Реферат
Процесс интеграции истории и литературы в 18 веке
СОДЕРЖАНИЕ
1. Литература 18 века……………….…………………………………...…3
2. Исторические изменения в России 18 века………………...…………13
3. Интеграция истории и литературы в 18 век………………………….16
Литература………………………………………………………………...18
1.Литература 18 века.
Одной из основных задач при изучении литературы 18 века является раскрытие характерных особенностей динамики историко-литературного процесса в России того времени. Поэтому основное внимание на уроке уделяется анализу идейно-эстетического содержания, формированию, взаимопроникновению, борьбе и смене литературных направлений, а также деятельности тех писателей, которые сыграли определяющую роль в развитии художественного творчества, литературного языка и эстетической мысли.
Известно, что определяющим этапом в жизни русского народа и в его литературе в 18 веке оказался период петровских преобразований, когда перед лицом европейских стран появилась "новая Россия"
Рост интереса русских писателей 18 века к человеческой личности углублял гуманистическое начало в искусстве. А просветительская основа русской литературы 18 века влекла за собой утверждение ценности человека.
С 60-х годов 18-го столетия наряду с зарождением сентиментально-предромантического направления резко усилился рост реалистических тенденций, неразрывно связанный с дальнейшим развитием сатирической линии. Русская литература стала искать подходы к социальному анализу, объясняя характер как результат воздействия на него среды, внешних обстоятельств. Анализируя с учащимися произведения художественной литературы 18 века, обращаем пристальное внимание именно на "результат воздействия" на личность окружающей среды и внешних обстоятельств. А именно: в определённую идейно-эстетическую систему эти тенденции не сложились, но формирование реализма (как и романтизма) начинается в 18 веке. С этого времени начинает увеличиваться интенсивность одного из основных процессов развития русской литературы - её неуклонная демократизация. Таким образом, школьники получают представление о том, что к концу столетия намечается синтез личного и общественного начала в пределах одного произведения (ода "К милости" Карамзина, ряд произведений Радищева). И, наконец, в одном из важнейших произведений русской литературы 18 века - "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищев придёт к твёрдому выводу о необходимости и неизбежности народного восстания.
В литературе 18 века можно разделить на 4-е периода:
1-й период - литература Петровского времени. Она ещё носит переходный характер. Её особенностью является замена литературы религиозной литературой светской.
2-й период (1730-1750)гг. характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой литературного языка.
3-й период (1760- первая половина 70-х годов)- дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
4-й период (последняя четверть века)- начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистичных тенденций. Изучение русской литературы 18-го века не исчерпывается и тем, что она ставила и по возможности решала наболевшие вопросы своего времени. Она во многом подготовила блестящие достижения 19-го века.
Восемнадцатый век открыл новую страницу истории русской литературы. Реформы Петра I коснулись всех сторон русской жизни. Рождалось новое государство с новой идеологией, новой культурой, новой литературой. Семь с половиной веков древнерусской письменности создали произведения, для которых высшим авторитетом являлись религиозные представления. Реформы Петра подорвали авторитет церкви, лишив ее патриаршества (то есть самостоятельности), что сразу отразилось на художественной литературе. Словесность переживает период «секуляризации (обмирщения), становится сугубо светским искусством. На смену житиям и апокрифам, летописям и проповедям приходят новые жанры – ода, эклога, сатира, комедия, роман. Секуляризация оказала влияние и на литературный язык. Церковнославянский язык уходит в прошлое, а основой литературных произведений становится русский, понятный всем слоям населения.
Изменилось и стихосложение. На смену силлабической системе приходит силлабо – тоническая, основанная на особенностях русского ударения.
Первые литературные опыты русских писателей носили подражательный характер западным образцам. В.Г.Белинский эту литературу назвал «младенцем». Этот «младенец» стремительно рос, развивался, пройдя за 100 лет путь, который некоторые западные литературы преодолели за 2 столетия. Эпоха Просвещения в России – это переходный период, переживший зарождение и развитие художественных методов : классицизма , сентиментализма, романтизма, реализма. И каждое из этих направлений характеризуется преемственностью (по отношению к древнерусской литературе) и новаторством, рожденным в недрах национальных особенностей.
Русская литература родилась вместе с петровскими преобразованиями. Первая четверть 18 века – это эпоха Просвещения. Вспомним деятельность Петра I (таблица): преобразование Славяно – Греко – Латинской академии в Москве в государственное учреждение, вместо боярской Думы – Сенат, вместо патриарха – Синод, первая русская газета «Ведомости», Академия наук в Петербурге, введение гражданского шрифта, за 25 лет 18 века книг издано больше, чем за два предыдущих столетия.
Для литературы это был переходный период. С древнерусской литературой ее связывал рукописный способ распространения, силлабическая система стихосложения, некоторые традиционные жанры – проповедь, бытовая повесть, историческая драма. Вместе с тем формируется главная тема классицизма – тема просвещенного абсолютизма. Писателем, всем образом своей жизни и деятельности доказывающим верность петровским идеям, был оратор, публицист, поэт, драматург, теоретик церкви и литературы — Феофан Прокопович.
Феофан (Елеазар) Прокопович
Видное место в его литературной деятельности занимают проповеди. Этому традиционному церковному жанру придает новое звучание: рассказывает в них о злободневных политических задачах, деятельности государя, о пользе просвещения, путешествий.
В течение всей жизни Феофан Прокопович слагал стихи в свойственной для 18 века силлабической системе стихосложения, но до нас дошло только 22 стихотворения. Значение удивительной миссии Феофана Прокоповича: он не только соединил в своем лице православного архиепископа с создателем русской литературы, но и творчество его стало связующим звеном между 17 и 18 веком.
Второй период русской литературы. Становление классицизма.
30 – 60 годы.
Этот период совпал с правлением Анны Иоановны (1730 -1740) и дочери Петра I Елизаветы Петровны (1741 – 1761).
В литературе происходят преобразования: утверждается классицизм как художественный метод, реформируются стихосложение, литературный язык, появляются новые жанры, создается первый русский театр. Это был период расцвета русской драматургии. Удивляет, что первые драматические опыты носили критический характер, а некоторые из них сразу же были запрещены. Например, лучшая трагедия (из 8 созданных) Якова Борисовича Княжнина «Вадим Новгородский» носила такой яркий демократический характер, что вызвала гнев правительства и была сразу же запрещена. Комедии Д.И.Фонвизина »Недоросль» и «Бригадир» до сих пор современны и не сходят с афиш театров. Ведущая тема его комедий – злонравие дворян.
Антиох Дмитриевич Кантемир
Основное литературное творчество – это сатиры, в которых он высмеивает невежд, взяточников, казнокрадов, бездельников. «Кантемир своими сатирами воздвиг себе маленький, скромный, но, тем не менее, бессмертный памятник в русской литературе. Этот человек первый свел поэзию с жизнью», — так оценил значение творчества Кантемира в русской литературе В.Г.Белинский.
Почти одновременно с появлением сатир Кантемира, в 1730 году был опубликован перевод романа французского писателя Поле Тальмана «Езда в остров любви». Это было первое печатное русское произведение. Перевод принадлежал Василию Кирилловичу Тредиаковскому. Это был человек, для которого, литература была не досугом, а делом всей жизни. Поэт, теоретик, открывший новый путь в русском стихосложении. К сожалению, слава Сумарокова и Ломоносова затмили творчество Тредиаковского, что привело к преждевременной смерти
Он первый пришел к выводу, что недостатком силлабики является нечеткое проявление ритма. Он включил в силлабическую систему тон, то есть ударение, точнее, чередование ударных и безударных слогов. Открытие это удалось ему сделать, изучая русские народные песни, духовные стихи. Тредиаковский не только создал новую систему стихосложения, без которой немыслима сегодня русская поэзия. Его научные работы – первая попытка изложить историю русской поэзии с древнейших времен. Прекрасный теоретик и философ, он не мог убедить современников в превосходстве новой системы стихосложения. Это сделал главный его насмешник и оппонент – Ломоносов.
Михаил Васильевич Ломоносов
Именно Михаил Васильевич Ломоносов стал одним из теоретиков русского классицизма и довел до совершенства теорию «Историк, риторик, физик, минералог, художник и стихотворец. Он основал первый русский университет. Он сам был первым русским университетом», — писал о нем Пушкин.
Поэтический текст оды, написанный ямбом в силлабо – тонической системе – прекрасное доказательство преимущества новой стихотворной системы.
Так в далеком 18 веке великий ученый обозначил главную тему русской литературы – тему поэта и поэзии, предъявив к поэту систему требований. Спустя три столетия эти требования по-прежнему неизменны, потому что они напоминают о главном – об ответственности за поэтическое слово перед современниками и потомками. Итоговым филологическим произведением Ломоносова явился его трактат «О пользе книг церковных в Российском языке». В нем он установил пропорции церковнославянских и русских элементов, разграничил литературные стили и жанры. Ломоносов разделил все слова на «3 ряда речений»:
1 –которые у древних славян и россиян общеупотребительны (Бог, слава, рука)
2- малоупотребительные, но понятные россиянам (господень, насаждаю)
3 – исконно русские слова (дом, деревня, дерево)
Соотношение исконно русской лексики и церковнославянской Ломоносов определил как «теорию трех штилей», за каждым стилем закрепил определенные жанры.
Высокий стиль – состоит из слов 1 и 2 рядов. Этим стилем рекомендует писать героические поэмы и оды.
Средний стиль – сатиры. Письма, элегии, исторические и научные произведения.
Низкий стиль – комедии, эпиграммы, песни.
Эти открытия характеризуют Ломоносова как великого русского ученого – филолога, который, преодолевая сопротивление немецких ученых, немилость Екатерины, служил русской литературе.
Третий период. Расцвет русского Просвещения (1760 – 1890).
Этот период совпал с годами правления Екатерины II (1762 – 1796).
Литература перестает быть делом незначительного меньшинства. Демократизируется круг читателей: это уже не только дворяне, но и купечество, мещане, зарождается русская интеллигенция. Изменилось количество писателей. Если в начале 18 века писатели насчитывали единицы, то Новиков в составленном им «Словаре о российских писателях» в 1742 году дает сведения о 250 писателях – современниках.
Литературная работа по- прежнему считается досуговой, официально не оплачивается, поэтому и Фонвизин, и Крылов, и Державин, и Радищев находятся на государственной службе, чтобы не быть зависимыми от меценатов.
Литература усложняется и дифференцируется. Если в первой половине 18 века стремительно развивались поэзия и драма, то во второй половине – возникает и развивается художественная проза. Жанры – семейный роман, повесть. Предметом изображения становится обыденная жизнь, повествование оформляется от 1 лица – это дневники, исповедь, путевые заметки («Дневник одной недели» А.Радищева, «Письма русского путешественника» Карамзина). Демократизация литературы в том, что героями выступают уже не монархи, государственные деятели, а представители «низших» классов: обедневшие помещики, чиновники, крестьяне.
В поэзии основным жанром уже является не ода, а интимная лирика, которую автор оформляет в виде послания другу, возлюбленной, соседу. Автор стихотворения любуется пейзажем, пытается описать все, что видит вокруг себя: луну, дождливый день, сельское кладбище.
Все эти изменения в жанрах, содержании свидетельствуют о возникновении нового литературного направления, которое к концу века станет определяющим – сентиментализме. Мы помним, что на знамени классицизма была написана главная идея – « Государство», то на знамени сентиментализма (от фр. -чувство) стояло – «Человек» . Новое направление опирается на философию английского ученого Локка, объявившего отправной точкой познания – ощущения. Способом познания мира , считают сентименталисты, являются чувства, способность отзываться на страдания, беды и радости.
Следующей особенностью данного периода является расцвет журналистики. При непосредственном участии Екатерины II начинает выходить еженедельный сатирический журнал »Всякая всячина» (1769 год). Официальным редактором был Г.В. Козицкий, но фактически журналом руководила императрица. Выход этого журнала послужил толчком к появлению других изданий, скоро их стало 8. «Я вижу будущее. Я вижу, что за ней (за «Всякой всячиной») последуют законные и незаконные дети», — как-то пошутила Екатерина. Пройдут столетия, и в 20 веке « незаконными » журналами будут зачитываться, называя их «самиздатом и тамиздатом», а за хранение альманахов «Метрополь» или «Континент» будет статья в уголовном кодексе.
Вернемся к 18 веку. Самым значительным журналом был «Трутень», издаваемый Николаем Ивановичем Новиковым (1744 – 1818).Эпиграфом к своему журналу он взял стихи из притчи Сумарокова «Жуки» и Пчелы»: «Они работают, а вы их труд ядите».
В названии журнала 2 значения: издатель называет себя трутнем, говоря о своей лени. Второй и главный смысл был направлен против крепостников – помещиков, которые получили неограниченную свободу в своих правах и стали настоящими тиранами по отношению к своим подданным. Острота сатиры заключалась в том, что объектом были не только дворяне, но и весь бюрократический аппарат вместе с императрицей. Возникла полемика, которая завершилась с позиции силы: в 1770 году журнал был закрыт. Новиков попытался открыть другие журналы («Живописец», «Кошелек» 1772 – 1773), но и их ожидала та же участь. В 1792 году Новиков был заключен в Шлиссельбургскую крепость, издательское дело его ликвидировано, 4 года провел он в заточении, вышел с подорванным здоровьем, последние годы провел в имении под Тихвином.
Как видим, сатирическая журналистика просуществовала недолго. Всего 6 лет, но свою задачу выполнила: она способствовала демократизации общества, расширила круг читателей, а главное – это было открытое противостояние человека и государства. Традиция заложена! Пушкин и Николай I, Булгаков и Сталин, Пастернак и Хрущев, Солженицын и Брежнев… Печальная традиция! О нем, о первом русском сатирике, издателе Новикове, Н.Г. Чернышевский скажет: «Новиков был человеком великого ума и благородства».
Гавриил Романович Державин
Поэтическая слава настигла Державина в 40 лет. Один из его злопыхателей граф Растопчин, известный остряк, заметил: «Державин… прямо из генерал – прокурорского дома взлез на Парнас». Ода «Фелица» (ода к «Премудрой Киргиз – Кайсацкой царевне Фелице (лат. – счастливая), написанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Санкт – Петербурге» 1782) тому причина.
Без ведома автора княгиня Е.Р. Дашкова напечатала в журнале « Собеседник любителей российского слова» эту оду, которая привела в восхищение Екатерину I. Государыня щедро наградила Державина золотой табакеркой с 500 червонцами. Что покорило сердце императрицы?
Автор в своей оде перечислил заслуги Екатерины : указы свободно ездить за границу, добывать золото, серебро, лес, приняла закон о вольности дворянства. Нарушив требования жанра (оды), Державин представил Екатерину не только как государыню, но изобразил ее в обыденной, повседневной жизни, подчеркнув человеческие качества: ходит пешком, много читает, любит простую пищу, не играет в карты, то есть, не занимается пустыми делами:
Новаторство Державина в том, что он разрушил рамки классицизма, соединив оду и сатиру, не побоялся обратить на себя авторский взгляд, используя реалистические тенденции, нарушив «теорию трех штилей», перейдя на разговорную лексику в оде. «Ода «Фелица» — одно из лучших созданий Державина. В ней полнота чувства счастливо сочеталась с оригинальностью формы, в которой виден русский ум и слышится русская речь». Так определил достоинства оды Белинский.
Эти реалистические тенденции в стихотворении «Властителям и судьям» оформятся не только как обличение власть имущих, но и как наставление, каким должен быть государственный деятель:
2.Исторические изменения в России 18 века
18 век в истории России - это жестокий, даже беспощадный век правления Петра I, решившего в короткие сроки изменить Россию, время стрелецких бунтов и дворцовых переворотов, правления Екатерины Великой, крестьянских войн и усиления крепостного права.
Но в то же время для этого периода русской истории характерно развитие просвещения, открытие новых учебных заведений, среди которых Московский университет, Академия художеств. В 1756 году в столице Российской Империи появился первый театр.
Реформы Петра I, с которых он начал свои преобразования, заключались в следующем:
• Расформировал стрелецкое войско, создал наемную армию, которую одевает в почти европейскую форму и ставит во главе иностранцев-офицеров.
• Перевел страну на новое летоисчисление, с Рождества Христова, старое велось с сотворения мира. 1 января 1700 г. в России стали праздновать Новый Год.
• Обязал каждые 10 тыс. дворов построить 1 корабль, в результате Россия получила большой флот.
• Провел городскую реформу - в городах было введено самоуправление, во главе городов поставлены бурмистры. Хотя на этом "европеизация" городов была закончена.
Петр вводит воинскую повинность – рекрутскую - от 20 дворов 1 человек шел служить на 25 лет; также на 25 лет он вводит и обязательную службу дворянству. Эти меры позволили быстро создать новую армию - 20 тыс. матросов и 35 тыс. сухопутных войск.
Петр I понимает, что для России нужны знания и деньги. Для этого он заставил сотни молодых дворян и бояр отправиться за границу учиться, для наблюдения за ними приставлялись фискалы; создал ряд технических ВУЗов (Высшая Артиллерийская школа), где преподавателями были западные профессора.
Время правления Петра - это время преобразований России, время реформ. Кроме перечисленных выше, Петром были проведены административные реформы, социальные, им также была изменена судебная система.
Административные реформы Петра I
1. Петр делит страну на губернии, во главе губерний стоял генерал-губернатор, единственной формой наказания которого была смертная казнь;
2. Петр в 1711-1721 гг. отменил приказную систему, создал коллегии-прообразы министерств. Глава коллегии назначался царем "по уму, а не по знатности рода", т.е. для службы нужно было хорошее образование;
3. Высшим государственным органом в 1711 г. становится Сенат, который в случае отсутствия царя выполнял его функции;
4. Во главе всей государственной власти был император Петр I. Этот титул был утвержден самим Петром в 1721 г. после окончания войны со Швецией.
Социальная политика Петра I
В 1722 г. был введен "Табель о рангах", согласно которому все служилые люди делились на 14 разрядов, самым низшим чином был прапорщик.
В 1703 г. столицей России становится Санкт-Петербург, который был построен на костях крепостных. Петр I переселяет в Питер насильственно около 1000 дворян.
34 года правления Екатерины II вошли в историю как "золотой век дворянства", т.к. она проводила продворянскую политику. Вслед за своим мужем, Петром III, она разрешила дворянам не служить, провела Генеральное межевание в 1765 г., т.е. поделила землю между дворянами. Появилась возможность купли-продажи залога, что не дало казне ни копейки, но все дворянство было на стороне Екатерины.
Преобразования Екатерины Великой
1. Отменила государственные монополии на табак и некоторые другие виды деятельности, что способствовало их развитию.
2. Создала целый ряд учебных образовательных учреждений, например, Вольное экономическое общество, Институт благородных девиц. Так, в Вольном экономическом обществе изучали и внедряли агрокультуру, технические новинки (за каждое изобретение давали премии), усилиями этого общества внедряется картофель (инициатор-Андрей Болотов).
3. При Екатерине расширилось строительство мануфактур, появились новые отрасли, такие как чулочно-носочная, количество мануфактур увеличилось в 2 раза, при этом они были не только крепостными, но и наемными, т.е. появляются первые рабочие из крестьян (право на отходничество), иностранные инвестиции.
3. Освоение новых земель.
После смерти Екатерины II, императором становится ее сын Павел I (1796-1801). При нем внутренняя политика также была продворянской и прокрепостнической. Крепостное право получает все большое распространение. Однако отношения между императором и дворянством становятся крайне напряженными, после очередных нововведений Павла I.
Таким образом, 18 век в истории России характеризовался следующим:
1. Еще начиная с правления Петра I, установилась традиция, что все реформы проводит государство.
2. Модернизация России осуществляется по догоняющему варианту, и мы берем у Запада то, что нам нравится.
3. Модернизация проводится за счет собственного народа, т.е. Россия – самоколония.
4. Всякая модернизация сопровождается бюрократизацией.
3.Интеграция истории и литературы в 18 веке
Историческая наука выделилась в России в самостоятельную область знаний примерно в 18 столетии. В художественных произведениях разных писателей довольно часто встречаются образы различных исторических деятелей. Владимир Мономах («Поучение Владимира Мономаха»), князь Игорь («Слово о полку Игореве»), Петр I (А.С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник»), князь Олег (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»), Пугачев (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»), Иван Грозный (М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»), Наполеон, Кутузов, Александр I (Л.Н. Толстой «Война и мир»), император Александр 1 (Н.С. Лесков «Левша»). Писатели нередко воспроизводили в своих произведениях важные исторические события. Например, это поход князя Игоря на половцев в произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Неизвестный автор с болью рассказал об этом походе, таким образом выдвигая идею объединения русских людей. В поэме Пушкина «Медный всадник» показано основание Санкт-Петербурга, изображено одно из наводнений, которое унесло много жизней, разрушило судьбу главного героя Евгения. В поэме «Полтава» А.С. Пушкина изображена битва русских со шведами, где главными героями являются шведский император Карл и русский царь Петр 1. В трагедии «Борис Годунов» показано, время Смуты, которое предшествовало восхождению на престол самозванца Лжедмитрия. В аллегорической (иносказательной) форме изображено в баснях нашествие французов на Россию в 1812 году. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» показан необычайный героизм русских людей во время Бородинского сражения. Описывая различные исторические события, писатели осмысливали историю своего народа, тем самым вносили свой вклад в развитие науки истории. Когда-то история, публицистика и литература были нерасчленимы, они представляли собой одновременно исторические, литературные и публицистические произведения. Примерно с XVIII столетия историческая наука выделилась в отдельную область знания. В Россию пришли европейские переводы античной литературы, в том числе и театральные пьесы. В связи с этим, наравне с церковными летописными книгами, появляются собственно художественные произведения литературы - гистории. В гисториях действуют вымышленные персонажи, но в определённых исторических условиях. Такой является анонимная «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли». Этот литературный памятник создавался по образу небольших античных рассказов, где восхвалялись мужественные поступки определённых действующих лиц. Гистории должны были наглядным образом показывать читателю определённые моральные рамки поведения человека в тех или иных жизненных ситуациях.
Но до XIX века сохраняется её близость к литературе. Многие историки, например М.В. Ломоносов, были и писателями. Одной из черт русской литературы был её интерес к прошлому народа. Писателей волновала история народа, потому что без ее осознания нельзя правильно показывать жизнь. Так определились основные черты, присущие русской литературе, — гражданственность и народность. Писатели нередко видели свой гражданский долг в обличении несправедливости современного общества для того, чтобы найти путь в будущее. К описанию событий истории писатели подходили по-разному, но их точки зрения всегда интересны. Кроме этого, русской литературе присущ историзм — изображение героев на фоне большого исторического полотна. Большинство русских писателей интересовалось историей (Ф.И. Тютчев, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин).
Литература
1.Беленький Г.И. Интеграция // Литература в школе. 1998. № 8. С. 86-90.
2.Березин Ю.Н. Связь курса литературы с курсом истории в 8 кл. // Литература в школе. 1981. № 4. С. 31-35.
3.Благой Д.Д. История русской литературы XVIII века. М., 1953. 568 с.
4.Буранок О.М. Русская литература XVIII века: Учебно-методический комплекс. М., 1999. (2-е изд. М., 2002). 392 с.
5.Леонов С.А. Литература классицизма. М., 1997. 160 с.
6. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. М., 1999. 300 с.