СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактив самостоятельность детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интерактив самостоятельность детей»

Тема: «Развитие учебной самостоятельности у младших школьников».

1. Вступительная часть.

- Добрый день, уважаемые родители. Рада видеть всех вас на нашем интерактиве.

- В начале нашей встречи я хочу познакомить вас с высказыванием знаменитого педагога Василия Александровича Сухомлинского:

«Самостоятельность ребёнка не развивается сама по себе, а воспитывается».

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Я согласна с каждым из вас, мне бы хотелось добавить, что самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Поэтому в воспитании данного качества у детей, огромное влияние играет роль родителей.

2. Определение темы, проблемы, цели собрания.

- Как вы думаете, чему посвящён наш интерактив? (Воспитанию самостоятельности детей)

- Верно, тема нашего интерактива: «Развитие учебной самостоятельности у младших школьников».

- Как вы считаете эта тема актуальна для сегодняшних дней? Почему?

- Верно, в век цифровых технологий дети отвыкли делать что-то сами. Для помощи с домашним заданием у них есть ГДЗ, продукты из магазина можно доставить на дом, а книгу прочитать в сокращённом варианте. Думаю, всем нам хотелось бы, что бы наши дети иногда были более самостоятельными.

Представьте себе следующую ситуацию… 

Ситуация 1. «Маша с папой всегда вместе выполняли домашнюю работу, иногда папа даже делал её за дочку. Но случилось так, что он уехал в командировку. И теперь Маша требует того же от мамы. Но она каждый день работает и не может элементарно помочь ребёнку, так как делал это папа. Мама рассказывает, что, если Маша сталкивается с сложным заданием, не пытаясь разобраться в нём, она его не делает».

- Уважаемые родители, какую ошибку делают взрослые, лишая ребенка самостоятельности?

- Насколько важна самостоятельность в учебной деятельности младшего школьника?

- Давайте определим проблему, ответив на вопрос, что нас не устраивает в этой ситуации? (отсутствие самостоятельности мешает развитию учебной деятельности).

- В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними. Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем. Мы с психологом провели опрос детей, цель которого – выяснить, как родители помогают им в выполнении домашнего задания.

- Мы получили следующие результаты. 67 % детей в нашем классе с выполнением домашней работы помогают родители, 20 % - бабушки и дедушки и лишь 13% делают её самостоятельно.

- Скажите, эти данные должны вызвать наше беспокойство? Верно, мы не всегда правильно оказываем детям помощь в учебе, а это мешает развитию самостоятельности.

- Скажите, чтобы вы хотели узнать сегодня на интерактиве?

Определите, пожалуйста, его цель (определить, какими способами можно развивать самостоятельность ребёнка)

3. Основная часть.

- Выделите, пожалуйста ключевые слова в определении понятия САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ из педагогического терминологического словаря (ОПРЕДЕЛЕНИЕ НА СЛАЙДЕ).

Самостоятельность - это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. Спасибо за ваши ответы.

Сейчас я хочу провести с вами упражнение «Открытый микрофон». Я буду задавать вам вопросы, а вы по очереди передавать друг другу этот микрофон и отвечать на них. Ответы могут быть как развернутыми, так и краткими.

  • Зачем ребёнку самостоятельность?

  • Вы часто позволяете ребёнку быть самостоятельным?

  • Считаете ли вы, что учебная самостоятельность и самостоятельность в быту должны быть связаны?

  • Если у ребенка не получается домашнее заданием, может ли сделать его родитель?

  • В развитии самостоятельности чего должно быть больше: кнута или пряника?

  • Должен ли ребенок понимать, что значит быть самостоятельным?


- Уважаемые родители, наш микрофон высветил ряд существенных вопросов и среди них не последнее место занимает проблема выполнения детьми домашних заданий.

Сегодня мы рассмотрим, каким должно быть участие родителей в подготовке детьми домашних заданий, чтобы это не мешало развитию их самостоятельности.

- Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и сформулировать ответы на актуальные вопросы по теме собрания, которые я сейчас вам раздам. Записать свои мысли вы можете ниже на строчках.

Задание для пары 1.

Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, если родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.

Решение. Разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.

Задание для пары 2.

Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки?

Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка: на строчку, где допущена ошибка; на слово с ошибкой. Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.

Задание для пары 3.

Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?

Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

Каждая пара высказывает своё мнение, остальные могут дополнить или развить высказанную мысль. (Например, «Давайте позволим каждому иметь своё мнение» или «Интересно услышать разные мнения»).

Как вы могли заметить из ваших ответов, что для развития самостоятельности у детей изменения необходимо начать с себя. Иногда для этого надо изменить своё поведение. Прежде всего посмотрите на ребёнка своими глазами (забудьте, что говорят о нем соседи, учителя и т.д.). Вы лучше знаете его. Какие качества характера вам в нем нравятся, какие не нравятся, что вы хотели бы изменить в нем? Например, вы знаете о своем ребенке, что он очень дорожит отношениями в семье, вашим отношением к нему. Постройте свои замечания с опорой на это качество ребенка. Не угрожайте ему: «Попробуй получить за контрольную двойку!», а поделитесь своими чувствами: «Я была бы рада, если бы ты хорошо написал контрольную. Мы бы посидели за чаем, порадовались вместе».

Обратите внимание на построение ваших фраз. Психологи среди них выделяют «Ты-высказывания» и «Я-высказывания».

«Ты-высказывания» - такие фразы, где встречаются местоимения «ты», причем они создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека: «Ты никогда не успеваешь сделать домашнее задание к моему приходу». В результате ребенок чувствует, что он плохой, и обижается. «Я-высказывания» - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. «Я очень устала и огорчена, что ты не успел сделать домашнее задание к моему приходу. Как бы ты мог быстро решить эту проблему? » Этот способ решать проблемы менее конфликтен.

- Предлагаю вам выполнить задание в группах (преобразовывают ты высказывания в я).

Ты опять играл с телефоном, хотя не доделал задание.

Я думала, мы с тобой договорились о том, что с телефоном можно играть только после того, как выполнишь домашнюю работу

Как ты мог сделать столько помарок в тетради.

Постарайся не спешить, когда пишешь в тетради, и помарок станет меньше.

Ты опять не собрал портфель назавтра!

В данной ситуации ты поступил неправильно. Я уверенна, что ты можешь быть более ответственным.

- Что вы испытывали, когда слышала подобные высказывания?

4. Самоанализ участия в работе родительского собрания.

- Уважаемые родители мы с вами сформулировали понятие самостоятельности, определили факторы, влияющие на несамостоятельность ребенка, обсудили рекомендации по развитию самостоятельности, мы можем сказать, что решили проблему? (Да) Достигли цели? (да)

- Тема была актуальна для вас?

- Какие советы вы используете уже сегодня?

- Сейчас я хочу попросить вас обозначить «слово дня», которое будет отражать значение данного собрания лично для вас. Было ли оно полезным, скучным, интересным и т.п. Выскажитесь по очереди, пожалуйста.

- В завершении интерактива я хочу сказать, что учить ребенка самостоятельно выполнять домашние задания и правильно оценивать результаты своей деятельности действительно необходимо. А для этого можно использовать подготовленные памятки для более рациональной организации работы по выполнению домашних заданий детьми. Или предоставлять помощь детям в случае возникновения существенных осложнений во время выполнения домашних заданий.

Спасибо за участие!

Успехов Вам в воспитание наших детей!





© 2025, 36 0