СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструментальный концерт

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструментальный концерт

Цели урока: дать представление о жанре инструментального концерта, о том, когда и как он возник, как развивался.

Просмотр содержимого документа
«Инструментальный концерт»

Урок № 15 6 кл _________________

Инструментальный концерт

Цели урока: дать представление о жанре инструментального концерта, о том, когда и как он возник, как развивался.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

ыявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Как здорово» О.Митяева»

Метапредметные:

Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки, живописи, литературы.


Личностные:

Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Сегодня на уроке речь пойдет об инструментальном концерте. Давайте вспомним, что такое концерт? — Концерт — (в переводе с итальянского означает согласие, с латинского – состязание). Концерт — музыкальное произведение, для симфонического оркестра и солирующего инструмента. Обычно состоит из трех частей. Встречаются концерты для одного инструмента, без оркестра, для оркестра без солиста, концерты для хора. В русской музыке широко применялся жанр хорового духовного концерта.

3. Формулирование темы урока.  Прочтите на стр. 108 тему сегодняшнего урока:

«Инструментальный концерт». Определите цель нашего урока. Продолжить знакомство с жанром инструментальный концерт.

4. Работа над новым материалом.

Задание 1 рассмотреть изобразительный ряд учебника;

Рассматривая рельефы Гужона, и репродукцию картины Боттичелли попробуйте догадаться, музыка какого времени, какой эпохи будет звучать на уроке.  Нимфы Жана Гужона — это божества, олицетворяющие силы природы, поэтизирующие их. Слушая шум ветра, шелест листвы, журчание воды, скульптор проникался чувством священного восторга перед чудом, заключённым в слове „природа“.  «Весна»— картина Сандро Боттичелли, была написана для виллы Кастелло под Флоренцией. Эта работа, в которой сошлись самые разные мотивы, знаменовала собой важный поворот в живописи, не подчиненной никаким канонам. Христианская тема проявляется здесь в том, что главная героиня напоминает Мадонну, рука которой словно благословляет всех. Русский искусствовед Павел Муратов писал о Боттичелли: «Он первым встречал утренний туман нового и долгого дня в истории мира под единственным знаменем чистого искусства». — Эти произведения относятся к XVI-XVIII вв. время, когда возник стиль барокко в Западной Европе. Началом эпохи барокко принято считать 1600г.,с появлением итальянской драмы для музыки (оперы) а концом 1750г., когда ушел из жизни И.С. Бах. Именно искусству барокко свойственны динамичность и бурное движение

Задание 2 познакомиться с творчеством итальянского композитора А.Л. Вивальди; Антонио Вивальди – итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Один из величайших композиторов XVII – XVIII Жил и творил в эпоху барокко, был создателем жанра – инструментального концерта. Известно около 450 концертов Вивальди. В композициях концертов Вивальди чередовались сольные и оркестровые части. Принцип контраста определял трехчастную форму концерта.

1-я часть – быстрая, энергичная, обычно без медленного вступления

2-я часть – лирическая, певучая, более скромная по размерам

3-я часть – финал, подвижный, блестящий

Времена года Антонио Вивальди — одно из самых знаменитых его произведений этого стиля. Произведение «Времена года» было создано в 1723 году, а впервые вышло в свет только два года спустя. Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра.

Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами. Во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года. Во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность зима — конец пути — старость.

Задание 3 прослушивание и анализирование фрагментов из цикла «Времена года»;

 Послушайте фрагмент одного из концертов и скажите, с каким временем года ассоциируется эта музыка? Послушайте полностью первую часть концерта «Весна» и ответьте на вопросы:

— В какой форме написана 1 часть концерта?— Какую картину вы представили?

Слушание «Весна» (1ч. Allegro) А. Вивальди. — Форма рондо. — Картину весенней природы. — Как звучит главная мелодия 1-й части концерта? — эта часть начинается веселой беззаботной мелодией, легкой, светлой, прозрачной, непринужденной. (главная мелодия в форме рондо называется рефреном)

Что композитор изобразил в эпизодах? — Пение птиц, журчание ручейков, удары грома и вспышки молний. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны.

— Цикл концертов «Времена года» — программное сочинение, в основе которого лежат стихотворные сонеты, с помощью которых, композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла. Предполагается, что сонеты написаны самим композитором.

Задание 4 чтение сонетов Вивальди;

Прочтите сонеты на стр. 110-111, и скажите, какой из них больше созвучен и точнее раскрывает музыкальный образ концерта?

— Литературный текст подобен музыкальному и каждое из искусств своими средствами воспроизводит состояние человека, его чувства, вызванные приходом весны.

Из концерта «Зима» А. Вивальди мы послушаем 2ч. Largo. Послушайте и проанализируйте музыку концерта

Слушание «Зима» (2ч. Largo) А. Вивальди. Музыка спокойная, напевная задушевная, задумчивая, лирическая.

— Почему в наше время часто исполняется музыка, написанная более трех веков назад?

В ы в о д: Композитор, в своих концертах выразил собственное восприятие окружающего мира. В музыке переданы чувства человека, его отношения к природе, миру. Они неизменны, постоянны, независимо от того, в какую эпоху живет человек.

Концерты Вивальди положили начало развитию жанра инструментального концерта.

О ком Л.Бетховен говорил? Не ручей — море ему имя!

Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века.

Интерес к музыке Баха возник более 70-ти лет после его смерти. Музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству.

Бах с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. Успех не вскружил ему голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком.

 Отрадой в его жизни были творчество и семья. Подросшие сыновья – Вильгельм, Филипп, Иоганн — оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами.

И.С. Бах – современник Вивальди. Среди его произведений есть «Итальянский концерт», написанный для клавира (клавишные инструменты – клавикорд, клавесин, фортепиано.) Он использовал опыт итальянских мастеров. Трёхчастное строение, контраст движения (быстрое –медленное — быстрое), контраст ладовой окраски (мажор – минор — мажор)

Задание 5 прослушивание и анализирование 1-ой части «Итальянского концерта» И.С. Баха.

 Послушайте 1-ю часть «Итальянского концерта» и проанализируйте

Слушание 1-й части «Итальянского концерта» И.С. Баха музыка оживленная, стремительная светлая, легкая, подвижная, устремленная.

Большинство слушателей музыки И.С. Баха, объясняя свои ощущения от его музыки, упоминали чаще всего такие слова, как "очищение", "умиротворение", "прояснение", "утешение".

Сам же Иоганн Себастьян Бах сказал об этом еще более кратко:

"Цель музыки — трогать сердца".

Работа над песнями.

IV. Подведение итогов. 

— Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? — Что самое главное необходимо запомнить с урока? Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).