Из опыта работы
Современные технологии в организации образовательного процесса детей в условиях реализации ФГОС ДО
Базарова Т.И.
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного общества. Процесс информатизации также затрагивает и дошкольные образовательные учреждения. Сегодня предъявляются новые требования к образованию детей дошкольного возраста через внедрение таких подходов, которые способствуют не замене традиционных средств дидактики, а расширению их возможностей. Поэтому современной актуальной задачей становится разработка технических средств, адаптированных для учебно- воспитательного процесса дошкольной образовательной организации.
Преимущества использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ДОУ
- повышение уровня визуализации материала;
- экономия времени за счет функциональности, удобства и простоты навигации;
- обучение становится интересным и увлекательным;
- обогащение современными технологиями образовательного процесса в ДОО;
- интеграция видов детской деятельности, образовательных областей;
- обеспечение качественной подготовки детей к школе через повышение общей компетентности, познавательной мотивации и интереса ребенка, развитие мелкой моторики, координации, всех видов восприятия, воспитание выдержки, самостоятельности.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в детской образовательной организации (ДОО) имеет ряд важных преимуществ:
повышение уровня визуализации материала;
экономия времени за счет функциональности, удобства и простоты навигации;
обучение становится интересным и увлекательным;
обогащение современными технологиями образовательного процесса в ДОО;
интеграция видов детской деятельности, образовательных областей;
обеспечение качественной подготовки детей к школе через повышение общей компетентности, познавательной мотивации и интереса ребенка, развитие мелкой моторики, координации, всех видов восприятия, воспитание выдержки, самостоятельности.
Информационные технологии призваны стать не чем-то дополнительным в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Именно внедрение ИКТ позволит наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка дошкольного возраста в период дошкольного образования.
Активизируется процесс использования инновационных информационных технологий и в нашем ДОУ. Мы хотели бы поделится с вами опытом работы по использованию интерактивной системы «Играй и развивайся» .
«Играй и Развивайся" - это яркие и красочные занятия с использованием датчика , который считывает движения детей. Благодаря этой технологии дети больше не сидят у монитора, они находятся далеко от экрана, не портят зрение и осанку, тем самым«снимаются» отрицательные проявления при «малоподвижном» выполнении заданий посредством ИКТ. Преимуществом такой системы является не только интерактивность и красочность игрового занятия, но и то, что ребенок может развиваться и физически.
Для "Играй и Развивайся" требуется ноутбук и проектор (либо телевизор). Интерактивный датчик очень компактный. Его можно переносить и использовать в любом помещении.
Преимущества Инновационной системы «Играй и развивайся» :
- Бесконтактное управление играми
- Передовые технологии
- Простое и удобное использование
- Повышение эффективности занятий
- Подробные методические рекомендации
- Возможность проведения групповых занятий
- Деление игр на возрастные группы
- Обучение и консультации по работе с системой
Применение данного интерактивного комплекса позволяет создать условия для развития важнейших психических процессов (развитие мышления, воображения, памяти, внимания), процессов саморегуляции личности, способствует мотивации детей к познавательной деятельности, что обеспечивает хорошую подготовку к обучению детей к школе. Сильными чертами представленной программы является ориентированность на освоение детьми содержания в разнообразных заданиях (предусмотрены задания на развитие классификации по разным основаниям, дифференциации восприятия и развития анализа, установление временной и причинной последовательности, развитие ряда умений (счета, звукового анализа слова)).
Особенности интерактивной системы «Играй и развивайся»:
* Ребенок активно двигается, развивает мышление, память, логику, внимание и координацию.
*Игры отображаются на экране и выполнены на высоком художественном уровне
*Система (Играй и Развивайся) одобрена ведущими учеными в области дошкольного воспитания и образования - кандидатами и докторами педагогических наук.
*Соответствует государственным стандартам образования .
Данная разработка соответствует требованиям федерального государственного стандарта дошкольного образования, направлена на индивидуализацию образования и социализацию ребенка, учитывает специфику дошкольного возраста. Содержание комплекса основано на интеграции видов детской деятельности и охватывает все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
В комплекс входят три блока занятий - "Развитие речи", "Окружающий мир" и "Правила дорожного движения". В общей сумме более 60 занятий. Комплекс разработан для детей с 3 до 7 лет.
Освоение содержания:
- задания на развитие классификации по разным основаниям,
- дифференциации восприятия и развития анализа,
- установление временной и причинной последовательности,
- развитие ряда умений (счета, звукового анализа слова).
Представленные игры имеют тематическую направленность, что создает удобство для использования в образовательной деятельности в ДОО. Однако предлагаемая образовательная деятельность и ее последовательность носят рекомендательный характер и могут быть изменены или дополнены в соответствии со спецификой и планированием образовательной деятельности конкретных дошкольных образовательных организаций.
В условиях совершенствования и обновления системы дошкольного образования и воспитания, гуманизации педагогического процесса особое значение придается образовательной деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями. Поэтому в нашем детском саду апробация интерактивной системы началась учителем-дефектологом и педагогом-психологом в работе с детьми с ЗПР и с детьми, испытывающими трудности в освоении программы. Занятия проходят 2 раза в неделю, во вторую половину дня, в музыкальном зале, где стационарно установлена мультимедийная система и интерактивная доска. В образовательном, игровом процессе участвуют дети 4-7 лет.
Специалистами составлен график и план работы с детьми. Это и фронтальные занятия на закрепление темы недели в группе детей с ЗПР, и работа малыми подгруппами для детей одного возраста и имеющих схожие проблемы в освоении основной или адаптированной образовательной программы.
Образовательный процесс, несмотря на свою сложность для детей с ОВЗ, особыми образовательными потребностями, вызывает неподдельный интерес, если он организован в игровой интерактивной форме. Интерактивные упражнения и игры обеспечивают ребенку доступный ему объем представлений, стимулирует познавательное развитие.
Использование ИКТ , например, помогает ребенку легче усваивать понятие формы, цвета и величины, числа и множества, быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; развиваются мелкая моторика, элементы наглядно-образного и теоретического мышления; воспитывается целеустремленность и сосредоточенность. Наши дети успешно справляются практически со всеми заданиями.
В будущем планируем расширение возможностей интерактивной системы в нашем ДОУ через вовлечение в познавательно-игровой процесс остальных детей. Для этого будут привлекаться к работе учителя-логопеды, воспитатели. Также, по возможности, планируем приобретение нового комплекса занятий и игр (диск) для системы «Играй и развивайся»
Таким образом, подвижные занятия с "Играй и Развивайся" дают педагогам новые возможности в работе, позволяют детям получать удовольствие от увлекательного учебного процесса, дают эмоциональный толчок к развитию познавательной деятельности, позитивной социализации и двигательной активности у детей
Игры повышают мотивацию к учебе и успешно корректируют нежелательные течения в развитии ребенка.
Отзывы
- Этот проект интересен нам тем, что отвечает современным тенденциям развития образования. Интересен он и для родителей, поскольку через него они смогут узнать, как развивается их ребенок. Мы собираемся поддерживать эту работу в системе образования Челябинской области.
Елена Александровна Коузова
Заместитель министра образования и науки Челябинской области