7 класс
Предметная интеграция: технология и изобразительное искусство
Тип урока: Комбинированный, интегрированный
Вид урока: смешанный.
Тема: Творческий проект. Удивительный мир мозаики.
Цель урока: Украшение предметов быта мозаикой.
Задачи:
-обеспечить усвоение учащимися понятий мозаика, смальта, кинусайга;
-способствовать формированию представления об истории развития мозаики и используемых материалах;
-создать условия для последовательности выполнения работы в технике мозаика;
-способствовать развитию творческой фантазии;
- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);
- способствовать развитию глазомера, точности и тонкости различения формы и цвета;
- способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету;
- создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;
- способствовать формированию нравственных качеств личности.
Планируемые результаты
Предметные: расширять знания детей о трудах М.В. Ломоносова и его вкладе в изобразительное искусство; о мозаике как виде декоративно-прикладного искусства; о способах выполнения мозаики из разных материалов.
Личностные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; формировать чувство прекрасного на основе произведений изобразительного искусства; оценивать результаты своей деятельности.
Метапредметные: делать выводы в результате выполненной работы; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, самоконтроль; умение планировать и организовывать самостоятельную творческую деятельность.
Оборудование: компьютер, экран; наборы мозаики; выпиленные заготовки форм под горячее; клей «Момент»; формы пенопласта, кусочки ткани, ножницы, стеки.
Практическая значимость: украшение мозаикой форм под горячее; создание текстильной мозаики для декоративного панно; использование созданных изделий в обиходе.
Приёмы, используемые на уроке:
• Словесный;
• Наглядный;
• Практический; частично-поисковый
Формы организации:
• индивидуальная;
• коллективная
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас интегрированный урок изобразительного искусства и технологии.
Звучит музыка из к/ф «Шерлок Холмс», на доске нарисован ребус.
Учитель: Ребята, чтобы начать урок, надо решить ребус.
Дети отгадывают слово—мозаика.
Учитель: Правильно, молодцы! Тема нашего урока: Удивительный мир мозаики! Сегодня, ребята, вы не просто ученики, вы—исследователи. Сегодня вы продолжите работу над творческим проектом—украшение мозаикой подставок под горячее и украшение мозаикой панно.
2. Актуализация знаний.
Но сначала нам надо узнать, что такое мозаика? Когда и где появился этот удивительный вид декоративно-прикладного искусства? Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайды, где вы встречали такие произведения?
Показ образцов мозаики.
- На стенах зданий, в метро, на остановочных комплексах.
Учитель: Правильно, хорошо. Мозаика в переводе с латинского —произведение, посвященное музам –это изображение, набранное из кусочков одного или нескольких материалов на какой-либо поверхности.
Учитель: В начале урока я сказала, что вы сегодня, ребята—исследователи. Вы представляете каждый свое конструкторское бюро. В каждом бюро есть главный инженер, дизайнеры, докладчики, ОТК- отдел технического контроля. А также у каждого бюро есть название, план работы над проектом, технологическая карта. Сейчас я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие по странам, чтобы узнать историю происхождения мозаики. Ну, что ж, отправляемся в путь!
Звучит песня «Морское путешествие».
Учитель: История мозаики глубоко уходит корнями в древние времена. Наш корабль причалил к берегам Месопотамии в низовьях реки Евфрат—точка отсчета-- 4 в. до н. э
Ученик: В ту пору здесь располагался город Ур, принадлежащий к шумерской цивилизации. Древнейшая мозаика сделана из обожженных глиняных конусов, глубоко вдавленных в стену и покрытых разноцветной глазурью. Она представляет собой переплетение разных геометрических узоров и прекрасно сохранилась до наших дней.
Учитель: Наш корабль истории направляется дальше, к берегам Древней Греции—8 век до н.э..
Ученик: Мастера Древней Греции научились создавать орнаментальную мозаику из морской необработанной гальки, а спустя еще 500 лет в Элладе изобрели технологию изготовления смальты. Смальта –это кусочки плотного цветного стекла. Мозаики из смальты яркие и очень прочные. Именно поэтому многие древние мозаики сохранились до наших дней. Они по- прежнему, восхищают зрителей.
Учитель: Сейчас мы направляемся в Древний Рим.
Ученик: Древние римляне переняли у греков искусство мозаики. Уже ко второму веку до нашей эры мастера создавали целые мозаичные картины, которые украшали императорские дворцы, дома знатных особ. Полы, потолки и стены украшали художественные композиции с изображениями людей, животных и богов, а также всевозможные орнаменты и узоры.
Учитель: Далее наш корабль приближается к берегам Византийского государства.
Ученик: Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утонченной, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится преимущественно золотым. Мастера Византии выкладывали из мозаики картины –сюжеты из Библии.
Учитель: И вот наш корабль делает остановку в Древней Руси.
Ученик: В начале XI века византийская мозаика проникла в Киевскую Русь. Мозаичную смальту привозили в Киев из Византии, а к XI-XII веку в Киеве было налажено собственное производство цветной стеклянной смальты в соборе Святой Софии. Греческие и русские мастера совместно создали уникальные фрески и мозаичные панно, до сих пор украшающие стены Софийского собора. Но, к сожалению, после падения Византии, искусство мозаики в России было утрачено на несколько веков.
В России в середине XVIII века искусством мозаики серьезно занялся Михаил Васильевич Ломоносов. Гениальный ученый разработал более 100 уникальных образцов смальты и всячески способствовал развитию старинного ремесла.
Именно он изобрел рецептуру изготовления цветных непрозрачных стекол, соединив свои познания в химии и мастерство художника, и именно он организовал производство смальты и склеивающего раствора, которые стали широко применяться в мозаичных работах монументально-прикладного искусства в России. Самой известной мозаичной работой учёного стала картина «Полтавская баталия». С 1925 года эта мозаика красуется на верхней площадке главной лестницы в Академии наук в Санкт-Петербурге. За восемнадцать лет работы мозаичной мастерской Ломоносова, согласно документам, было создано 40 мозаичных картин.
Учитель: Молодцы, ребята! Очень интересные сообщения подготовили. Но есть и еще одна страна, которая является родиной необычного вида мозаики—это Япония, страна восходящего солнца.
Звучит японская музыка. Техника кинусайга - это техника мозаичной лоскутной аппликации на дереве или текстильная мозаика, вид рукоделия, в основе которого лежит идея изготовления поделок из вторсырья. Таким вторсырьем стали старые кимоно, которые всегда шили из натурального шёлка, сотканного вручную и украшенного искусной вышивкой. Поэтому, выбрасывать их было не принято, и бережливые хозяйки нашли способ продлить жизнь кимоно. Как и английский пэчворк, кинусайга - результат умения экономить.
Самой известной мастерицей и законодательницей современного стиля кинусайга считается художница Маэно Такаси. В своих работах она использует разную по фактуре ткань: вискоза, хлопковая юката, шёлк - все идет в дело.
Ученик: "Уделить прошу внимание, на мои труды, старания.
В руки взяв лишь пенопласт, мысль мелькнула тот же час:
"А не сделать ли картину, как японцы?
Очень мило, будет выглядеть она.
В интерьере - на УРА! Для подарка пригодится!"
Физминутка. Учитель: Ребята, вас ожидает интересная работа по украшению изделий, поэтому сейчас объявляется музыкально- физкультурная пауза.
3. Объяснение выполнения задания.
Учитель: Мальчики, какое у вас было основное задание по данному проекту?
Ученик: Мы должны были разработать и выпилить из фанеры форму подставки под горячее.
Учитель: Хорошо. Дизайнеры каждого конструкторского бюро, расскажите, пожалуйста, какие формы для подставок вы приготовили?
Ученик: Дети рассказывают, какие формы они приготовили: круглую, квадратную, форму сердечка, цветка, граната, черепахи и т.д.
Учитель: Молодцы, ребята, интересные и разные получились варианты.
Учитель: Девочки также подготовили формы из пенопласта для декоративного панно в технике текстильной мозаики.
Учитель: Следующий этап проекта: украшение готовых изделий в технике мозаики. Ребята, на столах у каждого конструкторского бюро лежат технологические карты. Пользуясь технологическими картами, вы должны самостоятельно украсить подставки и панно. Надо постараться проявить фантазию и творчество, чтобы у вас получились непохожие друг на друга изделия. Продумайте сюжет или орнамент, узор для украшения мозаикой. Мальчики, какие можно использовать материалы для мозаики?
Ученик: Кусочки плитки, стекла, кусочки фанеры, спилы веточек, морские камешки.
Учитель: Хорошо. На столах у вас приготовлены различные материалы, клей «Момент», пинцеты, салфетки—все необходимое для работы. Обратите внимание на цветовое сочетание деталей. Работу выполняйте аккуратно!
Учитель: Девочки, для выполнения панно на пенопласт заранее наносится рисунок. Затем макетным ножом делаются надрезы по заданным линиям. Обратите внимание на цвет лоскутков, на их красивое сочетание. Выбираете ткань нужного цвета, прикладываете к определенному участку пенопласта, смазываете этот участок клеем-карандаш. Прикладываете ткань на обозначенный участок, и протыкаете ткань в прорези. Обрезаете излишки ткани по контуру детали, таким образом, собираете полноценное панно.
Учитель: Ребята, будьте аккуратны и внимательны!
Самостоятельная работа учащихся. Инженеры каждого бюро следят за соблюдением техники безопасности, отдел технического контроля следит за качеством работы.
Учитель: Ребята, сейчас попрошу отдел технического контроля дать экологическую оценку изделиям.
Ученик: При создании панно я использовала лоскутки из старых вещей, а также остатки тканей.
Выбранная мной яркая, но в тоже время спокойная цветовая гамма панно, благоприятно влияет на нервную систему, поднимает настроение, снимает стрессы, что важно в наше время. При утилизации подобное изделие так же не нанесет вреда окружающей среде.
В итоге я добилась поставленной цели и изготовила экологически чистое изделие.
Ученик: Для изготовления своего изделия я использовал фанеру, это экологически чистый материал, так как для изготовления фанеры используются технологии, которые не приносят вреда окружающей среде и не загрязняют её атмосферу. При изготовлении данного изделия понадобилось минимальное количество материала.
Учитель: Хорошо, молодцы! Вам, ребята, остается прорекламировать ваши замечательные работы.
Ученик: Реклама изделия. Внимание! Фирма « Мозаика» предлагает вам подставки под горячее, подарки, сувениры, декоративные панно. Только здесь и сейчас вы можете приобрести нашу эксклюзивную продукцию, выполненную руками наших замечательных мастеров! Обращаться по адресу: г.Баксан, МКОУ СОШ №6, фирма «Мозаика».
5. Итог урока. Рефлексия. Выставка детских работ.
Учитель: Поделитесь своими впечатлениями об уроке, используя для этого предложения:
- Мне стало известно, что…
- Меня особенно привлекло и заинтересовало…
Дети делятся впечатлениями.
Учитель: Ребята, вы сделали интересные работы. Особенно мне нравится, как вы работали вместе в группе. Молодцы!
«Другие картины блекнут со временем, а мозаика с годами сверкает все больше»- Джо́рджо Ваза́ри
Техника кинусайга - это техника мозаичной лоскутной аппликации на пенопласте или текстильная мозаика.
Мозаика в переводе с латинского —произведение, посвященное музам –это изображение, набранное из кусочков одного или нескольких материалов на какой-либо поверхности.