовать ИКТ на различных этапах урока: при объяснении темы, при проведении фронтальной работы с классом, при проверке домашнего задания и самостоятельной работы, при закреплении материала. Уроки с применением ИКТ оживляют учебный процесс, повышают у ребят интерес к математике и усиливают мотивацию к обучению. Применение ИКТ позволяет сделать процесс обучения увлекательным, красочным и интересным. Применение инновационных технологий помогает научить учащихся активным способам получения новых знаний, создать комфортные условия для их обучения. Активные методы обучения дают возможность учащимся лучше усвоить изучаемый материал, формируют навыки исследовательской деятельности, а также развивают познавательную активность и формируют их личностные качества. Подводя общий итог работы применения инновационных технологий, можно выделить их преимущества: они помогают научить учащихся активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых учащиеся не могут не научиться; стимулируют творческие способности учащихся; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию. В связи с чем особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют: эффективному усвоению знаний; формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения; позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность; развивают творческие способности; создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности учащихся. Использование современных образовательных технологий позволяет нам повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.