Инструментарий для оценивания метапредметных результатов
Основным инструментарием для оценивания планируемых результатов является педагогическое наблюдение. Мониторинг должен проводиться в начале и в конце учебного года, для того чтобы увидеть динамику развития универсальных учебных действий у каждого ученика, в каждом классе. Для этого применяются уровневые показатели универсальных учебных действий:
Познавательные учебные действия
Баллы Виды работы на уроке
1. Восприятие информации
1.1. Устную инструкцию воспринимают:
1.2. Письменную инструкцию (в учебнике, на карточке и т.п.) воспринимает:
1 Не воспринимает письменную инструкцию
Интеллектуальная обработка информации
2.1. Умеет ли выделять главное в предложенной информации:
2.2. Умеет ли выделять новое в учебном материале:
3
Выше, чем у других учащихся класса
Такой же, как у других учащихся класса
Результативность интеллектуальной деятельности
3.1. Результат получает:
Оригинальным, творческим способом
3.2. Предъявление результата:
Способен дать правильный ответ, но не может его аргументировать
3.3. Самооценка результата работы:
Способен дать объективную оценку результату работы, так как понимает суть допущенных ошибок
Не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки
Не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки
3.4. Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения
Общий балл:
| | Обработка данных (ключ) | | | | | | |
| | | | |
Группа, | Характеристика | | Рекомендации учителям | |
баллы | | | | | | | | | |
Слабая | Воспринимая | учебную | информацию, | Пошаговое | | предъявление |
группа | практически не в состоянии действовать | учебной | | информации | с |
(9-15 | самостоятельно; | особые трудности вызывает | пошаговым | контролем | ее |
баллов) | информация, предъявляемая в | письменной | усвоения. | | | | При |
C | (устной) форме. | Испытывает | значительные | интеллектуальной | обработке |
| затруднения при выделении нового и главного | информации | необходима |
| при интеллектуальной обработке информации. | значительная | обучающая, |
| Темп интеллектуальной деятельности и ее | организующая | | | и |
| результативность выражено снижены. Результат | стимулирующая | помощь. |
| работы, чаще всего, получает путем подгонки | Необходимо | | развивать |
| под ответ, а необходимость предъявлять его | приемы | | | логического |
| вызывает серьезные затруднения, ответы, как | мышления, | | формировать |
| правило, приходится «вытягивать». Не может | представления | об | эталоне |
| объективно оценить свою работу, так как часто | работы | и | критериях | ее |
| не видит своих ошибок или не понимает, что | оценки. | Для | успешного |
| допустил их, в связи с тем что во внутреннем | освоения | | | большинства |
| плане не сформировано представление об | учебных | | | предметов |
| эталоне работы, освоение школьной программы | требуется | | | | система |
| значительно затруднено. | | дополнительных занятий. | |
4
Средняя | Воспринимая | учебную информацию (как | Нужно оказать | учащимся |
группа | устную, | так | и | письменную), | нуждается в | организующую | | и |
(16 – 23 | дополнительных | | разъяснениях. | | При | стимулирующую | помощь. |
балла) | интеллектуальной | обработке | информации | Необходимо | развивать |
B | требуется | | некоторая | (стимулирующая, | способность | действовать |
| организующая) | | помощь. | | | Темп | рациональными | способами, |
| интеллектуальной | деятельности | средний. | умение | аргументировать |
| Результат работы чаще всего получает, | свою позицию, обосновывать |
| воспроизводя | | предложенный | | учителем | полученный | результат. |
| алгоритм, | | хотя | | временами | действует | Следует | совершенствовать |
| самостоятельно нерациональным путем. Давая | умение | | объективно |
| правильный ответ, не всегда может дать | оценивать свою работу. | | |
| объективную оценку своей работы, хотя, как | | | | | |
| правило, видит допущенные ошибки. | | | | | | | |
Сильна | Успешно воспринимает учебную информацию, | Желательно | поощрять |
я группа | как | письменную | так и устную, с первого | творческий | подход | к |
(24 – 31 | предъявления. | Способен | самостоятельно | решению | учебных | задач, |
балл) | выделить | | новое | и | главное | при | развивать | познавательный |
A | интеллектуальной | | обработке | | учебного | мотив. | | | | |
| материала. | Темп | | интеллектуальной | | | | | |
| деятельности несколько выше, чем у других | | | | | |
| учащихся. | Результат | получает, | успешно | | | | | |
| воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде | | | | | |
| случаев | может | действовать | творческим | | | | | |
| способом. Способен дать развернутый ответ и | | | | | |
| обосновать его, аргументировать свою позицию. | | | | | |
| В | большинстве | случаев | | может | дать | | | | | |
| объективную оценку результату своей работы, | | | | | |
| так как понимает суть допущенных ошибок. | | | | | |
| | | | Регулятивные учебные действия | | | | |
| | | | | | | | | | | |
Баллы | Виды работы на уроке | | | | | | | | | | |
1. Получив задание
1Вообще не составляет плана
Вопросы, уточняющие задания
1Не задает вопросов, хотя и нуждается в помощи
Выполняя задание
Начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий
Работает хаотично, без плана
Завершая задание
5
| 1 | Довольствуется любым результатом |
4. | Закончив работу |
| 4 | Проверяет результат, находит и исправляет ошибки |
| 3 | Результат не проверяет |
| 2 | Результат не проверяет, так как убежден в его правильности |
| 1 | Результат проверяет, но ошибок не видит |
5. | Помощь в работе |
| 4 | Не нуждается |
| 3 | Нуждается и принимает |
| 2 | Нуждается, но не умеет пользоваться |
| 1 | Нуждается, но не обращается |
| | Общий балл |
| | | | Обработка данных (ключ) | | | | | | |
| | | | | | | |
Группа, | | | Характеристика | | | | Рекомендации учителям |
баллы | | | | | | | | | | | | | | |
Слабая | Затруднено осмысление учебной задачи как | | Необходимо | | | обучать |
группа | цели деятельности. Приступает к работе, не | | умению ставить цель своей |
(6-10 | имея плана; уточняющих вопросов не задает, | | деятельности, | | | |
баллов) | хотя и нуждается в пояснениях; действует | | разрабатывать | шаги | ее |
C | импульсивно, хаотично. Если план работы | | достижения, | | сверять свои |
| предложен педагогом, грубо нарушает его, не | | действия | с | | имеющимся |
| замечая этого. Завершив задание, может | | планом. | По | завершении |
| довольствоваться | ошибочным | результатом. | | работы следует побуждать |
| Даже проверяя результат, ошибок не видит. | | уч-ся сравнивать результат |
| Не способен обратиться за помощью, не | | с эталоном, | находить | и |
| умеет пользоваться оказанной помощью. | | | исправлять | ошибки и | на |
| | | | | | | | | этой | основе | давать |
| | | | | | | | | самооценку. | | Желательно |
| | | | | | | | | показывать | | уч-ся, | где |
| | | | | | | | | можно получить помощь и |
| | | | | | | | | как ею воспользоваться. | |
Средняя | В целом ряде случаев способен осмыслить | | Нужно | оказать | уч-ся |
группа | учебную задачу как цель своей деятельности. | | организующую | | и |
(11 – 16 | При этом планирование и необходимые | | стимулирующую | помощь. |
балла) | уточнения осуществляет уже в ходе | | Необходимо | | развивать |
B | работы.имея | целый ряд | сформированных | | навыки планирования своей |
| алгоритмов работы, не всегда способен | | деятельности | | | и |
| выбрать оптимальный. При реализации плана | | способность | действовать в |
| работы, отступает от него в деталях, сохраняя | | соответствии | с | планом, |
| общую | последовательность | действий. | | умение | | | | выбирать |
| Завершая работу, не всегда добивается | | оптимальный | | алгоритм |
| запланированного | результата. | Результат | | работы.следует | | |
| работы не проверяет в связи с тем, что | | формировать | | более четкие |
| заранее убежден в правильности его, или | | представления об | эталоне |
| довольствуется любым результатом, в случае | | работы | и | критериях | ее |
| необходимости | может | обратиться | за | | оценки. | | | | | |
| помощью, но не всегда способен ею | | | | | | | |
| воспользоваться. | | | | | | | | | | | |
Сильная | Способен осмыслить учебную задачу как | | Следует | | | развивать |
группа | цель своей | деятельности. | В | большинстве | | самостоятельность | | в |
6
(17 – | 22 | случаев, приступая к работе, заранее | учебной | деятельности, |
балла) | | планирует | свои | действия или успешно | поощрять | найденные |
A | | пользуется уже сформированным алгоритмом | учеником | рациональные |
| | работы. В случае необходимости уточняет | способы организации своей |
| | детали до начала работы.осуществляя работу, | работы. | |
| | точно придерживается имеющегося плана | | |
| | или отступает от плана лишь в деталях, | | |
| | сохраняя | общую | последовательность. | | |
| | Завершая | задание, | обязательно | добивается | | |
| | запланированного | результата. | Завершив | | |
| | работу, проверяет ее, находит и исправляет | | |
| | ошибки. В случае необходимости, способен | | |
| | обратиться за помощью и воспользоваться | | |
| | ею. | | | | | |
| | | Коммуникативные учебные действия | |
| | | | |
Баллы | Виды работы на уроке | | | |
1. Изложение собственных мыслей
1 Не может донести мысль даже с помощью наводящих вопросов
Ведение дискуссии
2.1. Способность отвечать на вопросы
При ответе испытывает затруднения из-за волнения. При ответе испытывает затруднения из-за ограниченности слов
Не может формулировать вопросы, понятныесобеседнику 2.3. Способность корректно возражать оппоненту
1 Как правило, не соблюдает корректность
Взаимодействие в учебной группе
3.1. Способность аргументировано отстаивать собственную позицию
3.2. Способность гибко менять свою позицию
Не может менять свою позицию, даже если понимает необходимость
3.3. Способность подчиняться решению группы для успеха дела
7
1 Не подчиняется
Соблюдение социальной дисциплины
1 Игнорирует
Общий балл
| | | | Обработка данных (ключ) | | | | |
| | | | | | | |
Группа, | | Характеристика | | | | Рекомендации учителям | |
баллы | | | | | | | | | | | | | |
Слабая | Не способен самостоятельно формулировать | Необходимо развивать приемы |
группа | | собственные мысли и ответы на вопросы. В | участия | в | дискуссии, |
(8-13 | | ходе дискуссии, как правило, не корректен. | формировать | способность |
баллов) | Не может | аргументировано | отстаивать | обосновывать свою позицию в |
C | | собственную позицию и гибко менять ее, так | споре, видеть | общую цель |
| | как не понимает необходимости этого шага. | группы, | действовать | в |
| | При взаимодействии в группе не | соответствии | с | | ней, |
| | подчиняется общему решению группы. Не | поддерживать | социальную |
| | учитывает статус собеседника и ситуацию | дистанцию в ходе общения. |
| | при общении. | | | | | | | | | | |
Средняя | Испытывает | некоторые | затруднения | при | Необходимо | работать | над |
группа | | изложении своих мыслей, ответах на | совершенствованием | умения |
(14 – | 20 | вопросы в связи с ограниченным словарным | излагать | свои | мысли, |
балла) | | запасом или волнением. Не всегда способен | формулировать | вопросы | и |
B | | отстоять свою позицию или разумно | отвечать | на | поставленные. |
| | изменить ее, подчиниться решению группы | Желательно | помочь | в |
| | для успеха дела. Может нарушить | формировании | | умения |
| | социальную дисциплину. | | | | | отстаивать | свою | позицию, |
| | | | | | | | | работать | над | умением |
| | | | | | | | | соблюдать | | социальную |
| | | | | | | | | дисциплину. | | | |
Сильная | Способен ясно и четко излагать свои мысли, | Не нуждается | в специальной |
группа | | корректно | отвечать | на | | вопросы, | работе | по | | развитию |
(21 – | 26 | формулировать | вопросы | и | отвечать | коммуникативных навыков. |
балла) | | оппоненту. | Умеет | аргументировать | свою | | | | | |
A | | позицию и менять ее в случае | | | | | |
| | необходимости. | Способен | подчиниться | | | | | |
| | решению | группы. Всегда | | удерживает | | | | | |
| | социальную дисциплину. | | | | | | | | | |
Полученные данные заносятся в таблицы, для дальнейшего изучения и анализа полученных результатов.
8
| Коммуникативные универсальные учебные действия – способность к согласованным действиям с учетом позиции другого. | |
№ | Фамилии, | | Общение и | | Действие с позиции | Организация и | | | | Работа в группе | ученику | |
| имя | взаимодействие с | | другого | | планирование учебного | | | | | |
| ребенка | | партнерами | | | | | | сотрудничества | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | по каждому | |
| | Умение выражать свои мысли | | Умение задавать вопрос | | | Готовность к обсуждению | | | Определение цели | | | | | | | | Итоговый показатель | |
| Класс | ицииАргументирование своей | Вступать в диалог | Принятие различных отточек | ния Сравнивать разнее точки | Аргументировать свою точку | аботыПланирование способов | Обмен информацией | ы Проявление инициативы | неровУправление поведением | шенияУстанавливать рабочие | ие Выстраивать продуктивное | а Бесконфликтная совместная | ий Разрешение конфликтных | |
| _________ | |
| _________ | |
| _________ | |
| _________ | |
| _________ | |
| _________ | |
| ___ | |
1 | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 9 | | | | | | | | | |
2
3
…
Итоговый
показатель по
классу (среднее
значение)
Класс_______
____________
____________
____________
____________
____________
____
Познавательные универсальные действия – исследовательская и проектная деятельность.
| | | Компоненты | исследовательских действий | | | | | | Работа с | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | индивидуальным | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | проектом | | | |
Умение видеть проблему | | Умение ставить вопросы | | | | | | | | | | Представление результатов | | | | | (требования) | | | |
| ипотезыУмение выдвигать | тыУмение структурировать | ятиям Давать определение | | лючения Делать выводы и | Умение классифицировать | ской работыПланирование | Поиск решения проблемы | | иОформление результатов | татов Обсуждение и оценка | сти Организация проектной | | сть проекта Содержание и | Защита проекта | екта) Выполнение работы | куИтоговый показатель по | |
10
1
2
3
…
Итоговый
показатель по
классу (среднее
значение)
| | | Регулятивные универсальные | учебные действия | | | | | | |
№ | Фамилии, имя | Формирование способности | Развитие регуляции учебной | | Саморегуляция | | |
| ребенка | личности к целеполаганию и | | деятельности | | | эмоциональных и | оговый показатель по каждомуученику | |
| | построению жизненных планов | | | | | | | функциональных | |
| | во временной перспективе | Ценностный опыт | | | | | | состояний | | |
| Класс | тиКоличество целей длякаждойизсфер | Содержание цели | Конкретность цели | Временная перспектива(временнойинтервал) | Опыт рефлексии | зации Опыт привычной | Операционный опыт | Опыт сотрудничества | Целеполагание | Самоэффективность | льности Контроль своей | Оценка деятельности | |
| ________________ | |
| ________________ | |
| ________________ | |
| _________ | |
1 | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | 11 | | | | | | | | | |
3
…
Итоговый показатель
по классу (среднее
значение)
12