СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированные уроки в средней школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированные уроки в нашей школе проводятся с самого ее основания. Достаточно захотеть, приложить усилия, потратить не так уж много времени и отнестись с душой при подготовке подобных уроков и вознаграждение - ввиде довольных учеников, обожающих именно ваши уроки - не заставит вас долго ждать!

Можете брать, пользоваться идеей, применять на своих уроках, но прошу сохранять права автора.

Удачи!

Если есть вопросы, пишите мне на почту: [email protected] С радостью отвечу!

Sharing is caring!

Просмотр содержимого документа
«Интегрированные уроки в средней школе»




Интегрированный урок, как средство развития языковой компетенции в изучении английского языка

Учитель английского языка: Шишигина Елена Николаевна



Введение

В современном мире, где все развивается крайне динамично, постоянная модернизация системы образования, а также глобализация являются важнейшими факторами, определяющими особенности не только современного педагогического процесса, но и какими качествами, знаниями, умениями, навыками и сформированными компетенциями должен обладать выпускник школы. В современных условиях невозможно использовать педагогические методы и средства прошлого, не подстраивая их под современные задачи, поэтому сейчас крайне важным является поиск новых видов и способов педагогической деятельности, которые должны не только отвечать потребностям современной системы образования, но и быть эффективными, результативными. Данный доклад посвящен изучению интегрированных уроков иностранного языка и их применению в школьном образовании.

В настоящее время каждая школа нашей страны стремительно развивается, методисты и педагоги ищут новые технологии, методы и приемы, чтобы организовать учебный процесс максимально эффективно. Между тем, классическая форма проведения школьных занятий - классно-урочная - по-прежнему востребована. Однако для организации плодотворной и успешной деятельности обучающихся в современной педагогической практике урок меняется: в образовательный процесс входят нетрадиционные формы проведения занятий, в том числе интегрированные уроки.


Преимущества интегрированных уроков

Впервые интегрированные уроки, их виды и технология проведения стали предметом дискуссий еще в начале 90-х годов за рубежом. Однако до сих пор внедрение их в образовательный процесс в школах Якутии минимально, несмотря на то, что подобные уроки имеют массу преимуществ.

Интегрированные уроки способствуют:

  • получению комплексных знаний, что позволяет учащимся конструировать научную картину мира во всей ее полноте, что позволяет детям разносторонне и целостно изучать окружающий мир;

  • оптимизации педагогический процесса за счет интеграции дисциплин, т.к. сокращается время, отводимое на изучение отдельных тем;

  • обогащению содержания обучения за счет междисциплинарной информации;

  • повышению уровня предметных и межпредметных знаний учащихся, т.к. благодаря ИУ обучающиеся системно и глубоко усваивают различные понятия;

  • формированию у обучающихся умения самостоятельно переносить знания в новую ситуацию, комбинировать известные способы деятельности и новые, видеть новые функции объекта; развиваются общие компетенции, универсальные учебные действия, навыки самообразования;

  • росту познавательного интереса, желанию самостоятельно и активно работать на уроках, так как ИГ являются творческим видом деятельности, и они в большей степени привлекают учащихся, чем уроки стандартной формы;

  • раскрытию творческого и педагогического потенциала у педагогов, дает возможности для их самореализации, самовыражения;

  • стимулированию мотивации и интереса обучающихся за счет яркого эмоционального настроя, что приводит к положительным результатам обучения;

  • быстрому развитию коммуникативной компетенции, в целом, позволяя обучающимся быть конкурентоспособными при поступлении в зарубежные образовательные учреждения.


Вертикальное и горизонтальное деление интегрированных уроков

При внедрении интегрированных уроков в процесс обучение отдельных групп обучающихся, тем более, всей школы, необходимо учитывать деление уроков данного типа на вертикальное и горизонтальное:

  • Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения;

  • Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.

В первом случае, объединяются любой предмет (или предметы) для параллелей школы с разницей в том, что уроки готовятся на английском языке. Во втором случае, уроки разрабатываются для одного класса, начиная, скажем, с 7-го, как в ГАНОУ МАШ и до

момента выпуска, охватывая темы одного предмета, но из программы всех этих лет, с разницей в том, что учителя различных предметов объединяются в плотный тандем с учителями английского языка. Это очень долгий процесс и занимает не один год усердной подготовки, о результаты данной интеграции стоят всей потраченных усилий.


Затруднения при проведении интегрированных уроков

Учителя, которые планируют включить в свою педагогическую деятельность проведение интегрированных уроков, должны учитывать затруднения, которые могут при этом возникнуть.

Во-первых, следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное - выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.

Во-вторых, если урок готовится двумя учителями, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента.

В-третьих, не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов серьёзной тщательной подготовки к уроку. Учителя должны строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках. Такие уроки больше похожи на театральную постановку, а, следовательно, требуют от учителя умения импровизировать.


Роль английского языка в интегрированных уроках

Иностранный язык занимает особое положение, так как он по своей сути сам является интегрированным предметом. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.

Введение и активизация элементов интеграции английского языка с различными предметами (литературой (изучение творчества писателей, поэтов), историей (страноведческий материал), географии (изучение географического положения стран) делает урок интересным, ёмким, развивающим кругозор и усиливает желание изучать иностранный язык. Современный урок английского языка уже невозможно представить без интеграции и с информатикой (подготовка и проведение проектов, тестирований и т.д.).

При проведении уроков с элементами интеграции учащиеся отвечают увереннее, чувствуя себя соавторами урока, показывая более глубокую подготовку и применяя экскурс в смежные предметы средствами английского языка.

Но самое главная роль английского языка в проведении интегрированных уроков заключается в развитии обучающихся, готовых конкурировать и обучаться наравне со студентами иностранных школ, умеющих мыслить критически. Подобные уроки позволят ученикам нашей страны иметь, если не идентичные, то сравнительно схожие условия при поступлении в зарубежные образовательные учреждения, а также более свободно функционировать по жизни, вне зависимости от страны нахождения.


Подготовка интегрированных уроков

Процесс подготовки и проведения интегрированных уроков представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих элементов-этапов:

    • поисковый,

    • подготовительный,

    • исполнительский (основной),

    • заключительный (рефлексивный).

Каждый этап необходимо тщательно планировать – это занимает огромное количество времени и усилий, при всем при этом, педагогам необходимо постоянно находится в творческом мыслительном процессе, а это, порой, бывает крайне сложно, особенно, если педагог по своей сути не особо креативен. Тем не менее, каждый из нас стремится к педагогическому мастерству. Оно достигается, помимо тщательной подготовки к своим урокам, глубоким самоанализом, изучением опыта своих коллег и внедрением в свою практику наиболее интересных и эффективных приемов работы и таким примером являются интегрированные уроки.


Заключение

Таким образом, тема исследования обоснована необходимостью формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции посредством включения в образовательный процесс интегрированных уроков иностранного языка и других предметов в совокупности. Проведение интегрированных уроков будет способствовать повышению интереса и мотивации учащихся, что в свою очередь приведет к более эффективному и продуктивному образовательному процессу. Иностранный язык гораздо лучше усваивается, если его изучению посвящено время не только в учебной, но и во внеучебной деятельности школьника.

Тем не менее, злоупотреблять проведением интегрированных уроков не стоит, так как слишком частое использование данной формы урока может привести к обратному результату - снижению познавательной активности обучающихся к изучаемым предметам так как потеряется уникальность подобных уроков и притупиться ощущение новизны.

Интегрированное обучение не регламентировано ни предметом, ни возрастными категориями учащихся, ни тематикой. Оно напрямую связано с личной заинтересованностью учителя сделать свой урок информативнее, заинтересовать учащихся, способствовать развитию языковой эрудиции, созданию творческой атмосферы на уроке. При определённой подготовке опыт может быть использован каждым учителем на любой ступени изучения иностранного языка, так как интеграционное поле очень широко. Конечно, при этом нужно учитывать психолого-возрастные характеристики, разноуровневость в обучении.

Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки детей впечатлениями и не был нескладной мозаикой отдельных картин. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала - нелёгкая задача для учителя.


Проведение интегрированных уроков в ГАНОУ МАШ

Для того, чтобы углубиться в то, как проводятся ИГ в Международной Арктической школе, необходимо затронуть тему языковой политики, которой придерживаются все структурные подразделения школы. Для начала давайте рассмотрим, что понимается под

«языковой политикой» в МАШ.

Языковая политика — это совокупность идеологических принципов и практических мероприятий по решению языковых проблем в социуме, государстве. Родной язык, по мнению большинства учащихся, идентифицируется в сознании с языком народа, принадлежностью к определенной нации. Языковая политика МАШ построена с учетом особой билингвальной ситуации с доминантой русского языка.

Цель языковой политики – создание увлекательной и мотивирующей атмосферы образования, где языками общения являются русский, английский и языки коренных народов Республики Саха (Якутия). Чтобы учащиеся стали успешными лидерами, они должны уметь правильно использовать язык как в устной, так и в письменной формах в различных контекстах и для различных целей. Язык делает учащихся более любознательными, развивает у них критическое мышление и социальные навыки. Язык

помогает получать знания из самых разнообразных областей на протяжении всей жизни. Изучение языка – процесс, длящийся всю жизнь, поэтому все учителя рассматриваются как учителя языка. Сотрудничая с родителями, учениками и учителями, школа помогает учащимся развить необходимые навыки для изучения языка. Мы также понимаем, что при изучении языков важна как лингвистическая, так и культурологическая составляющая. Соответственно, изучение языка не ограничивается собственно языком, но также включает в себя важность понимания культуры и ее особенностей. Правильное распределение времени на изучение языка и литературы закладывает основу для развития у наших учащихся сильных языковых навыков.

Языковая политика МАШ определяет языки образования и гарантирует получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения, языка изучения в пределах возможностей образовательного учреждения.

Образовательная деятельность в школе осуществляется на русском и английском языках. Документация, внутренняя переписка, рабочие совещания и педсовет ведутся в МАШ на русском и английском языках.

Принципиальным отличием является системное формирование метаязыковых стратегий изучения языков наряду с компетенциями, связанными с умением учащихся общаться на изучаемых языках. Умения сравнивать, переключаться, переносить знания (умения, компетенции) относятся к межпредметным результатам образовательного процесса в школе.

Воспитательный план образовательной программы МАШ предусматривает возможность проведения различных мероприятий на английском языке. На уроках английского языка обучающиеся делятся на группы в зависимости от уровня владения языком. Студенты могут быть переведены из группы в группу по результатам успеваемости. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося имеют право выбрать обязательный второй иностранный язык с учетом наличия в МАШ возможностей и условий для обучения.

Все преподаватели школы несут ответственность за развитие языка учащимися. Поэтому весь преподавательский состав, включая администрацию, вспомогательный персонал и др. специалистов принимает участие в курсах повышения квалификации, чтобы совершенствовать свою грамотность. Учащимся предоставляются материалы на различных языках; мы активно применяем дифференцированный подход к обучению. Языковая политика школы направлена на удовлетворение языковых нужд учащихся.

В течение последних двух лет в стенах Международной Арктической школы проводились интегрированные уроки и бинарные уроки по математике, биологии, химии,

истории, географии, физической культуре и так далее. На данном этапе интегрированные уроки не входят в календарно-тематический план школы и проходят во время обычных предметных уроков, не оказывая негативного влияния на усвоения планового материала и не влияя на увеличение либо снижение часов того или иного предмета за счет другого предмета.

Планирование интегрированных уроков заслуживает отдельного доклада, так как это процесс долгий, трудоемкий, требующий огромного количества времени и усилий. Для успешного проведения подобных уроков формируются мини-педагогические группы – при чем состав постоянно меняется, в зависимости от желания и сотрудничества учителей- предметников – которые совместно анализируют, отбирают материал, планируют уроки в соответствии со школьной программой.

На данном этапе основной составляющей интегрированных уроков является английский язык, так как упор делается на формирование и развитие компетентного, конкурентоспособного ученика, навыки которого позволят в будущем легко ориентироваться при поступлении в зарубежные школы, колледжи и ВУЗы. Иностранный язык также легко интегрируется и с любой внеклассной, познавательной, воспитательной или художественно-театрализованной деятельностью; и в таком случае он является средством их организации и проведения. У учащихся появляется возможность говорить на иностранном языке не только на уроках и для получения отметки, а для проявления себя как лингвистически развитой личности, для общения со своими друзьями в неформальной обстановке, для иноязычных речевых контактов с теми, кто участвует в подобных мероприятиях. Тем не менее, следует отметить, что уроки подобного типа могут проводится не только в сочетании с английским языком.

В формировании плана урока существуют определенные алгоритм действий и схема урока, хотя и то и другое не является неизменным и может приобретать любую форму, если в итоге буде получен требуемый результат. Примерная схема действий состоит из следующих этапов: поисковый (на данном этапе учителя-предметники совместно рассматривают варианты пересечения и внедрения элементов каждого предмета для гармоничного сочетания обоих, производится подборка тем и материалов), подготовительный (учителя-предметники приступают, наверное, к самому трудоемкому, энергозатратному процессу – планирование совместного урока; на данном этапе необходимо учесть каждую мелочь, прописать пошагово, как будет проходить урок, распределить грамотно время для того, чтобы каждый из учителей имел более или менее равное количество времени и материала, предоставленного в процессе урока), исполнительский (сам момент проведения урока) и заключительный (обязательно, после

каждого интегрированного урока, проводится рефлексия для выявления и устранения выявленных проблем, если таковые имелись, анализ наиболее удачных и неудачных моментов, обсуждение совершенствования проведения последующего урока в продолжение проведенного или проведение повторного урока для класса уровнем ниже).

В заключении хотелось бы отметить, что подобного рода уроки вызывают бурю позитивных эмоций и огромное количество положительных отзывов от самих обучающихся. У учеников повышается интерес к тем предметам, которые даются им не настолько легко, как другие. Например, те ученики, которые не очень жалуют английский язык, но проявляют огромный интерес к биологии, начинают проявлять неподдельную заинтересованность в английском языке посредством изучения некоторых тем по биологии и наоборот. Это относится к любому предмету.

В реальной практике преподавания каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другой дисциплине. Например, решение задач по физике или химии требует чисто математических навыков, работа с компьютером связана со знанием соответствующей английской лексики. Но даже если такое точное указание на возможное партнерство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, учитель может увидеть, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, обобщение, что является основанием для интеграции предметов. Физиологами и психологами доказано, что дети (особенно младшего школьного возраста) не могут в течение целого урока заниматься только одной деятельностью, например, читать и писать. Поэтому целесообразно проводить интегрированные уроки, где одной теме (идее) подчиняются разные виды деятельности. Интеграции знаний из разных областей, помогает снять причины детской усталости.

На опыте нашей школы можно утверждать, что на интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение

«Международная Арктическая школа» РС(Я)







Интегрированный урок, как средство развития языковой компетенции при изучении английского языка







Шишигина Елена Николаевна Учитель английского языка ГАНОУ МАШ РС(Я)

Актуальность


  • Постоянная модернизация системы образования, а также глобализация являются важнейшими факторами, определяющими особенности не только современного педагогического процесса, но и какими качествами, знаниями, умениями, навыками и сформированными компетенциями должен обладать выпускник школы.

  • В современных условиях невозможно использовать педагогические методы и средства прошлого, не подстраивая их под современные задачи, поэтому сейчас крайне важным является поиск новых видов и способов педагогической деятельности, которые должны не только отвечать потребностям современной системы образования, но и быть эффективными, результативными.

  • В настоящее время каждая школа нашей страны стремительно развивается, методисты и педагоги ищут новые технологии, методы и приемы, чтобы организовать учебный процесс максимально эффективно. Именно для организации плодотворной и успешной деятельности обучающихся в современной педагогической практике необходимо внедрять нетрадиционные современные формы проведения занятий, в данном случае, интегрированные уроки.

Объект, предмет и цель

исследования


  • Интегрированные уроки, как средство развития коммуникативной компетенции


  • Процесс разработки и планирования интегрированных уроков


  • Повышение заинтересованности и мотивации обучающихся посредством интеграционных уроков для достижения положительной динамики в образовательных результатах

Гипотеза исследования



  • Для эффективного образовательного процесса и в целях повышения заинтересованности и мотивированности обучающихся необходимо проводить интегрированные уроки

Задачи исследования


  • Определить понятие «интегрированный урок»

  • Рассмотреть преимущества интегрированных уроков

  • Определить деление интегрированных уроков

  • Выявить затруднения, возникающие при проведении интегрированных уроков

  • Определить роль английского языка в интегрированных уроках

  • Обозначить систему подготовки интегрированных уроков

  • Описать процесс проведения интегрированных уроков в ГАНОУ

МАШ

Методологическая основа

исследования


Анализ литературы и источников







Беседы, моделирование






Педагогические наблюдения, эксперимент,

дискуссии

Преимущества проведения

интегрированных уроков




    • Комплексные знания, разностороннее и целостное изучение окружающего мира

    • Оптимизации педагогический процесса, обогащение содержания обучения

    • Повышение уровня предметных и межпредметных знаний учащихся

    • Формирование у обучающихся умения самостоятельно переносить знания в новую ситуацию, комбинировать известные способы деятельности и новые, видеть новые функции объекта

    • Рост познавательного интереса, повышение желания самостоятельно и активно работать на уроках

    • Развитие творческой составляющей не только обучающихся, но и педагогов

    • Стимулирование мотивации и интереса обучающихся

    • Быстрое развитие коммуникативной компетенции

Деление интегрированных

уроков


Горизонтальное


Вертикальное

Роль английского языка в

интегрированных уроках

  • Особо важная роль, так как английский язык сам является интегрированным предметом. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.

  • Введение и активизация элементов интеграции английского языка с различными предметами делает урок интересным, ёмким, развивающим кругозор и усиливает желание изучать иностранный язык.

  • Современный урок английского языка уже невозможно представить без

интеграции и с информатикой

  • При проведении уроков с элементами интеграции учащиеся отвечают увереннее, чувствуя себя соавторами урока, показывая более глубокую подготовку и применяя экскурс в смежные предметы средствами английского языка.

  • Самая главная роль английского языка – развитие обучающихся, готовых конкурировать и обучаться наравне со студентами иностранных школ, умеющих мыслить критически.

  • Дает возможность стать конкурентоспособными

Подготовка интегрированных

уроков

    • Поисковый


    • Подготовительный


    • Исполнительский


    • Заключительный

Затруднения при проведении ИУ


  • Сложность в выявлении похожих по тематике тем

  • Необходимость в четкого и скрупулезного планирования

  • Необходимость в серьёзной тщательной подготовке к

уроку

  • Строгое соблюдение регламента урока

  • Необходимость в умении импровизировать

  • Сложность в организации подходящего времени для планирования, проведения, анализа проведенного урока

Интегрированные уроки в МАШ


  • Языковая политика МАШ

  • Задачи ЯП МАШ

  • Образовательная деятельность

Какие уроки уже проводились в

МАШ?


    • Математика

    • Биология

    • Химия

    • История

    • География

    • Физическая культура

Что необходимо для проведения

интегрированных уроков?


  • Творческое мышление

  • Энтузиазм

  • Единомышленники

  • Формирование мини-педагогических групп

  • Тщательная подборка материала

  • Щепетильное планирование

  • Рефлексия

Результаты


  • Позитивные эмоции и огромное количество положительных отзывов от

обучающихся

  • Повышение интереса к изучению различных предметов

  • Ученики, готовые использовать знания, полученные на уроках в жизни

  • Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, обобщать различные понятия

  • Снятие причин детской усталости

  • Дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему

материал

  • Приобретаемые знания и навыки применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях

  • Проявление творчества и проявление интеллектуальных способностей

Интегрированные уроки

возможны в любой школе

Примеры интегрированных

уроков в МАШ

Уроки географии

Уроки биологии

Лабораторные работы

Интегрированные уроки могут

быть разные!

Сочетать можно абсолютно

разные предметы

    • Уроки музыки и

английского языка

    • Уроки хореографии и английского языка

    • Уроки с элементами применения логического мышления и умения высказывать и отстаивать свое мнение посредством игры в

«Мафию»

    • Уроки этикета на английском языке

    • Многое другое

Страноведение на английском

языке

Уроки журналистики или искусства интервьюирования на английском языке

Онлайн уроки-знакомства со

спикерами со всего мира

© 2024, 80 0