СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок: изобразительное искусство и музыка

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка интегрированного урока  по изобразительному искусству  и музыке. В творческом заданиии детям предлагается изобразить тюльпаны в различных  художественных техниках.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок: изобразительное искусство и музыка»


2 класс

Предметная интеграция: Изобразительное искусство и музыка

Тип урока: Комбинированный, интегрированный

Тема: Весна: цветы в музыке и живописи.

Межпредметные связи: Музыка, изобразительное искусство

Цель урока: при помощи музыки и живописи расширить знания детей о прекрасном царстве флоры; изображение тюльпанов в различных видах техники.

Задачи урока:

  • познакомить с музыкой П.И. Чайковского о цветах; научить раскрывать её эмоциональное содержание;

  • развивать у детей способность чувствовать красоту цветов, их роль в создании настроения человека, фантазию и воображение;

  • формировать навыки выполнения рисунка в нетрадиционной технике;

  • развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий;

  • развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления;

  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, заинтересованность образами, создаваемыми музыкой и изобразительным искусством;



Планируемые результаты

Предметные: овладевать необходимыми приемами работы с красками, кистью, умениями применять цвет для достижения своего замысла; проявлять положительное отношение к природе, к школе и учебной деятельности; учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы; закрепить знания детей о весне, ее признаках, особенностях.

Личностные: проявлять положительное отношение к природе, к школе и учебной деятельности; участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности; учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы; развивать стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий; закрепить знания детей о весне, ее признаках, особенностях, уметь понимать приметы весны;

Метапредметные: применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Оборудование: компьютер, экран; заготовки из бумаги в форме тюльпана; акварельные краски, восковые мелки, ватные палочки, цветная бумага, ножницы; клей-карандаш; кисти, посуда для воды, салфетки.

Приёмы, используемые на уроке: 
• Словесный;
• Наглядный;
• Практический.

Формы организации:
• индивидуальная;
• коллективная

Ход урока.

І. Организационный момент.

Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов». На столе – ваза с живыми цветами. На доске репродукции картин художников с цветами. Музыка звучит тише, на фоне:

- С добрым утром!

- Здравствуйте!

Учитель музыки: - Сегодня у нас необычный урок. Сегодня у нас урок – содружества, урок дружбы двух видов искусств: изобразительного искусства и музыки.

2. Вступительная беседа о весне

Учитель ИЗО: Тема урока «зашифрована», слова «весна» и «цветы» надо отгадать:…..: ……в музыке и живописи. Тему нашего урока вы узнаете, когда разгадаете загадки:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла ...(весна)

На рассвете распускаются, ночь приходит, закрываются, ароматом всех манят, наполняют чудом сад…(цветы)

Учитель музыки: Тема нашего урока «Весна – цветы в музыке и живописи». Мы с вами будем слушать и исполнять музыкальные произведения о цветах, рисовать цветы и составлять из них композицию.

Учитель ИЗО: - Весна - красивое, волшебное время года, оживает природа, появляются первые цветы. Назовите, ребята первые весенние цветы.

Учащиеся:--Подснежники, крокусы, нарциссы, тюльпаны. Много радости приносят людям цветы, ребята, расскажите, какие они-- цветы?

Учащиеся: — Они красивые, яркие, нарядные, нежные, хрупкие, прекрасные.

Учитель ИЗО: — А какие чувства пробуждают в нас цветы?

Учащиеся: Они дарят хорошее настроение, будят фантазию, оживляют и украшают наш дом. С их помощью мы выражаем добрые чувства и движения души – любовь, признательность, верность. Чувство радости, праздника, умиления, хорошего настроения, улыбки.

3. Рассматривание репродукций с картин И.И.Левитана «Васильки», Одуванчики», «Сирень».

Учитель ИЗО: : – Красота цветов вдохновляла художников и они изображали их на своих полотнах. Великий русский художник Исаак Ильич Левитан изучал и рисовал природу России. Но среди его пейзажей мы можем увидеть и нежные букеты васильков, одуванчиков, пышную сирень. Его цветы—замечательные, живые, несмотря на то, что написаны красками. Исаак Левитан любил изображать лесные и полевые цветы.

Один из его друзей рассказывал, что однажды жарким летним утром художник вернулся с прогулки с букетом одуванчиков в руках. Их разлетающиеся лепесточки почти опали, из жёлтых головок часть закрылась… Но Левитан был счастлив и бережно нёс их, в прямом смысле слова боясь дышать, дабы не сдуть оставшийся лёгкий пушок.

В итоге из-под его кисти вышел необыкновенно нежный натюрморт «Одуванчики» — букет в простом глиняном горшке. Он очень точно передал этот незатейливый полевой цветок и его хрупкость. Также точно он написал и васильки. Кажется, что эти тёмно-голубые, почти синие цветы занимают всё пространство. А белая сирень! От картины веет её ароматом…

Учитель музыки: - Сегодня мы попробуем вместе расслышать «язык» природы с поэтами, увидеть с художниками красоту весеннего пейзажа, услышать с композиторами музыку весны, научимся искать взаимосвязь между музыкой, литературой и изобразительным искусством.

4. Прослушивание произведения П.И. Чайковского «Вальс цветов». Анализ музыки.

Музыка звучит громче.

Учитель музыки: - Ребята, знакомо ли вам это произведение, и кто его автор? Верно, это «Вальс цветов» П.И. Чайковского. Кружась в вальсе, все цветы собрались в нашем классе, чтобы порадовать наш взор.

Учитель ИЗО: - И как же не радоваться такой красоте?! Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Цветы всегда вдохновляли художников, поэтов, музыкантов.

Учитель музыки: - Давайте мы при помощи воображения попытаемся увидеть музыку цветов. Много в пространстве невидимых форм и неслыханных звуков, много чудесных в нём есть сочетаний и слова и света, но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать.

Звучит музыка Э. Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» /видеоролик/

Прекрасное начало весеннего утра! Ребята, какую картину вы увидели? Какое впечатление на вас произвела музыка? / Ответы учеников/

Ещё всё дремлет, и только солнце украдкой, тихо встаёт всех раньше. Ведь утром пора проснуться цветам, раскрыть изящно лепестки свои…Конечно! Утро! И солнце выше, всё выше, ярче, и прекрасней нет сплетенья чувств!

Хор исполняет песню Кадомцева «О солнышке, радуге и радости».

5. Объяснение учебного задания.

Учитель ИЗО:  - Ребята, сегодня на уроке вы тоже будете учиться рисовать весенние цветы. А вот и следующая загадка:

Хорош собой, как принц восточный.

Вельможа он, но лишь цветочный.

Халат парчовый, изумрудный,

А головной убор пречудный:

тюрбан – восточное творенье.

Цветок, достойный восхищенья! Самой весны он талисман. Кто символ праздника? …
тюльпан.

Учитель ИЗО: - Название «тюльпан» происходит от персидского“дуль— баш” — турецкая чалма, от которого впоследствии произошло слово “тюрбан” — “тюльпан”, «тюрбан» - традиционный головной убор народов Востока. Родиной тюльпана является Иран, а из Ирана тюльпан попал в Турцию, а затем в Европу. Но громкая слава тюльпана началась, когда он попал в Голландию. В Стамбуле и других городах Турции ежегодно устраивались праздники тюльпанов, а самая красивая девушка избиралась королевой праздничного шествия.

О тюльпане есть легенда (рассказ ученика).
В древности считалось, что в золотистом бутоне жёлтого тюльпана спрятано счастье. Много людей пыталось открыть этот бутон, чтобы добраться до счастья. Но сделать это не удавалось никому. Однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Мальчик вырвался из рук матери и со смехом подбежал к цветку. И от звонкого детского смеха бутон раскрылся. С тех пор тюльпаны принято дарить тем, кто счастлив.

Учитель ИЗО: - Когда весной расцветают тюльпаны—это чудесное зрелище, волшебство, созданное самой природой. Давайте подробнее рассмотрим цветок. Удлиненность венчика, отгиб лепестков тюльпана и, правда, создают ощущение формы бокала. Его плотная высокая ножка—стебель при- поднимает его высоко над землёй, что создает впечатление гордой осанки цветка. А цвет говорит сам за себя. Разнообразие окраски: снежно-белая, ярко-розовая, ярко—красная, бархатисто-фиолетовая, розовая, жёлтая, тёмно—красная, почти чёрная или пёстрая — в полоску, крапинку, — всё привлекает взор. Создаёт радостное и торжественное настроение.

Учитель ИЗО: - Итак, ребята, ваше творческое задание—нарисовать, изобразить тюльпан. Вы можете выбрать художественные материалы самостоятельно, по своему желанию. Можно нарисовать тюльпан акварельными красками, можно гуашью, можно цветными карандашами или восковыми мелками, а также ватными палочками. А также можно попробовать себя в роли художника-флориста, составить цветочную композицию из тюльпанов.

6. Самостоятельная работа учащихся.

По окончании работы, ребята приклеивают свои тюльпаны на большой лист с изображением вазы, предложить ребятам полюбоваться красивым букетом. Предложить рассказать какую технику использовали в работе. Рассказ об икебане—японское искусство украшения букетов. Обратить внимание учащихся на то, что нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком!

Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать”.

6. Итог урока. Рефлексия.

Учитель музыки: - Понравился вам «Вальс цветов»? - А музыка о подснежнике? - Как называется настроение в музыке? - А какими цветами оно выражается в живописи? - Какое настроение вы ощутили на уроке? А в конце? - Что нового вы сегодня узнали?


Название «тюльпан» происходит от персидского“дуль— баш” — турецкая чалма, от которого впоследствии произошло слово “тюрбан” — “тюльпан”, «тюрбан»


Икэбана:
«икэ — жизнь, «бана — цветы, буквально «живые цветы» — традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов в специальных сосудах, а также искусство правильного размещения этих композиций в интерьере.