СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллект-карты

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интеллект-карты»

Ментальные карты на уроках физики как средство развития образного мышления учащихся

На протяжении столетий люди стремились представить информацию в удобной и легко воспринимаемой форме, и интеллект-карты — это один из ярких примеров такого стремления.

«Ментальные схемы — это ключ к открытиям в обучении, они превращают хаос знаний в упорядоченную систему.»

— А.С. Ларин, 1956–2020, российский педагог, методист, автор образовательных пособий.

Метод ментальных карт - Интеллект-карт (Mind-maps) был систематизирован и начат активно использоваться на практике английским психологом Тони Бьюзеном. Так же встречаются и другие переводы Mind-maps: Ментальные карты, Карты ума, Мыслительные карты, Карты мышления и т.д.

В основе идеи ментальной карты лежит методика сворачивания текста, когда большой текстовый материал представляется в сжатом виде. Такой формат преподнесения информации был разработан и использован на практике в учреждениях образования, что показало хороший результат: учащиеся самостоятельно начали составлять, применять и разбирать ментальные карты, что послужило как повторению, так и закреплению учебного материала, а также помогло его систематизации.

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

  • Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Принципы создания ментальных карт основываются на использовании ассоциаций и образов, что позволяет максимально эффективно структурировать и запоминать информацию. Этот подход опирается на особенности работы человеческого мозга, который лучше воспринимает и запоминает визуальные и ассоциативные данные. Рассмотрим более подробно, как используются ассоциации и образы при их создании.

Ассоциации играют ключевую роль в создании ментальных объектов. Они помогают связать новые концепты с уже известной информацией, что облегчает понимание и запоминание материала. Ассоциации могут быть разного рода — логическими, тематическими, временными или пространственными.

Очень удобно использовать данный метод при изучении физики в 7 классе, где учащиеся могут показать творческое понимание физических процессов и явлений, происходящих в природе и вокруг них.

        Например, по теме: "Физика и физические методы изучения природы" . Ученикам на первых уроках дается определение "физика"- центр ментальной карты. Их задача: изобразить карту, в которой показано все то, что связывает их со словом физика.

        Данная технология считается очень эффективной в развивающем обучении по ряду причин:

  1. позволяет  в  интерактивном  режиме  вести  работу  по  подготовке  к  ОГЭ  и ЕГЭ  в  системе,  используя  крупноблочный  метод  закрепления  знаний,  сэкономить время;  

  2. все приобретенные знания учеников сохраняются  в  памяти  значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;

  3. поисковая  система  Интернет  и  учебная  литература  дают  обучающимся возможность создавать свой собственный инновационный  продукт – интеллект-карты;

  4. интеллект-карты  можно  использовать  как  демонстрационный  или раздаточный  материал  при  обобщающем  повторении, создании презентации организации индивидуальной и групповой работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ;

        Таким образом, процесс  построения  интеллект-карт  делает  обучение в школе творческим и увлекательным, позволяя каждому ученику проявить самостоятельность и инициативу, умения анализировать, сравнивать, находить правильные способы решения поставленной задачи, что является очень важной составляющей в развивающем обучении.