Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Школа № 44 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Нижний Новгород, Советский район
Интегрированный урок по ПДД и русскому языку.
«Повелительное наклонение в правилах дорожного движения»
Автор:
Малышева Олеся Юрьевна,
учитель русского языка
и литературы
2018 г.
Тип урока: применение знаний на практике.
Форма урока: урок – путешествие.
Цель урока: осуществить закрепление знаний и умений по предметам на практике.
Задачи урока:
Образовательная – закрепить умения и навыки работы с повелительным наклонение глаголов,; повторение правил дорожного движения.
Развивающая – развитие познавательных умений при работе с таблицей, раздаточным материалом; развивать навыки правильного безопасного поведения на дороге.
Воспитательная – формирование безопасной ответственности; обеспечить высокую творческую активность при работе в группах, при отгадывании загадок.
УУД:
Коммуникативные – умение работать в группе, согласовывать свои действия, договариваться и поддерживать контакты.
Познавательные – смысловое чтение и осознанная работа с информацией.
Оборудование:
презентация,, раздаточный материал, маршрутный лист по стране «Правила дорожного движения», видеоролик 6 б класса «Безопасность на дороге», сигнальные карточки (красная, желтая, зеленая).
Организационный момент: учащиеся (2-3 ученика) рассказывают с какими знаками дорожного движения им приходится сталкиваться по дороге домой (показывают иллюстрации знаков, можно в виде небольшой презентации, как соблюдают правила дорожного движения по пути домой.
Учитель: Как вы думаете, какое наклонение глаголов в основном используется в правилах дорожного движения, обращенных к вам, а также в инструкциях? (Повелительное наклонение)
Учитель: закончите предложение «Повелительное наклонение глагола…».
1 задание: Имея на столах набор слов, правильно выложите значение слова.
побуждает | обозначает | действие | к | своего |
которому | говорящий | которому | собеседника | |
На доске запись: Повелительное наклонение глагола обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника.
II. Определение темы урока.
Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение в правилах дорожного движения)
Учитель: Вот это мы сейчас с вами и проверим. Отправляемся с вами в путешествие по стране «Правила дорожного движения». У вас на столах маршрутные листы, в процессе нашего путешествия, вы будете их заполнять.
Презентация « Знаки дорожного движения»
III. Актуализация опорных знаний
Учитель: У вас на столах маршрутный лист по стране «Пожарная безопасность».
Задача: выполнить задания.
2 слайд Станция «Школьная»
2 задание. Учитель: Дети, посмотрите на предложение. Что оно обозначает и глаголы какого наклонения здесь используются? Запишите в свои маршрутные листы данное выражение, как эпиграф.
3 – 6 слайды Станция «Дорожные знаки»
3 задание. 7 слайд Станция «Автоинспекция».
Учитель: Вставьте недостающие глаголы повелительного наклонения и прочитайте наставления автоинспектора о правилах дорожного движения.
Прежде чем перейти дорогу, найдите безопасное место для перехода. встаньте у края тротуара: прислушайтесь, посмотрите внимательно в обе стороны, нет ли машин. перейдите дорогу по зебре . Вот так вы научитесь правильно переходить дорогу .
Учитель: В каком числе вы вставили глаголы повелительного наклонения? Что особенного в образовании глаголов повелительного наклонения? (Во множественном числе, окончание – те) Произведите словообразовательный разбор глаголов на доске (по 1 представителю от команды(капитаны команд) – 3 человека).
IV. Групповая работа.
задание. 8 слайд. Станция «Светоотражательная» Учитель: Как правильно переходить дорогу в темное время суток, чтобы вас было заметно? Что пешеходы используют?
Посмотрим видеоролик» Безопасное поведение на дороге», над которым работали вы сами и составим с вами алгоритм правил безопасного поведения на дорогах в темное время суток, используя глаголы повелительного наклонения во множественном числе.
Учитель: что особенного в правописании некоторых глаголов повелительного наклонения ( мягкий знак).
Учитель: Кто может рассказать правило о написании мягкого знака в глаголах повелительного наклонения? Когда он пишется?
задание. 10 слайд Станция «Соответствия»
Учитель: Найдите соответствие между предложениями и картинками.
V. Закрепление знаний по теме.
задание. Станция «Школьная»
Учитель: Составьте 6-8 словосочетаний "глагол + существительное", используйте дорожную лексику. С двумя словосочетаниями запишите предложения и выполните синтаксический разбор одного из них.
Глаголы необходимо употребить во множественном числе в повелительном наклонении!
VI. Домашнее задание
Станция «Домашнее задание»
Учитель: Составьте коллаж о правилах дорожного движения, используя глаголы повелительного наклонения.
VII. Рефлексия.
Учитель: Итоги нашего урока оцените сигнальными карточками.
Многое не понятно (красная)
Понял, но не все (желтая)
Все было понятно (зеленая)
Спасибо за урок!
Список литературы
Учебник русского языка 6 кл. I ч/ М.Т. Баранов.- М.: Просвещение, 2016.
Правила дорожного движения РФ 2017.
Приложения
Маршрутный лист «Правила дорожного движения»
1 Станция «Школьная» |
|
2. Станция «Дорожные знаки» | ______________________________ ______________________________ _______________________________ ______________________________ |
3.Станция «Автоинспекция» | Прежде чем перейти дорогу, __________безопасное место для перехода. ___________у края тротуара: прислушайтесь, ____________ внимательно в обе стороны, нет ли машин. __________ дорогу по зебре . Вот так вы научитесь правильно переходить дорогу . . |
4. Станция «Светоотражателная» | 1. Станьте заметней на дороге в темное время суток, обозначьте себя световозвращающими элементами (фликерами). 2. ________________________________________________________ 3.____________________________________________________________ 4.____________________________________________________________ 5.____________________________________________________________ |
5.Станция «Соответствия» | 1. – 2. – 3. - |
6.Станция «Школьная» |
|