Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | Мультимедийная поддержка |
1 Организационный момент | Музыкальное приветствие: -Здравствуйте, ребята! - Ребята, обратите внимание на материалы, которыми мы будем сегодня пользоваться на уроке. У каждого из вас на парте есть словарь характеристик эмоционально-образного содержания музыки и учебник по музыке. Кроме того, на уроке мы будем пользоваться словарём музыкальных терминов. | - Здравствуйте! | Коммуникативные УУД: умение организовывать и учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского |
2. Актуализация знаний | - Сегодня на уроке музыки мы побываем в концертном зале. Знакомо ли вам слово «концерт»? Что оно означает? -Действительно, концертом называют публичное исполнение музыкальных произведений, эстрадных, балетных номеров по заранее составленной программе. - А как люди узнают, что скоро будет организован концерт? - Давайте взглянем на афишу. Какое произведение прозвучит сегодня в нашем концерте? | Дети рассуждают, высказывают своё мнение по поводу определения «концерта» как публичного выступления. - Они могут узнать о нём из афиши. Рассматривают слайд-афишу. Озвучивают, какую информацию несёт это объявление. Узнают портрет композитора, изображённого на афише. | Познавательные УУД: умение систематизировать информацию и выделять главное | Слайд 1 (концертный занавес) Слайд 2. Афиша. Приглашаем на концерт! В программе Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского |
3. Постановка проблемы и объявление темы урока | -Ребята, обратите внимание: «Концерт в концерте»? Слова одинаковые, а значение этих слов тоже одинаковое? - Можете ли вы объяснить еще одно значение слова «концерт»? - Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня поговорим? | Предполагают, что значение этого слова может носить двоякий характер. О концерте. | Познавательные УУД: умение систематизировать информацию и выделять главное. | Слайд 2 Тема урока: Концерт |
4. Целеполага ние. | - Какие цели мы можем поставить сегодня на уроке? | - Узнать, что такое концерт, выявить особенности этого музыкального жанра. | Регулятивные УУД: умение формулировать цель | |
5. Планирование | - Что мы можем сделать, чтобы узнать, что такое концерт? Планирует деятельность на уроке совместно с учащимися. 1. Послушать Концерт № 1 П. И. Чайковского; 2. Прочитать информацию о концерте в учебнике; 3. Попробовать себя в качестве исполнителей 4. Проверить, насколько хорошо мы разобрались в том, что такое концерт и его отличительных особенностях. | Планируют деятельность на уроке с помощью учителя. | Регулятивные УУД: умение составлять план и последовательность действий Коммуникативные: умение выслушивать и оценивать варианты, предложенные другими учащимися | |
6. Беседа по теме урока | - Давайте же следовать нашему плану. Посмотрим видеофрагмент первой части Концерта № 1 П. И. Чайковского. Слушая музыку, воспользуйтесь вашими словарями эмоционально-образной характеристики музыки и выберите подходящие музыке слова. - Какими словами вы бы охарактеризовали прослушанное произведение? - Как вы думаете, что хотел изобразить в этой музыке П. И. Чайковский? - Конечно, этот концерт часто называют «визитной карточкой России». П. И. Чайковский очень любил свою Родину. Он говорил: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь!» А ещё этот концерт является первым концертом, написанным в России. - Кто исполнял это произведение? - Как называют человека, выступающего отдельно?
- Давайте посмотрим видеофрагмент ещё одного концерта и попытаемся увидеть какие-нибудь закономерности, связывающие эти 2 произведения - А в этом произведении кто-нибудь солировал? - Какой можно сделать вывод | Смотрят видеофрагмент - Гордая, величественная, торжественная, и т.п…. - Может быть нашу Родину? Оркестр и пианист Солист Смотрят - Да, здесь отдельно на скрипке играл мальчик - В концерте всегда играют солист и оркестр. | Познавательные УУД: умение систематизировать информацию и выделять главное. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме и делать коллективные выводы о прослушанном музыкальном произведении. | Просмотр видеофрагмента первой части Концерта № 1 П. И. Чайковского Просмотр видеофрагмента первой части Концерта № 1 Антонио Вивальди |
7. Работа с текстом | - Проверим наше утверждение. Одному ученику предлагаю найти определение концерта в словаре, а с остальными обучающимися читаем текст учебника на странице 94 (2 мин). Предлагает озвучить определение из словаря Обсуждение текста учебника - Кто помимо солиста и оркестра принимал участие в исполнении концерта? - Что есть у каждого дирижёра? | Читают текст Обсуждают - Дирижёр - Партитура (ноты) | Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника. Коммуникативные УУД: формирование навыков развернутого речевого высказывания Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенном у плану. | Слайд «Концерт – это крупное виртуозное произведение для солирующего инструмента и оркестра» Слайд Партитура |
8. Инсцениро- вание исполнения концерта | - Попробуем себя в качестве дирижёров (показывает схему дирижирования на ¾) Выбирает лучшего «дирижёра» и «пианиста» из класса.
| Под музыку дирижируют
Под музыку в игровой форме исполняют Концерт № 1 П. И. Чайковского. Остальные ребята изображают музыкантов оркестра | Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенном у плану. Коммуникативные УУД: умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. | Слайд. Ноты главной темы 1 части концерта П. И. Чайковского |
9. Вокально-хоровая работа | Предлагает распеться на примере 4 нот главной темы 1 части концерта П. И. Чайковского Предлагает пропеть мелодию главной темы полностью - В третью часть концерта – финал – П. И. Чайковский включил украинскую песню-закличку «Веснянка». Проводит беседу о былом значении веснянок в жизни людей -Разучивает «Веснянку» с обучающимися
- Давайте наше исполнение приукрасим звучанием детских шумовых инструментов
- Как вы думаете, что ещё могли делать наши предки под музыку? | Распеваются Поют Слушают Поют с опорой на ноты, представленные в учебнике Поют и подыгрывают себе на детских инструментах - Танцевать, водить хороводы Поют и водят хоровод у доски | Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенном у плану. Личностные УДД: умение проявлять толерантность по отношению к культуре других народов и стран. | Проектор выключается |
10. Беседа по теме урока | - Слушая финальную третью часть Концерта № 1 П. И. Чайковского, также воспользуемся словарём эмоционально-образной характеристики музыки и проанализируем её.
- Какой можно сделать вывод?
- Как вы думаете, сколько частей входит в состав концерта? | Слушают а затем дают краткую характеристику - Композиторы могут включать в свои произведения народные мелодии - Три | Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа; Личностные УДД: умение проявлять толерантность по отношению к культуре других народов и стран. | Звучит фонограмма 3 части Концерта № 1 П. И. Чайковского |
11. Закрепление пройденного материала | Задаёт вопросы по пройденному материалу - Что такое концерт? - Каковы отличительные особенности концерта? Предлагает ещё раз себя проверить и определить, являются ли представленные видеофрагменты концертом или нет? | Отвечают Смотрят и определяют | Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность, делать выводы в результате совместной работы класса. Коммуникативные УУД: умение выслушивать и оценивать варианты, предложенные другими учащимися. | Видеофрагменты: Концерт для флейты с оркестром И. С. Баха, Симфония № 40 В. А. Моцарта, Симфония № 5 Л. В. Бетховена, Концерт для арфы с оркестром Г. Ф. Генделя |
12. Рефлексия | - Что вам показалось самым лёгким на уроке? - Самым трудным? - Все ли пункты нашего плана мы выполнили? - Достигли ли мы поставленных целей? | Отвечают на вопросы | Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность, делать выводы о результатах совместной работы класса. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
13. Домашнее задание | По желанию нарисовать афишу, приглашающую на концерт или найти в интернете 2-ю часть концерта № 1 П. И. Чайковского, послушать её и записать свои впечатления в тетради. | Записывают | Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенном у плану. | Слайд с домашним заданием |
14. Организационный момент | Прощается с обучающимися | Прощаются с учителем | | Па-де-де из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского |