Интерактивные технологии,
как средство активизации познавательной и социализации личности учащихся
из опыта работы
учителя начальных классов
МАОУ СОШ №5 « НТЦ им И.В. Мичурина»
Родюковой Светланы Сергеевны
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяет ориентированность на знания и использование в своей практике новых технологий. Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. ФГОС ставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть направлен на активизацию деятельности и социализацию личности учащихся.
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность.
Своей главной задачей , как учителя начальных классов , считаю – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов и приемов обучения сложно организовать усвоение программного материала. По моему мнению, этому способствуют активные формы и методы обучения, такими являются интерактивные методы обучения, которые построено на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой , которая служит областью осваиваемого опыта.
Интерактивные технологии рассматриваются двояко, с одной стороны это организация активного взаимодействия путем учебного сотрудничества , а с другой стороны – это активное применение информационных технологий при создании образовательной среды школьника.
Целью интерактивного обучения является создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам образовательный процесс.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа – группа. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
На уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.
При организации интерактивного обучения можно использовать различные модели групповой работы:
парная единая,
парная дифференцированная,
парная кооперированная,
звеньевая,
дифференцированно - групповая,
кооперированно - групповая.
Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Каждая модель взаимодействия детей на уроке имеет свои особенности , и разновидности в рамках одного вида.
Наиболее простая но эффективная форма группового взаимодействия – "большой круг". Работа проходит в три этапа.
Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.
Второй этап. В течение определенного времени каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту – включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
Прием "большой круг" оптимален в случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения.
Наиболее удачным и динамичным способом организации парной работы является метод « Карусель», когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются (движутся по часовой стрелке). Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.
Следующий прием – « Аквариум»- это форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему "перед лицом общественности". Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Интересным является метод , получивший название Броуновское движение, где предполагается движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Со стороны создается впечатление хаоса, но результаты заставляют возвращаться к этому методу на последующих уроках все чаще и чаще.
Активный метод обучения «Дерево предсказаний» -предполагает деление класса на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
Применение данных форм и методов обучения, позволяет мне решать : задачи , связанные со стимулированием мотивации и интереса учащихся и повышением уровня активности и самостоятельности обучаемых. Однако для развития инновационной активности человека во всех сферах деятельности необходимо создание инновационной системы образования. И обновления только одних форм организации деятельности детей здесь недостаточно. Необходимо внедрение И ШИРОКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ новых технологий, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили им мыслить продуктивно. Одной из технологий способной решить эти задачи, является технология развития критического мышления. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Мыслительные навыки необходимы не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности.
Разнообразие словесных, наглядных и практических методов обучения технологии развития критического мышления делает способы обучения совершенно непохожими на стандартные. Обучающиеся получают возможность самостоятельно добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения.
Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий:
личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);
метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения);
предметных (новые знания по конкретному предмету).
Сруктура урока, проведённого в интерактивном режиме с применением технологии критического мышления состоит из 3 этапов :
1 этап «вызов»
2 этап «Осмысление»
3 этап Рефлексия.
Вызов. На стадии вызова с помощью различных приемов необходимо рассказать своими словами о том, что ученики знают, всему классу: эти знания могут стать базой для усвоения новых знаний. На этом этапе целесообразно использование таких приемов как :
Парная мозговая атака.
Групповая мозговая атака. Ключевые термины.
Свободное письменное задание.
Таблица «З-Х-У».
Плюс-минус-вопрос.
Верные и неверные утверждения
Корзина идей
Кластер
Ключевые термины
Осмысление. На стадии осмысления обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Эту работу помогают организовать такие приемы как :
Инсерт-система маркировки текста.
«Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица.
Чтение с остановками.
Бортовые журналы.
Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
« Дерево предсказаний».
«Шесть шляп мышления».
Приём «Кубик»
«Двухчастный и трехчастный дневник»
Рефлексия. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о том, что они узнали на уроке, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися ,знакомство и учет с различных точек зрения, аргументированная защита своего мнения-все это можно организовать применяя такие приемы развития критического мышления как:
Синквейн
Эссе
Дискуссия
Круглый стол
«РАФТ»
Успешность обучения младших школьников напрямую зависит от наличия устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. А организация интерактивного обучения обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания , поддерживая на высоком уровне учебную мотивацию и познавательную активность., что способствует более успешному усвоению изучаемого материала, вызывают интерес к самостоятельному познанию нового, формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции. И наконец вселяет уверенность в наших учеников, что способствует воспитанию УСПЕШНОГО ученика – который сможет жить, учиться, работать в современном информационном обществе.
Использованная литература:
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс.
Книга 2. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. – 318с
Загашев И. О., Заир-Бек С. И. - СПб: Альянс «Дельта», 2003. - 284с.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо:
стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных
педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.
Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена 2001, № 4
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный
статус//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003.
С. 97-110.
Темпл, Ч. Как учатся дети: свод основ / Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил //
Пособие, -М., Изд-во ин-та «Открытое общество», 2002.- 105 с.
Федотовская Е.И. К проблеме развития навыков критического мышления // «Текст. Восприятие, информация,
интерпретация». Сб. докладов I Международной научной конференции
Российского нового университета. - Москва, 2003. - с.279 – 283с.
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000, 512с.