СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Концерт" 3 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомства с жанром инструментального концерта и выявления характерных особенностей жанра на примере Концерта № 1 П. И. Чайковского.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Концерт" 3 класс»

Н. С. Щеглов учитель музыки МБОУ «Лицей села Хлевное»



Технологическая карта урока

Предмет: музыка
Класс: 3
Тема урока:
Концерт

Тип урока: урок открытия нового знания.



Цель: знакомство с жанром инструментального концерта и выявление характерных черт жанра.

Прогнозируемые результаты:

  • личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях;

  • метапредметные: умение контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективные способы достижения результата; освоение начальных форм познавательной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения, определения путей достижения общей цели, готовность признавать возможность существования различных точек зрения, учиться ориентироваться в изученном материале, пополнение словарного запаса обучающихся, умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • предметные: формирование знания отличительных признаков жанра «концерт», углубление знаний о творчестве П.И.Чайковского.



Оборудование: ноутбук, колонки, проектор, презентация, раздаточный материал, учебник по музыке 3 класс, краткий музыкальный словарь, аккордеон, инструменты детского шумового оркестра.



Ход урока:



Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

Мультимедийная поддержка

1 Организационный момент

Музыкальное приветствие:

-Здравствуйте, ребята!

- Ребята, обратите внимание на материалы, которыми мы будем сегодня пользоваться на уроке. У каждого из вас на парте есть словарь характеристик эмоционально-образного содержания музыки и учебник по музыке. Кроме того, на уроке мы будем пользоваться словарём музыкальных терминов.


- Здравствуйте!

Коммуникативные УУД: умение организовывать и учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского

2.

Актуализация знаний


- Сегодня на уроке музыки мы побываем в концертном зале. Знакомо ли вам слово «концерт»? Что оно означает?

-Действительно, концертом называют публичное исполнение музыкальных произведений, эстрадных, балетных номеров по заранее составленной программе.


- А как люди узнают, что скоро будет организован концерт?


- Давайте взглянем на афишу. Какое произведение прозвучит сегодня в нашем концерте?

Дети рассуждают, высказывают своё мнение по поводу определения «концерта» как публичного выступления.







- Они могут узнать о нём из афиши.


Рассматривают слайд-афишу. Озвучивают, какую информацию несёт это объявление. Узнают портрет композитора, изображённого на афише.

Познавательные УУД: умение систематизировать информацию и выделять главное


Слайд 1 (концертный занавес)















Слайд 2.

Афиша.

Приглашаем на концерт! В программе Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского

3. Постановка проблемы и объявление темы урока

-Ребята, обратите внимание: «Концерт в концерте»? Слова одинаковые, а значение этих слов тоже одинаковое?

- Можете ли вы объяснить еще одно значение слова «концерт»?

- Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня поговорим?


Предполагают, что значение этого слова может носить двоякий характер.






О концерте.

Познавательные УУД: умение систематизировать информацию и выделять главное.







Слайд 2 Тема урока: Концерт

4. Целеполага

ние.

- Какие цели мы можем поставить сегодня на уроке?

- Узнать, что такое концерт, выявить особенности этого музыкального жанра.

Регулятивные УУД: умение формулировать цель


5. Планирование



- Что мы можем сделать, чтобы узнать, что такое концерт? Планирует деятельность на уроке совместно с учащимися.

1. Послушать Концерт № 1 П. И. Чайковского;

2. Прочитать информацию о концерте в учебнике;

3. Попробовать себя в качестве исполнителей

4. Проверить, насколько хорошо мы разобрались в том, что такое концерт и его отличительных особенностях.







Планируют деятельность на уроке с помощью учителя.


Регулятивные УУД: умение составлять план и последовательность действий

Коммуникативные: умение выслушивать и оценивать варианты, предложенные другими учащимися


6. Беседа по теме урока



- Давайте же следовать нашему плану. Посмотрим видеофрагмент первой части Концерта № 1 П. И. Чайковского. Слушая музыку, воспользуйтесь вашими словарями эмоционально-образной характеристики музыки и выберите подходящие музыке слова.

- Какими словами вы бы охарактеризовали прослушанное произведение?


- Как вы думаете, что хотел изобразить в этой музыке П. И. Чайковский?


- Конечно, этот концерт часто называют «визитной карточкой России». П. И. Чайковский очень любил свою Родину. Он говорил: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь!»

А ещё этот концерт является первым концертом, написанным в России.

- Кто исполнял это произведение?

- Как называют человека, выступающего отдельно?



- Давайте посмотрим видеофрагмент ещё одного концерта и попытаемся увидеть какие-нибудь закономерности, связывающие эти 2 произведения


- А в этом произведении кто-нибудь солировал?


- Какой можно сделать вывод

Смотрят видеофрагмент










- Гордая, величественная, торжественная, и т.п….



- Может быть нашу Родину?
















Оркестр и пианист



Солист








Смотрят



- Да, здесь отдельно на скрипке играл мальчик


- В концерте всегда играют солист и оркестр.

Познавательные УУД: умение систематизировать информацию и выделять главное.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме и делать коллективные выводы о прослушанном музыкальном произведении.

Просмотр видеофрагмента первой части Концерта № 1 П. И. Чайковского


















Просмотр видеофрагмента первой части Концерта № 1 Антонио Вивальди


7. Работа с текстом


- Проверим наше утверждение. Одному ученику предлагаю найти определение концерта в словаре, а с остальными обучающимися читаем текст учебника на странице 94 (2 мин).

Предлагает озвучить определение из словаря

Обсуждение текста учебника

- Кто помимо солиста и оркестра принимал участие в исполнении концерта?

- Что есть у каждого дирижёра?







Читают текст




Обсуждают



- Дирижёр



- Партитура (ноты)




Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника. Коммуникативные УУД: формирование навыков развернутого речевого высказывания Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенном у плану.







Слайд «Концерт – это крупное виртуозное произведение для солирующего инструмента и оркестра»




Слайд Партитура

8. Инсцениро-

вание исполнения концерта

- Попробуем себя в качестве дирижёров (показывает схему дирижирования на ¾)

Выбирает лучшего «дирижёра» и «пианиста» из класса.






Под музыку дирижируют




Под музыку в игровой форме исполняют Концерт № 1 П. И. Чайковского. Остальные ребята изображают музыкантов оркестра


Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенном у плану. Коммуникативные УУД: умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Слайд. Ноты главной темы 1 части концерта П. И. Чайковского








9. Вокально-хоровая работа

Предлагает распеться на примере 4 нот главной темы 1 части концерта П. И. Чайковского

Предлагает пропеть мелодию главной темы полностью

- В третью часть концерта – финал – П. И. Чайковский включил украинскую песню-закличку «Веснянка».

Проводит беседу о былом значении веснянок в жизни людей

-Разучивает «Веснянку» с обучающимися



- Давайте наше исполнение приукрасим звучанием детских шумовых инструментов



- Как вы думаете, что ещё могли делать наши предки под музыку?



Распеваются



Поют



Слушают








Поют с

опорой на ноты, представленные в учебнике



Поют и подыгрывают себе на детских инструментах




- Танцевать, водить хороводы


Поют и водят хоровод у доски

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенном у плану.

Личностные УДД: умение проявлять толерантность по отношению к культуре других народов и стран.








Проектор выключается










10. Беседа по теме урока

- Слушая финальную третью часть Концерта № 1 П. И. Чайковского, также воспользуемся словарём эмоционально-образной характеристики музыки и проанализируем её.



- Какой можно сделать вывод?







- Как вы думаете, сколько частей входит в состав концерта?






Слушают а затем дают краткую характеристику


- Композиторы могут включать в свои произведения народные мелодии



- Три

Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа; Личностные УДД: умение проявлять толерантность по отношению к культуре других народов и стран.



Звучит фонограмма 3 части Концерта № 1 П. И. Чайковского

11. Закрепление пройденного материала

Задаёт вопросы по пройденному материалу

- Что такое концерт?

- Каковы отличительные особенности концерта?

Предлагает ещё раз себя проверить и определить, являются ли представленные видеофрагменты концертом или нет?




Отвечают





Смотрят и определяют

Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность, делать выводы в результате совместной работы класса.

Коммуникативные УУД: умение выслушивать и оценивать варианты, предложенные другими учащимися.

Видеофрагменты: Концерт для флейты с оркестром И. С. Баха, Симфония № 40 В. А. Моцарта, Симфония № 5 Л. В. Бетховена, Концерт для арфы с оркестром Г. Ф. Генделя

12. Рефлексия

- Что вам показалось самым лёгким на уроке?

- Самым трудным?

- Все ли пункты нашего плана мы выполнили?

- Достигли ли мы поставленных целей?



Отвечают на вопросы

Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность, делать выводы о результатах совместной работы класса. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


13. Домашнее задание

По желанию нарисовать афишу, приглашающую на концерт или найти в интернете 2-ю часть концерта № 1 П. И. Чайковского, послушать её и записать свои впечатления в тетради.

Записывают

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенном у плану.

Слайд с домашним заданием

14. Организационный момент

Прощается с обучающимися

Прощаются с учителем


Па-де-де из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского


Источники информации:


  1. О. Ермакова. Краткий музыкальный словарь: Учебное пособие для ДМШ – М.: Феникс, 2018.

  2. Е.Критская. Учебник «Музыка. 3 класс», - М.: Просвещение, 2016.

  3. Э. Смирнова. Русская музыкальная литература: учебник для 6-7 классов ДМШ. М.: - Музыка. – 2001. – 141 с.