Интегрированные технологии
на уроках истории и обществознания
Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, конкурентоспособной личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.
Уроки истории и обществознания это гуманитарные уроки. На уроках истории, где происходит обмен опытом между поколениями и культурами, происходит патриотическое воспитание учащихся, достигается свобода в суждениях и ответах. На уроках обществознания изучаются общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. И обществознание и история связаны со многими предметами, то интеграция уроков приобретает особую актуальность.
Разрабатывая уроки истории и обществознания надо помнить, что их идея может зависеть не только от материала программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и временем, когда программный материал усваивается.
Интегрированные межпредметные уроки являются одном из эффективных и хорошо себя зарекомендовавших инструментов организации учебного процесса. История является наиболее объединяющим предметом учебной системы. Интегрированные уроки по истории – это попытка. Используя новые методы, доступно, всесторонне и эмоционально рассказать о прошлом человечества. Многие коллеги – предметники обращаются к учителю истории с просьбой рассмотреть тот или иной вопрос в историческом конспекте. Иногда такое объединение вполне оправдано самим учебным материалом, однако не следует забывать, что интегрированного урок сегодня – это новая, пока еще не неосвоенная до конца часть методического и дидактического аппарата учителя.
Предельна близка к истории география. Однако использовать географические знания в преподавании истории надо творчески. К примеру, учащиеся приступили к изучению темы о складывание Древнерусского государства. Учитель предлагает показать на карте путь «из варяг в греки» или переход Олега из Новгорода в Киев. Учащийся, вышедший к карте, непременно столкнется с «географической» проблемой: между Новгородом и Киевом не было единой водной артерии, а в Киев все переплавлялись на ладьях. Возникает вопрос. Разбор этого вопроса приводит учащихся и к лучшему знанию географии, к выявлению пока неизвестного им способа передвижения целого войска (купеческой экспедиции) «от одной воды до другой воды» посредствам волока ( волок – « место наибольшего сближения двух судоходных рек, по которому в старину перетаскивали суда и грузы из одной речной системы в другую»).
Близка к истории астрономия. Хорошо известно, как еще в древности люди ориентировались по звездам, как относились к солнечным затмениям. Невозможно обойти астрономию, например, рассказывая о путешествии Афанасия Никитина в Индию и т.д.
В современных условиях связь истории с астрономией актуализировалась еще больше. Причиной тому стала попытка ряда математиков создать новую хронологию мировой и отечественной истории, в том числе на основе пересмотра астрономических данных о солнечных затмениях, приливах и отливах…
«Литература и история - близнецы-братья» - так можно перефразировать стихи В.В.Маяковского. К примеру «Слово о полку Игореве», «Бородино» М.Ю.Лермонтова, «Полтава» А.С.Пушкина, «Воина и мир» Н.Н.Толстого, десятки и сотни других литературных произведений являются близкими для исторических дисциплин.
Прекрасно вливаются в рассказ учителя истории стихи. К примеру, можно долго объяснять, как красив храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, воздвигнутый в честь взятия Казани по приказу Ивана Четвертого Грозного, как жесток и непредсказуем был сам царь и не вызвать особых эмоций у учащихся. Заметно интереснее воспринимаются и история создания храма и царский нрав, если с чувством прочесть стихотворение Д.Кедрина «Зодчие».
Возможен интегрированный подход к изучаемой проблеме или теме, например при рассмотрении творчества А.С.Пушкина. Вот как об этом рассказывает учитель С.Гуревич. Ученики, увлеченные криминалистикой, рассказывают об экспертизе анонимного пасквиля, послужившего поводом последней дуэли; ученик, интересующийся скульптурой, проводит сопоставимый анализ «Медного всадника» и памятника Петру Первому на площади «Декабристов в Санкт-Петербурге; будущий врач знакомит класс с сообщениями хирургов Бурденко и Юдина, а также статей Кассирского о возможности лечения раны Пушкина; киноман рассказывает как кино учится у Пушкина последовательности раскрытия характера человека; будущий историк-исследователь изучает статью Е.Тарле «Пушкин-историк» и монографию Блока о работе Пушкина над историческими источниками ; ученик, интересующийся экономикой, анализирует описание кабинета Онегина и составляет перечень предметов русского экспорта начала 19 века и товаров, ввозимых в Россию ; ученики увлекающиеся географией готовят сообщение по теме «Пушкин-путешественник».
Можно интегрировать уроки истории и обществознания.
На основании особенностей обучения истории преподавание должно быть построено таким образом, что бы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимодействующие в природе, связываются и в памяти человека.
Можно выделить несколько форм учебной интеграции материала на уроках истории:
На основе одинаковых тем;
На основе учебных предметов гуманитарного профиля (например: история – литература, история – география; история-обществознание);
При организации интегрированного урока главной задачей учителя или учителей, проводящих урок, является активизация и включение в работу всех учащихся в классе. Можно выделить несколько типов интегрированных уроков:
Традиционный урок. Тема: «Восточные славяне» (6й класс) учитель сохраняет традиционную схему урока, а изучение нового материала стоит на анализе Повести временных лет;
Тема: «Феодальная раздробленность» (6класс) интегрирует с литературой «Слово о полку Игореве» и музыкой (опера П.Бородина «Князь Игорь»)
Урок – игра. Тему « Олимпийские игры» (5й класс) можно изучать, интегрируя с предметом «Физическая культура».
Урок с элементами анализа и сопоставления различных источников (исторических документов, литературных произведений, географических карт, таблиц, схем и так далее). Тему «Освоения Сибири» логично изучать в интеграции с предметом «География»,
Урок – решение проблемных ситуаций. Например, это годиться на стыке темы «Холодная война» в двух ракурсах истории (11й класс).
Урок - дискуссия. Например, так можно изучать тему «Настроения в российском обществе накануне крепостного права» (с привлечением литературных произведений того времени, поднимающих этот вопрос, исторических свидетельств и воспоминаний);
Урок – деловая игра. Тему научно – технической революции 1960х годов можно провести, кооперируясь с учителями по физике и химии.
Урок - портрет. Например, раскрывая тему « М.В. Ломоносов – наш первый Университет», можно интегрировать со многими предметниками и обсудить разнообразный круг вопросов. Включая многие межпредметные связи.
Урок – экскурсия, интеграция с предметом «Искусство» при изучении тем по культуре. Например по теме «Русская культура
Тема: «Феодальная раздробленность на Руси:
человек и время»
Цели и задачи: - показать на материале «Слово о полку Игореве» и оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» общечеловеческую значимость идеи единства народа, обратить внимание на пагубность смут и раздоров, подчеркнуть важность покаяния за отступничество от общего дела;
- актуализировать знания школьников произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве, познакомить их с его интерпретацией в опере А.П. Бородина «Князь Игорь»;
Оборудование: историческая карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX– ХII веках», тексты «Слова о полку Игореве», раздаточный материал, видеофильм «Опера Бородина "Князь Игорь"».
Тип урока: интегрированный.
План урока:
Вступительное слово. Постановка проблемы.
Характеристика эпохи.
Переводы «Слова о полку Игореве».
Образ князя Игоря. Осуждение древнерусским автором его единоличных действий.
«Золотое слово»Святослава – горячий патриотический призыв к единению
«за землю русскую».
Осуждение князей, сеющих раздор и смуту. Образ князя Владимира Галицкого.
Ярославна – заступница за русскую землю.
Современность «Слова…»
Учитель истории. Более восьми веков прошло со времени создания «Слова о полку Игореве» - великого памятника древнерусской литературы. Но и сегодня не ослабевает интерес к его подлинному тексту, к его многочисленным переводам, научным толкованиям и воплощениям в искусстве. Среди них особое место занимает опера Бородина «Князь Игорь» - произведение всемирно известное, любимое, основательно изученное, но по-прежнему загадочное.
Со времени публикации «Слова» в 1800г. споры вокруг него не прекращаются: действительно ли «Слово» – памятник ХII века или более позднего времени или это талантливая литературная подделка? Мы будем придерживаться традиционной точки зрения, согласно которой «Слово» создано в ХII в.
А. П. Бородин не сомневался в подлинности произведения и
в 1869 г. загорелся мыслью написать оперу на его сюжет. Композитор проделал огромную работу, изучив историческую литературу, древние рукописи и все имевшиеся в ту пору переводы «Слова». Работая над либретто оперы, композитор создал свой вариант текста.
Попробуем провести стилистическое сравнение перевода «Слова» (Работа с текстом перевода «Плач Ярославны»).
Перевод Н. Грамматина (1823)
…Ярославна рано плачет, жалко аркучи :
Ветре, ветре, ты чему насильно вееши?
Чемь мычешь, господне,стрелки ханские,
Мычешь крыльцами своими тиховейными
На любезных мне и милых воев Игоря?
Перевод Д.Минаева (1846)
«… Я касаткой по Дунаю
В свою отчину слетаю!
А назад как полечу,
Так рукав бобровой шубы
Я в Каяле омочу.
Раны Игоря святые,
За отчизну добытые,
Я водою залечу»
Ярославна поёт в тишине и идёт,
Всё идёт по стене.
Перевод А. Майкова (1869)
Там она в Путивле, раным – рано
На стене стоит и причитает:
«Ветер-ветрило, что на лёгких крыльях
Носишь стрелы в храбрых воев лады!»
Перевод А. Бородина
Ох ты, ветер буйный,
Что ты в поле веешь?
Стрелы вражьи ты навеял
На дружины князя.
В ходе обсуждения учащиеся отмечают, что текст Бородина выгодно отличается от других вариантов перевода тем, что он не утратив древнерусского колорита, приобрёл современное звучание, а потому лучше воспринимается слушателями.
Учитель музыки обращает внимание на ещё одну важную особенность творческой лаборатории композитора. По мнению многих исследователей, «Слово» в своё время не декламировалось, а пелось, декламировалось нараспев. А.П.Бородин создавал текст, который органично ложился на музыку. При написании оперы он использовал интонации древнерусского знаменного распева и исторический колорит песенного творчества хора поселян с. Давыдово Владимирской области. Это можно почувствовать в сцене пролога оперы (демонстрируется фрагмент видеофильма).
Суммируя высказывания учащихся, учитель подчёркивает особую торжественность хора «Слава», который передаёт эмоциональный подъём участников похода и их восторженное отношение к князю. Тревожные, мрачные тона характеризуют смятение, охватившее ратников, в сцене затмения, но вдохновенный монолог Игоря «Идём мы за правое дело» вернул им уверенность.
Учитель истории. А теперь обратимся к тем событиям, которые нашли отражение в бессмертном «Слове».
( Это период феодальной раздробленности. Процесс дробления достиг наивысшей силы, когда князья враждуют между собой, оспаривая друг у друга владения во имя эгоистических интересов; падает значение Киева как центра земли.)
(Половецкая опасность; раздоры князей создавали удобные проходы половецким вторжениям; русские князья нередко привлекали половцев в междоусобных конфликтах.)
- Можем ли мы считать имя князя Игоря Святославича широко известным на Руси?
(Игорь Святославич известен славой поражения, а не военными победами.)
У исследователей «Слова» и его эпохи нет единого мнения о личности Игоря и о мотивах его выступления на половцев.
По мнению ряда историков, Игорь – личность весьма заурядная. Объединившись с Кончаком, он пытался захватить Киев, не принял участия в походе объединённого войска во главе с великим Святославом против кочевников в 1184г. Решив воспользоваться благоприятной ситуацией, пошёл в 1185г. на своего бывшего союзника Кончака.
Другие считают, что Игорь стремился пробиться к черниговской Тмутаракани (Тамань), отгороженной половцами от Руси, что характеризует как дальновидного деятеля.
Согласно ещё одной версии, Игорь предпринял поход, чтобы помочь единоверцам Византии, где в начале 1185г. вспыхнуло восстание язычников. Император опасался поддержки восставших со стороны половцев. Игорь хотел отвлечь половцев на себя, что свидетельствует о бескорыстии и благородстве.
Учитель музыки. Каким предстаёт князь Игорь в опере? Мы уже встречались с этим героем в начале спектакля, в прологе. Но наибольший драматизм этот образ приобретает во втором акте. Игорь находится в плену хана Кончака, который стремится заключить с русским князем союз, предлагает подарки, дружбу. Оставшись в одиночестве, князь размышляет. Его помыслы и чувства с особой эмоциональной силой выражены в знаменитой известной арии, которая начинается словами «Ни сна, ни отдыха измученной душе. Мне ночь не шлёт отрады и забвенья, всё прошлое я вновь переживаю один в тиши ночей».
Вслушиваясь в слова и музыку арии, определите:
какие чувства и настроения владеют князем?
какой отзвук они вызывают в вашей душе?
как переживания князя выражены в музыке?
Учащиеся, сопереживающие герою, отмечают благородство его помыслов, чувство скорби и отчаяния и, наконец, страстное стремление к свободе, чтобы спасти Русь от врагов. Общее мнение: герой оперы Бородина благородный, красивой души человек, искренне раскаивающийся в своих действиях, принёсших несчастье своим близким и родной земле.
Учитель истории. Смятение в душе князя Игоря, его раздумья о своей жизни передаёт Ипатьевская летопись: «Сказал Игорь: "Не достойно я жил и в этом сейчас вижу отмщенье. Где ты возлюбленный брат? Где ныне брата моего сын? Где чадо рождения моего? Где бояре думающие, где мужи храброборствующие, где ряд полковый, где кони и дружина многоценная? Это воздал Господь по беззаконию моему и по злобе моей, на меня снизошли сегодня горести, на главу мою. Истинен Господь в правосудии"».
Как видим, согласно летописи, так же как и в опере Бородина, князь осознал пагубность своих действий. Но в популярной литературе возрастает стремление к идеализации Игоря, превращению его в активного сторонника общерусского единства.
Работа с раздаточным материалом (извлечения из «Слова») позволяет ответить на следующие вопросы:
как автор «Слова» раскрывает цели похода;
что говорится в «Слове» об Игоре как полководце;
какие черты характера Игоря подчёркивает автор;
как оценивает автор действия князя в контексте конкретной исторической ситуации конца XII?
В ходе обсуждения вырисовывается образ князя как человека храброго, любящего свою землю, но недальновидного деятеля и неудачного полководца. Автор относится к нему с сочувствием, но осуждает его поступок.
Наиболее отчётливо политическая программа автора выражена в «Золотом слове» Святослава. Наша задача - проанализировать эту часть произведения и выяснить:
(ученикам за неделю раздаётся текст «Золотого слова» Святослава и вопросы для обсужденя).
как понимается автором «Слова» единство Русской земли;
как автор обращается к Игорю и Всеволоду;
в чём упрекает Святослав Игоря и Всеволода;
как представляет себе автор взаимоотношения великого князя и множества суверенных князей;
на какую главную помеху в деле защиты Руси указывает автор;
каков смысл призывов Святослава к русским князьям;
какова общая идея исторических экскурсов автора?
В процессе обсуждения школьники подводятся к выводу, что сквозная мысль
«Слова» - осуждение князей, сеющих смуты и раздоры. Автор призывает к единству Руси перед лицом внешней опасности, призывает к защите мирного труда русского населения. (часть 2, 8)
Учитель музыки. Эту линию в опере олицетворяет Владимир Галицкий. По либретто – он брат Ярославны. Первая встреча с этим героем была у нас в прологе. Но самой яркой характеристикой Галицкого является его песня из первой картины, в сцене княжеского пира. (После его прослушивания учащиеся отмечают коварство и вероломство, наглость и цинизм, безнравственность князя.)
Галицкий – полная противоположность князя Игоря. Композитор использовал известный театральный приём противопоставления, который подчёркивает достоинства главного героя. Но этот персонаж имеет и самостоятельное значение, так как характеризует нравы, свойственные княжеской среде.
Следуя за автором «Слова», А.П.Бородин стремился музыкальными и театральными средствами привести его главную идею, о которой уже шла речь.
В редакции оперы Н.А.Римского-Корсакова и А.Н.Глазунова, осуществлённой после смерти А.Бородина (опера не была закончена композитором) отсутствует один очень важный монолог князя Игоря, который построен на знаменитом «Золотом слове» Святослава. Этот монолог введён в современную постановку оперы в Большом театре.
Ярослава все внуки и Всеслава!
Склоните стяги свои…
Вы ведь своими крамолами
Начали наводить поганых на землю Русскую,
На богатства Всеслава.
Из-за усобицы ведь настало насилие
От земли Половецкой!
Учитель истории. Композиционно к «Золотому слову» непосредственно примыкает знаменитый плач Ярославны. (Чтение наизусть ученицей)
Плач Ярославны – маленькое поэтическое чудо. Образ княгини, о жизни которой мы почти ничего не знаем, завораживает многие поколения читателей и выдающихся мастеров слова. В. Брюсов писал: «Или русских женщин лики все в тебе слиты? Ты – Наташа, ты – и Лиза, и Татьяна – ты!» Поэт и философ В. Соловьёв сравнивал Ярославну с Андромахой: «Пусть Пергам давно во прахе, пусть мирно дремлет Тихий Дон, всё тот же ропот Андромахи, и над Путивлем тот же стон».
Почему очарование Ярославны не исчезает долгие века? Талантливый неизвестный автор позволил высказаться женщине – существу греховному, с точки зрения Церкви, впервые в русской литературе восславил красоту земного чувства. Есть ещё и одна особенность, заставляющая современного читателя воспринимать плач Ярославны как неустаревающую пророческую часть «Слова». Это стихийное неприятие войны, звучащее в причитаниях княгини! Сегодня для нас очевидно, что война – это зло, и стремление к миру, недостижимому в масштабах планеты, но желанному, вошло в плоть и кровь европейца XX столетия. Но так было не всегда. В средние века доблесть мужчины определялся его военными успехами, мощь страны – числом одержанных побед.
В тексте «Слова» мы не найдём прямых высказываний против войны, наоборот, постоянно слышится призыв к князьям дружно выступить против половцев. Но перечитывая плач Ярославны, мы видим: горе затмило для неё весь свет. А виной тому – война. Она принесла ей страдание. Таким образом, в этом древнем произведении мы вправе видеть открытый антивоенный смысл.
Учитель музыки. Опера А. Бородина тоже полна явной и скрытой динамики и конфликтности, которая разрешается в конце спектакля торжественным апофеозом возвращения князя Игоря . Но такой финал нам предложил А. Н. Глазунов. Замысел А.П. Бородина, как показывает изучение его архива, иной:
тихое возвращение князя, он удаляется в терем и больше не появляется;
народ тихо радуется (именно тихо), а затем со словами: «Ну, пора и по домам, Господь помог» - расходится;
оркестровая звучность слабеет, звук доносится едва слышно и исчезает, всё будто покрывается дымкой.
Учитель истории. Нет привычных акцентов, история стала как бы легендой, притчей. Невольно возникает вопрос: что принёс поход князя Игоря Руси?
Потери, горе, несчастье, вскрылись самые тяжёлые раны государственного устройства – раздробленность, разобщённость, но мы ведь чувствуем, что это повторяется и в наши дни. Таков один из законов творчества: художественный текст
( поэтический, музыкальный) зачастую оказывается прозорливее своего создателя.
Задание не дом: Сочинение «Моё отношение к героям "Слова"»
Извлечения из «Слова»
6.
Долго длится ночь, Но засветился
Утренними зорями восток.
Уж туман над полем заклубился,
Говор галок в роще пробудился,
Соловьиный щекот приумолк.
Русичи, сомкнув щиты рядами,
К славной изготовились к борьбе,
Добывая острыми мечами
Князю – славы, почестей – себе.
Вступление
И прославим Игоря, который,
Напрягая разум, полный сил,
Мужество избрал себе опорой,
Ратным духом сердце поострил
И повёл полки родного края,
Половецким землям угрожая.
3.
Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела-дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
И , не зная, что сулит судьбина,
Князь промолвил: -Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей,
Чем от рук поганых полонёну!
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону!-
Вспала князю эта мысль на ум-
Искусить неведомого края,
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
Копие хочу я переломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!
19
Игорь – князь и Всеволод отважный-
Святослава храбрые сыны-
Вы ведь кто с дружиною отважной
Разбудил поганых для войны!
Литература
1.Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в старшей школе на краеведческой основе. // Школа.-1991.- №8.
2. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. – Вологда, 1988
3. Грищенко Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам // Школа. -1995- №11
4. Груздева Н.В. Интеграция как методологический и дидактический принцип (на примере школьного естественнонаучного образования). Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. /.-СПб., 1996
5. Коложвари И., Сеченникова Л. Как организовать интегрированный урок. // Народное образование. –1996г.- №1
6. Драхлер А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие / А.Б. Драхлер. - М., 2008
7. Библиотечка "Первого сентября": Как готовить интегрированные уроки. М.,2006