Интегрированный урок музыки и родного (хант.) языка в 1 классе.
Учитель музыки Потапова С.Г.
Учитель нач.клю Кривошапкина Т.В.
Тема: Колыбельная песня
Данная тема из раздела: Музыка в доме. (II четверть)
Цель: дать знания о колыбельных песнях.
Задачи: Образовательные:
Музыка - познакомить учащихся с колыбельными песнями,
Хант. язык - научить исполнять хантыйские колыбельные песни на родном языке.
Воспитательные: (общие) - формировать интерес к национальной культуре, позитивное отношение к ней, воспитать любовь к своему родному языку, способность к межэтническому и межкультурному общению средствами знаний музыкального искусства.
Развивающие: (общие) - развивать образное мышление, творческую активность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять.
Тип: Формирование новых знаний.
Форма: интегрированный, комбинированный, с элементами театрализации.
Оборудование: фотографии, иллюстрации русской и хантыйской колыбели, текст русской и хантыйской колыбельной песни, хантыйская люлька, куклы Аканят, синтезатор.
Ход занятия:
1. Орг.момент. (психологический, эмоциональный настрой)
2. Постановка цели. Сегодня, ребята мы познакомимся с песнями, которые вы слышите в доме с самого раннего детства. Какие же это песни?
3. Актуализация знаний.
У.М: Сейчас я вам исполню одну из таких песен, послушайте. (исполнение колыбельных «Сон-Бом», «Котенька-коток», «Люли, прилетели гули» на русском языке).
У.М: (Беседа) О чём эта песня?
Д: Песня о ночи, сне, о котике, которого зовут укачать малыша.
У.М: Кому её поют?
Д: Песню поют ребёнку.
У.М: Кто её исполняет?
Д: Песню исполняет мама.
У.М: Какой характер музыки?
Д: Характер песни нежный, ласковый.
У.М: Быстро или медленно, громко или тихо она исполняется? Почему?
Д: Песня исполняется медленно, тихо, потому что ею укачивают малыша.
У.М: Как называются такие песни? Почему?
Д: Эти песни называются колыбельными, потому что поются над колыбелью.
У.М: Для чего они исполняются?
Д: Колыбельные песни исполняются для того, чтобы усыпить малыша.
У.М: А кто из вас знает колыбельные песни. Исполните их. (исполнение колыбельных песен детьми)
4. Введение новых знаний.
У.М: Посмотрите, внимательно на эти фотографии и иллюстрации. Есть ли в них общее и различие? (просмотр фото и иллюстраций с изображением укачивания ребёнка, русской и хантыйской люльки)
Д: На рисунках изображено, как мама укачивает ребёнка.
(вступает учитель хант.языка – беседа о хант.колыбели )
У.Х: Обратите внимание на люльки.
Д: Они разные.
У.Х: Одни из них русские, другие хантыйские. А чем отличаются эти люльки?
Д: Русская люлька сделана из дерева, сплетена из лозы. Хантыйская люлька сшита из бересты.
У.Х: Посмотрите на форму люлек, они не одинаковы. Вот это дневная люлька. (показывает берестяную люльку) Ребёнок может спать и играть в ней, пока мама занята домашними делами. На спинке люльки узор глухаря. Это оберег сна. С этой люлькой удобно, можно ехать на оленей упряжке и плыть на лодке.
Сейчас я вам спою хантыйскую колыбельную, которою мы с вами выучим на родном языке. (показ-исполнение хантыйской колыбельной песни)
Тей-тей
Пухием єнма
Вэнта, яркты кўриен
Кўриен єнма.
Вэнта, янкты ёшиен
Ёшиен єнма
Тей, тей, тей.
Лух лэмты кўриен
Кўриен єнма
Йэхал каталты ёшиен
Ёшиен єнма
Тей-тей-тей.
Баю-баюшки,
Сыночек мой расти.
Ноги, что в лес ходят,
Ноги растите.
Руки, что в лес ходят,
Руки растите.
Баю-баюшки.
Лыжи надевают ноги,
Ноги растите.
Лук держит руки,
Руки растите.
Баю-баюшки.
У.Х: Кого укачивает мама?
Д: Мальчика.
У.Х: Какая мечта у мамы, чтобы кем стал сынок?
Д: Охотником.
У.Х: Какие знакомые слова вы услышали?
Д: Пухие - сыночек, ёшиен - руки, курие - ноги, вэнта – лес.
У.Х: Давайте запишем новые слова в тетрадь.(запись в тетради, работа над запоминанием новых хант.слов)
У.Х: А сейчас мы выучим эту песню на родном языке.
(изучение хант.колыбельной песни)
5. Первичное закрепление. Пение хантыйской колыбельной песни.
У.Х: А сейчас, я вам раздам куклы. Кто знает, как они называются?
Д: Акань.
У.Х: Покажите, как вы будете качать их. (Убаюкивание куклы Акань, как элемент театрализации).
У.М: А сейчас мы будем с вами качать куклу, напевая ей колыбельную песню на родном языке.
6. Обобщение. Сравнение русской и хантыйской колыбельной песни (её содержания, характера мелодии, ритма качания, повторения отдельных слов).
7. Подведение итогов. (Анализ работы учащихся на уроке).
У.М: Сегодня на уроке мы познакомились с вами с колыбельными песнями. Выяснили, для чего эти песни исполняются в жизни, кем, когда и как. Вы научились исполнять хантыйскую колыбельную песню на родном языке, побывали в роли мам, а нашими детками были куклы Аканят. Вы подарили им свою любовь и ласку, наши куклы спят. Когда вы станете мамами, то будете также убаюкивать своих малышей.
8. Домашнее задание. Дома вместе с родителями, вы выучите остальные строки колыбельной. (на руки учащимся раздаётся распечатка колыбельной)
Анализ урока.
Класс: 1класс. ( II четверть, 1 урок)
Интегрируемые предметы: музыка – 1 раз в неделю, хант. язык – 1 раз в неделю.
Дидактическая функция и компоненты урока: тема, цель, задачи.
Тема: Колыбельная песня. Тема урока определена и сформулирована правильно.
Данная тема из раздела: Музыка в доме.
Цель: дать знания о колыбельных песнях. Видна четкость целевой установки урока, так как цель сформулирована конкретно и содержит предполагаемый результат – создание целостного представления об определенном объекте, явлении, процессе, т.е знания о колыбельной песне.
Задачи: Образовательные: (музыка) - познакомить учащихся с колыбельными песнями, (хант. язык) - научить исполнять хантыйские колыбельные песни на родном языке. Образовательные задачи интегрируемых учебных предметов взаимосвязаны.
Воспитательная, развивающая и практическая направленность урока видна в общих воспитательных и развивающих задачах.
Воспитательные: (общие) - формировать интерес к национальной культуре, позитивное отношение к ней, воспитать любовь к своему родному языку, способность к межэтническому и межкультурному общению средствами знаний музыкального искусства.
Развивающие: (общие) - развивать образное мышление, творческую активность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять.
Тип: Формирование новых знаний. В системе уроков по данному разделу «Музыка в доме» этот урок первый, так как формирует новые знания.
Форма: интегрированный, комбинированный, с элементами театрализации. Целесообразность такой формы в дополнении друг друга двух предметов.
Структура: (соответствует уроку данного типа и форме.)
1. Орг.момент. (психологический, эмоциональный настрой)
2. Постановка цели. «Колыбельная песня» в разделе «Музыка в доме». Знакомство с понятием - Колыбельная песня.
3. Актуализация знаний. Организация работы по усвоению новых понятий, научных фактов. (слушание, беседа, анализ, исполнение).
4. Введение новых знаний. Просмотр фото и иллюстраций с изображением убаюкивания ребёнка, русской и хантыйской люльки. Беседа, анализ, сравнение, сопоставление, слушание, обучение новым хантыйским словам.
5. Первичное закрепление. Пение хантыйской колыбельной песни. Убаюкивание куклы, как элемент театрализации.
6. Обобщение. Сравнение русской и хантыйской колыбельной песни (характера мелодии, ритма качания, повторения отдельных слов).
7. Подведение итогов. Анализ работы учащихся.
8. Домашнее задание. (Выучить дома с родителями остальные строки колыбельной)
Оборудование урока: (наглядные пособия, оформление доски, технические средства работали на учащихся )- фотографии, иллюстрации с изображением убаюкивания ребёнка, русской и хантыйской колыбели, текст русской и хантыйской колыбельной песни, хантыйская люлька, куклы Аканят, синтезатор.
Содержание урока: содержание интегрируемого материала соответствует цели и задачам урока. Связь между материалом интегрируемых дисциплин устанавливалась в форме беседы о колыбельной песне. С помощью колыбельных песен, которые приближены к разговорной речи, ребёнок усваивает родной язык. В области учебных дисциплин урок способствует формированию основных знаний, умений и навыков. Развивались общеучебные и специальные умения и навыки по двум предметам – исполнение музыкального материала с изученными новыми хантыйскими словами. Учащиеся впервые встретились с новым материалом – мелодия, ритм, узнали, что песни содержат добрые пожелания матери своему ребёнку, желание видеть его в будущем здоровым и красивым, надеясь, что из сына вырастет лучший охотник, а из дочери – самая хорошая и проворная хозяйка. На уроке (вначале) формировались и (в конце) закреплялись знания, умения и навыки. Материал способствовал развитию творческих сил и способностей (исполнение и театрализация песни, представление себя в роли мамы). Поэтому содержание урока способствовало развитию интереса к интегрируемым учебным дисциплинам (музыке и родному языку)
Методы и приемы обучения: применяемый репродуктивный и продуктивный методы, приёмы беседы, творчества (театрализация, исполнение песни), использование наглядности, ТСО, соответствовали задачам урока, способствовали активизации учения школьников. Эффективность использованных методов и приемов – учащиеся усвоили тему урока.
Организация учебной деятельности на уроке: постановка учебных задач осуществлялась на каждом этапе урока конкретным учителем. Форма работы с классом - групповая. Осуществлялось чередование видов деятельности учащихся - беседа, слушание, исполнение, просмотр, работа над изучением новых хантыйских слов, элементы театрализации. Контроль за видами деятельности учащихся организовался с помощью форм опроса и учёта знаний: беседа, индивидуальные ответы, исполнение.
Итоги подводились на каждом этапов и в конце всего урока.
Общие результаты урока: план урока выполнен. Основная цель достигнута – дети получили знание о колыбельной песне. Цели и задачи урока реализованы. Уровень усвоения знаний и способов деятельности учащихся - применение в новой ситуации. т.е творческое. Общая оценка результатов и эффективности урока – учащиеся получили знания о колыбельной песне, выучили новые слова на родном языке, научились на нём исполнять хантыйскую колыбельную песню.
Учитель музыки Потапова С.Г.
Учитель нач.клю Кривошапкина Т.В.
6