Сценарий
Музыкальной гостиной
"Звуки и краски"
Автор-составитель: Останина В.А. -
педагог дополнительного образования
Консультант: Павлова С.В. –
методист музыкального отдела
2012
Информационная карта
открытого мероприятия
1.Ф.И.О. Останина Валентина Аркадьевна
2.Стаж работы: 23 года
3.Квалификационная категория: Первая
4.Место проведения: ДД(Ю)Т Московского района, 43 каб.
5.Дата и время проведения: 26 мая 2012г., 11.00.
6.Возраст детей: 7-14 лет
7.Количество детей: 10
8.Продолжительность мероприятия: 1 час 15 минут
9.Форма мероприятия: музыкальная гостиная
10.Название мероприятия: «Звуки и краски»
11.Образовательная программа: «В музыку с радостью»
12.Раздел программы: Воспитательно-познавательный
Интегрированное занятие
«Краски в звуках».
Цель: показать взаимосвязь музыки, живописи в изображении осенней природы.
Задачи:
1.Учить детей через восприятие музыки понимать состояние природы, развивать способность сопереживать настроению музыкального произведения.
2.Развивать у детей желание выражать собственные суждения и представления через продуктивную деятельность, развивая при этом фантазию и творческие способности.
3.Учить выражать свои мысли, в связной речи, обогащать словарь эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.
4.Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.
Форма организации: интегрированное занятие.
Участники: дети, воспитатель, педагог дополнительного образования.
Методы:
- Словесный
- Наглядный
- Практический
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми о художниках В.Троицком и И. Шишкин
2. Беседа с детьми о композиторе П.И. Чайковском
3. Подготовка презентации «Краски в звуках».
Подбор музыкального сопровождения.
Материал и оборудование:
1. Корзинка, 4 клубочка разных цветов (белый, желтый, красный, зеленый).
2. Для рисования: краски, кисти, бумага для рисования, стаканчики для воды.
3.Презентация по теме «Краски в звуках».
4. Проектор
Музыкальный центр
Ноутбук
Ход мероприятия:
Вступление.
Музыкальный рук.:
Ребята, посмотрите, пока нас не было кто - то оставил для нас корзину. Хотите узнать кто это? Давайте посмотрим.
(Слайд 2 Солнце, а в руках спицы. Воспитатель читает, что написано на слайде)
Некогда мне в небе лениться:
Есть у меня золотистые спицы,
Пряжа цветная – на дне сундука:
Ровно четыре волшебных клубка.
Белым клубком начинается год,
Следом зеленая пряжа идет.
Красная пряжа – для красного лета,
Пряжа для осени – желтого цвета.
Тружусь и тружусь без остановки,
Каждому времени вяжу я обновки.
В. Орлов
Музыкальный рук.: Ребята, а как вы думаете, о чём это стихотворение? О каких клубочках в нем говорится?
Дети: о лете, зиме, весне, осени.
Музыкальный рук.: Все правильно. Каждый клубочек – это время года. У каждого времени свой наряд, и каждое время года идёт друг за другом, вслед за белоснежной зимой приходит зеленая весна, после весны наступает жаркое красное лето, а на смену лету приходит золотая осень. Давайте посмотрим, что же нам солнышко оставило в корзине.
Дети: свои разноцветные клубочки
Музыкальный рук.: Какого они цвета?
Дети: белый, зеленый, красный, желтый
Музыкальный рук.: Ребята, вы слышали, что эти клубочки не простые. Как вы думаете, какой нам клубочек выбрать, чтобы он привел нас в осеннюю сказку?
Дети: желтый
Музыкальный рук.: Правильно. Сейчас, я возьму, желтый клубочек и мы отправимся в волшебный мир музыки и красок (дети садятся).
Прослушивание музыкального произведения.
Звучит «Октябрь. Осенняя песня» (муз. П.И. Чайковского)(слайд3)
Музыкальный рук.: Слышите, какая красивая музыка звучит? Эту музыку сочинил замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский. Любуясь красотой природы и стремясь передать свое настроение в музыке, Чайковский написал пьесы для фортепиано, которые объединил в альбом и назвал его «Времена года». В альбоме двенадцать небольших пьес, которые отражают в музыке особенности каждого месяца года. Сейчас мы с вами прослушали одну пьесу из этого альбома. А называется она «Октябрь».
Музыкальный рук.: Ребята, понравилось ли вам произведение?
Дети: ответы
Музыкальный рук.: Радостно или грустно звучала эта музыка?
Дети: грустно.
Музыкальный рук.: О чем нам рассказала музыка?
Дети: ответ
Музыкальный рук.: В музыке слышится светлая, легкая печаль. Какое настроение вызывает у вас эта музыка?
Дети: ответы
Музыкальный рук.: Что вы представили себе, когда слушали это произведение? Позднюю осень, с дождями, ветрами холодными или красивую золотую?
Дети: Как листья кружатся и ложатся на землю. Идет дождь.
Музыкальный рук.: Эта мелодия передает картину поздней осени, увядающей осени. Какими красками вы бы ее нарисовали?
Дети: ответы
Рассматривание картин.
Педагог доп. обр: Ребята, вы знаете - знаменитые художники тоже восхищались красотой осенней природы и стремились изобразить ее в своих картинах.
(Слайды 4. И. Шишкин «Золотая осень»)
Педагог доп. обр: Как вы думаете, что чувствовал художник, когда рисовал эту картину?
Дети: ответы
Педагог доп. обр: какой день изображен на этой картине?
Дети: дождливый, пасмурный, хмурый дождь, тучи, деревьями, с облетевшей листвой.
Посмотрите, вот так представляет себе осень художник И. Левитан
(Слайд 5. И.Левитан «Золотая осень»).
Педагог доп. обр: Как вы думаете, какой день изображен на картине солнечный или пасмурный?
Дети: ответы.
Педагог доп. обр: Ребята, художник выражает свои чувства красками. Посмотрите, на краски, которыми нарисована эта картина. Какие краски здесь радостные?
Дети: ответы
Педагог доп. обр: А какие краски грустные?
Дети: ответы
Педагог доп. обр: Да, ребята радость художник постарался передать теплыми красками: оранжевые, красные, желтые. Но он использовал и холодные тона, их меньше поэтому, когда мы смотрим на картину, то чувствуем радость от красоты природы, но и в тоже время легкую грусть от прощания с летом, теплом и солнцем.
Педагог доп. обр: Ребята, мы с вами увидели, какая осень разная бывает. То дождливая, холодная, то тёплая, красивая, с золотой листвой. Каждый из нас представляет осень по-разному. Чтобы образ осени подольше остался в вашей памяти, давайте изобразим осеннюю картину, которую вы представили себе, пока слушали эту красивую мелодию. (ребята переходят из музыкального зала в кабинет рисования.)
Рисование картины
Педагог доп. обр: Ребята, перед тем как мы начнем рисовать я предлагаю вам сделать небольшую физкультминутку.
Физкультминутка «Мы рисуем»
Краски мы сейчас мешали И немного все устали. Мы разминку делать будем- Руки ставим перед грудью. Дружно двигаем руками, Спину тоже разминаем, Взад вперед ее сгибаем. А теперь давайте вместе Пошагаем мы на месте. Хоть приятно разминаться, Мы продолжим заниматься. Будем дружно рисовать, И картину создавать. | Выполняем круговые движения кистями рук. Выполняем ножницы Наклоны туловища в право и лево Маршируем Руки в замок круговые движения. Встряхиваем ручки. |
(Дети сели за столы)
Музыкальный рук.: Пока вы будете рисовать, музыка будет помогать вам фантазировать.
(звучит музыка, дети рисуют)
Я думаю, что наши картины готовы. Давайте посмотрим, что у вас получилось? Молодцы! Какая у нас получилась замечательные осенние картины! Вы все постарались! Молодцы!
Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в волшебном мире музыки и красок, а теперь нам пора возвращаться обратно в группы. До свидания!
(дети уходят в группу)