Интегрированное занятие по аппликации "Зимний лес"
для детей средней группы
Задачи:
Обучать основным приёмам работы с салфетками , учить вырезать ножницами силуэтные картинки, аккуратно наклеивать детали изображения; развивать мелкую моторику рук, умение ориентироваться на плоскости, правильно распределяя композицию на листе картона;
прививать любовь к изобразительному искусству, эстетические чувства, аккуратность в работе, наблюдательность, усидчивость, уважение и любовь к родной природе.
Словарь: метель, белая вьюга, зима, иней, снегопад, серебристый
Материал к занятию: картон голубого или черного цвета, белые салфетки ,на которых изображена половина силуэта дерева, ножницы, клей, клеенки, иллюстрации по теме «Зима» ,репродукции картин И. Шишкина «Зима», И. Грабаря «Зимний пейзаж», Д. Александрова «Зимняя сказка».
Ход занятия
Воспитатель (В.) Приятно видеть ваши добрые, ласковые глаза и улыбки, которые поднимают настроение. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, а куда…? Вы узнаете. Если отгадаете мою загадку:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи ты в этот дом —
Чудеса увидишь в нём! (Лес.)
Правильно, это лес!
Ребята, а сейчас предлагаю послушать песню.
Звучит песня «Зимняя сказка» Л. Вахрушевой.
В. О чём эта песня? (Ответы детей.) Как вы узнали, что это зима? (Ответы детей.) Хотите побывать в зимнем сказочном лесу? (Да.) Попасть в него нам поможет волшебная палочка. (Показывает детям волшебную палочку.) Но даже в таком лесу необходимо соблюдать правила друзей природы. Давайте их вспомним. (Не ломать ветки. Не рубить деревья. Не шуметь. Не жечь костры. Не оставлять после себя мусор. Не повреждать кору деревьев.) Я вижу, вы готовы к лесному путешествию. Закрывайте глаза.
Воспитатель говорит магические слова, взмахивает волшебной палочкой, и дети оказываются на заснеженной поляне.
В. Вот мы и в зимнем сказочном лесу. Ребята, посмотрите, сколько снежинок под ногами. Давайте их соберём.
Игра «Зимние слова»
Дети берут по снежинке, подходят к воспитателю, составляют правильное сочетание со словами: «зимняя, «зимний», «зимнее» и кладут её в корзину.
Входит Лесовичок-художник.
Лесовичок-художник. Здравствуйте!
В. Мы хотим увидеть зимний сказочный лес.
Лесовичок-художник. Я покажу свой лес только после того, как поиграете со мной. Играть мы будем так: я загадываю загадки — вы их отгадываете.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель, сосна.)
Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (Берёзы.)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег.)
Не снег и не лёд,
А серебром деревья убирает. (Иней.)
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать ничего не хочу. (Метель.)
У метели есть подруга,
Звать подружку эту… (вьюга).
Белые хлопья с неба летят —
В нашем лесу… (снегопад).
Серебристы и легки
Сказочной зимою,
Что за чудо-мотыльки
Кружат над тобою? (Снежинки.)
В. Лесовичок-художник, ребята отгадали твои загадки. Можно нам теперь войти?
Лесовичок-художник. Да, молодцы! Приглашаю вас в свой лес. Я его изобразил на картинах.
Под музыку Л. Бетховена «К Элизе» дети любуются репродукциями картин И. Шишкина «Зима», И. Грабаря «Зимний пейзаж», Д. Александрова «Зимняя сказка», фотоматериалами о зиме. Воспитатель задаёт вопросы детям: понравились вам картины? Что больше всего понравилось? Какую пору года изобразил Лесовичок-художник? Что общего на всех картинах?
В. Послушайте стихи о зиме.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
С. Есенин
К какой из картин можно отнести эти строки? Почему вы так решили? (Ответы детей.)
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой,
Распустились листья
Белой бахромой.
С. Есенин
В. К какой картине подходит это стихотворение? (Ответы детей.) Лесовичок-художник, сейчас мы тебя научим делать снежки из бумаги.
Проводится физкультминутка под музыку А. Вивальди «Зима». Дети из бумаги комкают снежки и бросают в корзину.
В. Ребята, вот-вот налетит метель. Пора нам в путь-дорогу собираться, пока совсем тропинку не замело. Давайте поблагодарим Лесовичка-художника и попрощаемся с ним. Закрывайте глаза.
Палочка волшебная,
Раз, два, три —
Нас в детский сад верни.
Вот и вернулись. Где мы побывали? (Ответы детей.) Давайте в группе тоже сделаем выставку картин зимнего леса. Что для этого надо? (Ответы детей.) Превращаемся в волшебных художников и изображаем зимний лес.
В. Ребята, сегодня мы научимся вырезать силуэт дерева из салфетки, сложенной пополам. Для создания зимнего дерева возьмите белую салфетку, ножницами вырежете его по контуру и разверните. Затем расположите вырезанные деревья на картоне и приклейте сугробы. Наносить клей надо только на картон, прикладывая силуэт дерева или сугроба сверху. Скатываем салфетки в комочек, чтобы изобразить падающий снег.
Вот такой простой и необычный в исполнении получился зимний лес.
Выполняют работы под музыкальное в сопровождение «Времена года» П. Чайковского. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
В конце занятия работы развешиваются в заранее подготовленном месте.
В. Молодцы, ребята, все постарались! У нас получилась настоящая картинная галерея зимнего леса. Теперь расскажите про свой лес, а работы вам помогут.


