ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Поддубская О.Б., преподаватель
ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж»
г. Мичуринск
Новые образовательные стандарты требуют иного подхода к организации процесса обучения. Целью является не предметный, а личностный результат. В области обучения иностранному языку также выдвигается на первый план задача развития личности обучающегося, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого студента. Основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие личности обучающегося, способной к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции, к участию в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствующейся в овладении иноязычной речевой деятельностью. Большое внимание уделяется проблеме творческой деятельности обучающихся. Творчество – самая высокая ступень познавательной и практической деятельности студентов и подняться на неё нелегко, ведь для продуктивного усвоения языкового материала с целью последующего общения требуется много усилий и времени. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения, которые я использую в своей педагогической деятельности. Интерактивное обучение решает одновременно несколько задач: развивает коммуникативные и метапредметные компетенции, решает информационную задачу, обеспечивает решение воспитательных задач, учит работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Цель моей педагогической деятельности - это внедрение интерактивных методов обучения иностранному (немецкому) языку, повышение мотивации обучающихся к изучению языка и создание условий для развития коммуникативной и информационно-коммуникационной компетентностей обучающихся. Я считаю, что если систематически использовать интерактивные методы обучения иностранному языку, то следует ожидать повышения уровня успеваемости обучающихся, увеличение активности во внеурочной деятельности, так как применение интерактивных методов способствует формированию ключевых компетенций, продуктивному усвоению учебного материала, развитию творческого подхода к учебному материалу, обогащению социального опыта обучающихся.
В педагогической литературе дается следующее определение технологии интерактивного обучения: это совокупность способов целенаправленного межсубъектного взаимодействия педагога и обучающихся, последовательная реализация которых создает оптимальные условия для развития обучаемых.
Таким образом, интерактивный метод означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, которые помогают разнообразить учебную деятельность, а так же способствуют повышению мотивации к обучению.
На своих уроках я применяю такие интерактивные методы, как работа в малых группах, метод проектов, метод мозговых штурмов, прием кластера, прием «Фишбоун», деловые игры, конференции, средства мультимедиа и некоторые другие.
Работа в малых группах – одна из самых популярных стратегий, так как она даёт всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Всё это часто бывает невозможно в большом коллективе. Такая форма работы возможна при изучении практически любой темы. Организацию группового общения я начинаю с формирования микрогрупп с учётом психологической совместимости студентов. Если группа на протяжении нескольких уроков работает слаженно, то она работает в этом составе постоянно. Оптимальный состав группы – 3 человека. При этом в каждой группе есть сильный, средний и слабый обучающийся. Практика показала, что наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки. Лидер подгруппы держит слабого постоянно в поле зрения, помогает ему. Задача лидера – лишний раз объяснить. На первом этапе – чтение текста с извлечением основной информации, который ляжет в основу монологического высказывания, а в дальнейшем диалогического и группового общения. Консультанты – сильные обучающиеся координируют работу, исправляют ошибки при чтении, при затруднении в переводе помощь оказывают все члены группы. После завершения этой работы, каждая из групп отвечает на основной вопрос текста (работая над текстом «Мы учим немецкий язык», группы обсуждают вопрос «Почему нужно учить немецкий язык?»; над текстом «Автомобили» - «Какие марки автомобилей производят в Германии?», над текстом «Немецкая кухня» - «Какие типичные блюда (рецепты) немецкой кухни вы можете назвать?» и т.д.). Затем следует более детальное извлечение информации из текста. Студенты выполняют комплекс послетекстовых заданий, которые помогут им пересказать текст. Работая в группах, ребята отвечают на вопросы к тексту, пытаются закончить предложения, имея перед глазами лишь их начало, выписывают ключевые слова, затем пытаются пересказать друг другу текст, опираясь на ключевые русские слова. Цель этого этапа урока – обучение монологической речи. Следующий этап – обучение диалогической речи по теме, работая в парах и микрогруппах. Я раздаю карточки с лексикой по теме, и обучающиеся составляют вопросы из данных слов. Затем они проверяют их по ключу, записанному на доске или на слайде, при наличии ошибок, исправляют их, потом отвечают на эти вопросы. После этого мы представляем, что находимся на научной конференции на тему «История автомобилестроения/ Марки автомобилей/ Особенности немецкой кухни/Современные стилевые тенденции костюма» и т.д. в зависимости от темы урока. В качестве учёных на этой конференции выступают лидеры групп. Они занимают места перед аудиторией, а все остальные задают им вопросы. Такая работа даёт всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Всё это часто бывает невозможно в большом коллективе.
Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия обучающихся на уроках иностранного языка является проектная методика. Выполнение проектных заданий позволяет видеть студентам практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету. Я выступаю в роли консультанта, координатора. Работа над проектом включает несколько этапов. На первом этапе обсуждаются содержание и характер проекта, способы сбора необходимой информации. Формируются микрогруппы по 3-4 человека с учетом психологической совместимости партнеров, уровня владения языком, возможности лидерства, творческих способностей и т.д. Распределяются задачи по группам и обсуждаются способы их решения. На втором этапе проводится работа по выполнению проекта. Обучающиеся ставят задачи и решают их, например: учиться читать тексты, извлекать из них нужную информацию, использовать полученные сведения в работе; учиться обмениваться информацией с партнерами; учиться писать сочинение с опорой на образец, используя слова и выражения из "полезного словаря", созданного путем коллективной учебной деятельности; учиться составлять ребусы, кроссворды и т.д. Практическая деятельность учащихся заключается в следующем: создание "полезного словаря" (обучающиеся, читая тексты на иностранном языке, выбирают и выписывают слова и выражения, которые пригодятся им при написании своих сочинений); подготовка собственных письменных рассказов на тему проекта, на основе прочитанных и проанализированных текстов, предложенных учителем; подборе песен, стихов, шуток, ребусов, кроссвордов, посвященных теме проекта; составление своих собственных кроссвордов. Завершающий этап - презентация проектной работы. Проектная деятельность позволяет предусматривать все возможные формы работы, стимулирующие самостоятельность и творчество обучающихся.
Обучающимися выполнено не мало проектов страноведческого характера, об известных людях Германии, о немецкой кухне, из истории автомобиля. Могу сказать о том, что в результате многие студенты овладели определенными умениями – собирать необходимую информацию, перерабатывать текст, работать со справочной литературой и Интернет-ресурсами, оформлять, документировать результаты работы.
Деловая (ролевая) игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения обучающихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. Для меня же цель игры – формирование и развитие речевой компетенции студентов по темам «Путешествие», «В кафе», «В магазине», «В ателье», «В автомастерской», «Устройство на работу», «Деловые контакты» и т.д. Таким образом, игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. Деловую игру можно назвать ярким примером инновационных технологий на уроке, где моделируются реальная жизненная или производственная ситуации.
Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.
Метод «мозгового штурма» это один из оперативных методов решений той или иной проблемы, который основывается на стимулировании творческой активности обучающихся. Основной целью «учебного мозгового штурма» является развитие творческого мышления. Обычно, данный метод использую в микрогруппах по 3-4 человека. В процессе выполнения задания у обучающихся при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. На уроках иностранного языка метод мозгового штурма применим в разных ситуациях. Участники «мозгового штурма» предлагают всевозможные варианты решения проблемы, из которых выбираются только те идеи, которые могут быть использованы на практике. Приведу некоторые примеры заданий этого метода, которые я использую на уроках:
1. Переведите пословицы. Обучающимся предлагаются пословицы на иностранном языке. Они должны подобрать к ним эквиваленты на русском.
2. Решите чайнворд, вписав в его клеточки антонимы данных слов.
3. Расшифруйте пословицу и подберите русский эквивалент. Обучающимся предлагается цифровая пословица, чтобы расшифровать ее, нужно вспомнить немецкий алфавит, так как каждая цифра обозначает порядковый номер буквы в английском алфавите (1 — А, 2 — В и т.д.).
4. Инсценируйте диалог. Я предлагаю посмотреть небольшой отрывок (на русском языке) из фильма или мультфильма – интересный и простой диалог из него. Обучающиеся должны перевести его на иностранный язык, литературно обработать и озвучить/инсценировать сцену.
Универсален прием кластеров. При работе с новым грамматическим материалом кластеры составляю совместно с обучающимися. Для систематизации лексического и грамматического материала, для составления опорной схемы пересказа/сообщения по теме обучающиеся создают кластер самостоятельно. Прием кластеров может применяться на этапе активизации изученного материала и выявления областей недостаточного знания. На этапе изучения нового материала позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. При работе с текстом суть этого приема заключается в следующем: том, что обучающиеся должны выделить смысловые единицы темы, ключевые слова и их графически оформить в определенном порядке в виде схемы.
Для любого из этапов урока подходит прием «Фишбоун» («Рыбья кость»). Я использую его на уроках с целью систематизации материала, подготовке текста к пересказу. В «голове» этого скелета обозначена тема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних обучающиеся отмечают ключевые моменты/проблемы текста, на нижних выписывают факты, отражающие суть этих ключевых моментов/проблем. Тексты для микрогрупп могут быть как одинаковыми, так и разными. Группы не соревнуются между собой. Главная идея обучения – создать условия для активной совместной учебной деятельности студентов.
Я привела всего лишь несколько примеров использования мной интерактивных технологий при изучении иностранного языка. Хочется подчеркнуть, что использование активных методов обучения способствует эффективному усвоению учебного материала, помогают активизировать каждого обучающегося, повысить мотивацию к изучению предмета, развивают творчество, фантазию, коммуникабельность, взаимоуважение, умение работать в команде, а также максимально ликвидировать психологическое напряжение, возникающее между педагогом и обучающимся. Таким образом, применение инновационных технологий на уроках становится одним из главных условий повышения качества образования в соответствии с ФГОС.
Литература
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – Пособие для учителя. Из-во « Аркти-Глосса». - М., 2020.
2. Кашина Е.Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка. - Самара: Универс-групп, 2016.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ.пед.вузов /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, М.В.Перов. - М.: Академия, 2001.
4. Полат Е. С. Портфель ученика //Иностранные языки в школе. – 2012. – № 1.
5. Селевко. Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М., НИИ школьных технологий, 2012.
6. Шавкиева Д. Ш., Абдукадырова Н. А., Камалова Д. К. Применение интерактивных методов в процессе обучения иностранным языкам // Молодой ученый. — 2014. — №10.