Интегрированный урок физической культуры и биологии по теме: Элементы единоборств в системе физической культуры 10- й класс.
Павликова О. Г. Учитель биологии
Малеев И. Н. учитель ФК
Разделы: Преподавание биологии. Спорт в школе и здоровье детей.
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие элементов единоборств в системе физической культуры, осуществлять воздействие физических упражнений на работу мышечной системы.
Задачи урока: Научить уч-ся целенаправленно использовать знания по физической культуре, биологии, понимать практическое значение физической культуры для организма человека.
* Развивать физические способности : силовые, скоростные, координационные. Умение самостоятельно решать поставленные задачи.
Воспитывать морально-волевые качества личности: целеустремленность, решительность, мужество.
Способствовать воспитанию культуры физического и умственного труда, формированию коммуникативных качеств личности.
Целеполагание : Освоение искусств владения собственным телом и эмоциями.
Тип урока: Комбинированный.
Вид урока : Проблемно исследовательский с элементами практической деятельности.
Инвентарь : Шведская стенка, секундомер, учебник биологии, учебник по
физкультуре.
Ход урока
Физический блок.
Части урока. Содержание урока. Дозировка ОМУ.
Подготовительная часть
Построение. Сдача рапорта. Приветствие.
Учитель ФК просит уч-ся расположиться на матах по кругу и присесть. В центре находится учитель и рассказывает историю.
В 1905 году была русско-японская война. Эту войну описывает Пикуль и Новиков. Японцы разгромили эскадру адмирала Рождественского. Крейсер « Варяг » отказался сдаться и вступил в бой против 18 японских крейсеров. Контр–адмирал Руднев с командой ответили : « Все в бой! » .
В гавани Порт-Артура стояли крейсера различных государств. Когда «Варяг» проходил мимо каждого крейсера, играл гимн того государства, кому принадлежал крейсер. Команда знала, что идет неравный бой. Последний снимок команды « Варяг » сделал французский крейсер « Паскаль ». Команда погибла, приняв решение затопить « Варяг ». японский император наградил контр-адмирала Руднева и команду посмертно наградами за храбрость. В настоящее время в Японии находится кладбище , где похоронены погибшие солдаты при выполнении воинского долга.
Чтобы загладить свою вину японский император пригласил детей погибших матросов, мичманов и офицеров для обучения в школу единоборств « Кадокай ». Дети проходили тест – в течение двух часов они сидели на коленях, а мастер читал лекцию в течение двух часов о восточных единоборствах. Если ребенок волновался или неусидчиво слушал его выводили из зала.
Вопрос : Какие волевые качества проявили русские матросы и офицеры в русско-японской войне?
Ответ : Мужество, решительность, умение принимать решения и владеть собой и эмоциями в сложных ситуациях, не поддаваться панике.
Вопрос : Какие физические способности развивают единоборства, самбо, борьба?
Ответ : Силовые упражнения развивают выносливость и скоростные координационные умения.
Вопрос : итак, как вы думаете7 Какая тема урока? Какие будем решать задачи на данном уроке? Почему присутствует учитель биологии на нашем занятии?
Ответ : Будем развивать физическую силу, выносливость. Совместно с учителем биологии будем вести беседу об организме человека.
Учитель ФК : Тема нашего урока « Элементы единоборств в системе физической культуры ». Наша задача развитие выносливости и физической силы. Учитель биологии ознакомит вас с работой мышц человеческого тела.
Биологический блок.
Учитель биологии. 1. Стадия вызова.
Уважаемые коллеги прошу удобно расположиться на матах. Возьмите, пожалуйста, маршрутные листы ( Прилож. 1) раздаточный материал.
Учитель раздает раздаточный материал.
Ознакомитесь с маршрутным листом.
Итак, первое задание : что представляет собой мышечная система человека.
Общий обзор. В маршрутном листе написано слово « кластер », выделено ключевое слово – мышечная система. Вспоминаем все. Что вы знаете о мышечной системе.
Предп. Кластер.
Мышечная система : группа мышц, закаливание, тренировка, регулируется нервной системой, заболевание, состояние здоровья. Наращивание мышечной массы, мышечные волокна.
Стадия осмысления.
Да, действительно мышцы – это опорная двигательная системы. И все что вы сказами – все правильно.
Учитель биологии : Уважаемые коллеги, ответьте на вопрос : « Каково макроскопическое строение скелетных мышц ? »; « Каково микроскопическое строение скелетных мышц? »
Ответ : микроскопическое строение скелетных мышц. Скелетные мышцы состоят из пучков поперечнополосатых мышечных волокон. Они содержат сократительные нити, состоящие из двух белков, и потому кажутся поперечно исчерчеными.
Макроскопические строение скелетных мышц. В строении многих мышц различают брюшко и сухожилья.
Учитель биологии : 3. Стадия рефлексы.
Вернемся к кластеру и дополняем его тем, что узнали. Уважаемые коллеги, прошу закрыть глаза и представить себя в образе спортсмена, который умеет владеть своими эмоциями, целенаправленно идет к победе, соблюдает режим тренировок .
В маршрутном листе перечислите качества личности спортсмена.
Ответ : Целеустремленность, выносливость, настойчивость, решительность, мужество, умение владеть собой и своими эмоциями.
Д/з. Дома изучить дополнительные источники информации по нашей теме и использовать на уроках физкультуры.
Физический блок.
Учитель физкультуры. Такими качествами характерны для спортсменов, воспитанников военных училищ, кадетских корпусов. Постараемся обьединить полученные знания и практические действия.
Часть урока | № п/п | Содержание урока | Дозировка | ОМУ |
1 | | Подготовительная часть – 10 мин. | | |
| 1 2 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | ОРУ ходьба по кругу. Руки встороны ходьба На внешней части стопы На внутренней части стопы Руки на поясе на пятках Руки за голову в полуприседе Бег с высоким подыманием бедра Руки встороны скрестным шагом Приставными шагами правым (левым) боком. И. П. Правая рука вверху, левая внизу 1 -2 отведение руки назад 3 – 4 смена рук. Руки к плечам 1 -4 круговые движения рук вперед 5 – 8 назад. И. П. Руки перед грудью в локтях согнуты 1 -2 рывки перед грудью 3 – 4 отведение руки назад. Повороты туловища на каждый шаг. Наклоны на каждый шаг. | 30 сек 1 мин. 30 сек. 30 сек. 30 сек. 30 сек. 6-8 раз. 6 – 8 раз 6 – 8 раз 6 – 8 раз | Пятки вместе ноги врозь. Четкая подача команд. Следить за осанкой Дистанция между учащимися. Вперед не наклоняясь. В локтях не гнутся. Смотреть через правое и левое плечё. Повороты выполнять медленно. Ноги в коленях не гнуть возвращаясь в исходное положение |