Интересные игры для уроков музыки в начальных классах

Подготовила учитель музыки
МБОУ СОШ №11
х.Шевченко
Тлехуч Бэлла Чатибовна
Интервалы в звукоподражательных и музыкально-речевых интонациях
Развиваем интервальный слух и ассоциативное мышление при восприятии интервалов, обучаем элементарной импровизации.
Объясните детям, что расстояние между звуками по высоте называют интервалом. Все интервалы обозначаются порядковыми числительными и называются по-латински: 1 — прима (оба звука на одной высоте), 2 — секунда (звуки на смежных ступенях), 3 — терция (звуки охватывают три ступени), 4 — кварта (четыре ступени), далее идут квинта (5), секста (6), септима (7), октава (8). По составу тонов интервалы различаются на большие и малые.
Прима (чистая) и секунда (большая и малая)
Танцуй и пой вместе со мной
Выучите песню-танец «Интервалы» . Встаньте вместе с детьми в круг, — пусть дети повторяют за вами слова и танцевальные движения: «Примой потопали», — все топают на месте в ритме музыки; «Секундой зашагали», — шагают по кругу друг за другом по кругу; «Терцией попрыгали», — перепрыгивают с одной ноги на другую, из стороны в сторону; «Квартой поскакали», — поскакали прямым галопом друг за другом по кругу.
Игры из серии: Угадай ка
Что услышал я в лесу?
Спойте песню-загадку, в которой дети должны отгадать образ и интервал. Отгадку спойте хором.
Пой вместе со мной
Осваивайте интервалы примы и секунды в песнях: народные прибаутки «Андрей-воробей», «Тетка богатка», «Сорока-сорока», «Дон-дон».
Дирижируй хором
Тот же репертуар исполните в музыкально-ролевой игре «Дирижер и хор».
Дирижируй оркестром
Спойте тот же репертуар в сопровождении детских музыкальных инструментов (деревянных ложек, трещоток, треугольника или колокольчиков). Дирижер — один из детей.
Игры из серии: Загадай ка
Что услышал ты в лесу?
Спойте вопрос «Что услышал ты в лесу?» и жестом предложите одному из детей ответить вокальной импровизацией-звукоподражанием на любом интервале, например «кап-кап» или «чирик».
На что похожа музыка?
Сыграйте детям «Быстрый ручеек» Ф. Бейера . Обсудите с ними, на что похожа музыка, какими средствами композитор создал образ ручейка?
Сочини свою музыку
Предложите детям сочинить музыку на любом из музыкальных инструментов с фиксированной высотой звука, используя интервалы примы и секунды.
Сочини песенку
Помогите детям сочинить мелодию к стихам А. Барто, используя интервалы:
прима - стихотворение «Самолет»,
секунда большая -«Флажок», «Бычок»),
секунда малая («Мишка», «Зайка», «Мячик»).
Играем с песнями.
Музыкальные конкурсы к празднику.
К любому празднику всегда необходимы музыкальные конкурсы, музыкальные загадки.Мы поем на всех праздниках мелодичные, веселые, заводные песни.Песни - обязательный номер любого праздника. А как же можно использовать песни в конкурсах? Здесь предлагаются варианты музыкальных конкурсов с использованием песни. Можно провести игру по образцу известных музыкальных телепередач: «Два рояля», «Угадай мелодию», «Песни со звёздами»
Можно просто предложить весёлые задания - конкурсы, где детям нужно будет продемонстрировать знания песен и заработать приз или очки для команды.
ЗАДАНИЯ
1. Вспомни песню: спеть из любой новогодней песни куплет, начинающийся на загаданную ведущим букву.
2. Допой песню: предложить строку из песни, а ребята поют куплет.
3. Угадай песню: описать в нескольких словах в юмористическом тоне содержание песни, а соревнующиеся называют песню.
4. Загадай песню: ребёнок загадывает песню, а отгадывающие задают ему вопросы , учитывая, что ответ будет только «да» или «нет», называют или поют «неизвестную» песню.
5. Сложи песню: участники получают листочки со строчками текстов нескольких песен и отбирают указанную ведущим песню.
6. Узнай песню: предложите смешные рисунки - загадки, на которых будет отражено общее содержание песни, возможен вариант с ребусом, в котором зашифрована строка из песни.
7. Нарисуй песню: один из ребят должен нарисовать содержание заданной песни так, чтобы члены его команды смогли её отгадать.
8. Восстанови песню: детям вручается лист, на котором написана песня с пропуском некоторых слов. Восстановить песню можно по памяти, можно выбрать нужные слова из написанных на листочках, а можно предложить выбрать картинку с подходящим изображением.
9. Исправь песню: на листе написана песня с ошибками: переставлены или заменены слова, поменяны местами строчки или куплеты. Кто быстрее исправит?
10. Покажи песню: в этом конкурсе потребуется актёрское мастерство, чтобы при помощи жестов, мимики и подручных материалов исполнить заданную песню молча. Возможно командное исполнение.
11. Расскажи песню: передай содержание песни своими словами. Наиболее удачный ответ -тот, который всех рассмешил.
12. Назови строчку из песни: используется «перевёрнутая» фраза, а именно: подбираются слова - антонимы к строчке из известной песни, чтобы отгадать, нужно ребятам тоже подобрать нужные антонимы (в поле умер дуб - в лесу родилась ёлочка).
13. Спой песню: при помощи жеребьёвки определяются песни и участники, которые должны спеть под фонограмму или караоке выбранную песню.
14. Перепой соперников : команда поёт хором один куплет выбранной по желанию песни, потом считает хором до трёх и соперники должны начать петь один куплет другой песни, а затем передать эстафету. Кто после счёта не сможет начать пение или повторит уже звучавшую песню - проиграл.
15. Напой песню: по очереди вытаскивать предметы из черного ящика или мешка и напевать куплет, где «попадался» этот предмет (игрушка или картинка волка, зайца, мыши, лошадки, старичка и т.д.)
Кошки-мышки
Развивайте у детей реакцию на смену музыкального темпа путем перевоплощения в разные образы в соответствии с темповыми изменениями.
Репертуар: «Васька-кот» Г. Лобачева — Н. Френкель и «Хватай-держи» Р. Паулса — В. Степанова
Ход игры под песню «Васька-кот»: дети ходят по кругу, имитируя движениями кошачий шаг, а под быструю музыку — бегают как мышки.
Танцуем под музыку
В танцевальной импровизации приучайте детей отражать смену темпа музыки. Репертуар: русские народные песни «Калинка», «Как под яблонькой».
Поезд
Поиграйте с детьми в «Поезд» с целью научить их в шаге отражать ускорение и замедление темпа музыки. Репертуар: «Ускоряя и замедляя» Т. Ломовой
К теме: Темп
Простейшие ритмы в речи и в музыке
Спой свое имя
Покажите детям, как можно интересно ритмизовать имена в соответствии с простейшими ритмическими формулами, например:
Ка-тя, Ка-тенька, Катень-ка.

Варьируйте имя каждого ребенка — пусть все дети повторяют эти ритмические варианты, отхлопывая ритмический рисунок в ладоши и произнося имена нараспев.
Угадай имя
Учите детей находить слова к ритмам. Прохлопайте в ладоши один из знакомых вариантов ритмизации имен — дети на примере любого имени угадывают и произносят этот вариант, например:
Аня, А-нечка, Анеч-ка, Анюта
Повтори ритм
Развивайте ритмическую память детей: воспроизводите на ударном инструменте простейшие ритмы, пусть дети отхлопывают их в ладоши.
Хор часов
Попробуйте изобразить одновременный ход больших и маленьких часов в речевом ритмизованном двухголосии. Для этого детей разделите на две группы. Первая группа произносит низким голосом «бом-бом» (четвертными длительностями), а вторая — высоким голосом «тики-тики» (восьмыми длительностями).
Пример:

Игры к теме: " Длительности"
ПРОГУЛКА
1, Нарисуйте одну дорожку с четвертными длительностями, другую — с восьмыми.

2. Ребенок делает равномерные шаги и произносит слоги: «та», «та»; один — на каждый шаг. Можно одновременно хлопать в ладоши. Родители в этот момент хлопают ритм восьмыми и произносят короткие слоги «ти», по два на каждый шаг ребенка.
3. Попробуйте поочередно вместе варьировать сочетание длительностей.
4. Если ребенок освоил счет, можно то же задание выполнить со счетом.


ПЕТУШОК
Напомните ребенку, что звуки бывают высокие и низкие, но они при этом бывают также долгими и короткими. Сигнал автомобиля может быть протяжным:
Но автомобиль может давать и короткие сигналы:
И в песнях бывают короткие и долгие звуки. Спойте ребенку знакомую песенку «Петушок».
Во время пения покажите жестом восьмые длительности коротким движением руки вправо, а четверти более длинным движением тоже вправо.

тихи к урокам музыки
Какого цвета ноты
Какого цвета нота до?
Ей больше всех идет бордо.
В бордовом платьице она
Всем больше во сто крат слышна.
У нотки Ре наряд речной,
Он синевато-голубой.
Журчит она, как ручеек,
То низок тон, а то высок.
У ноты ми вуаль полей,
Зеленый цвет сверкает в ней.
Ми как волшебная волна,
Несет всем людям мир она.
Фа обожает фиолет,
Заката солнечного цвет.
Жаль только, фа слегка грустна,
Но любит погрустить она.
Соль словно солнца яркий луч,
Который светит из-за туч.
В наряде желто-золотом
Приносит нотка радость в дом.
А нотка ласковая ля
Как разноцветная земля.
В ней красочный букет полей,
Нет нотки этой красивей.






• Нарисуйте нотки в нарядах, описанных в стихотворении.
• С какими цветами у вас ассоциируется звучание разных нот?
• Знаете ли вы художников, которые рисовали музыкальные картины?
• Включаем музыку. Дети должны нарисовать эту музыку
теми красками, с которыми эта музыка у них ассоциируется.

Си — неба синего краса,
В ее наряде небеса,
В ее звучании полет,
В высь нотка эта нас зовет.
Все нотки — жители страны,
Где звуки с красками дружны.
В стране неповторимой этой
Любого встретит море света.

Песня нотки позвала
Песня над землей звучала
Без конца и без начала.
«Принимайтесь за дела!» —
Нотки песня позвала.
Принялись послушно ноты
За волшебную работу.
Стали песенку писать
Быстро в нотную тетрадь.
Песня в ноты превратилась,
Рассмеялась, оживилась,
И пропела звонко нотам:
«Всем спасибо за работу!»
Вопросы и задания

• Где живут нотки? Нарисуйте домик для ноток.
• Нарисуйте нотки в виде забавных человечков, которые карандашами записывают песню в нотную тетрадь.
• Почему у ноток волшебная работа?
• Нарисуйте песню в виде красивой девушки в одежде из ноток.
• Как вы думаете, что песня подарила ноткам в благодарность за работу?
• Придумайте сказку о том, как однажды нотки потерялись и не вышли на работу.
Вечером мальчик долго не мог заснуть. Уже давно спало солнышко, и спала вся Земля. Не спали только звезды. Они звенели в вышине. Мальчику очень хотелось поймать песенку звезд, но звезды были слишком высоко.
— Музыка, помоги мне поймать песню звезд, — попросил мальчик.
Звезды запели громче, и с небес спустилась фея. В ее бездонных глазах сверкали звезды. Ее солнечные локоны блестели, как песня солнышка. Ее платье, сотканное из хрустальных капель воды, журчало голосом ручьев и рек. При взмахе ее радужных воздушных крыльев звучала песня радуги.
— Я фея Музыки, малыш. Я подарила тебе чудесный дар — слышать Музыку.
Люди очень редко получают от меня этот небесный дар. Но вижу, тебе этого мало.
— Спасибо за твой волшебный подарок, Музыка, —вежливо поблагодарил мальчик.
— Мне жаль, что другие люди не получили от тебя такого подарка. Если я поймаю твои
песенки, все смогут услышать их.
— Это достойная цель, — засмеялась фея Музыки. — На самом деле все просто. Что делают люди, чтобы сохранить свои слова?
— Они их записывают, — ответил мальчик.
— Правильно, нужно научиться записывать музыку. Тебе помогут в этом деле семь моих дочек ноток и нотная тетрадь.
Фея Музыки взмахнула одним радужным крылом, и перед мальчиком появилась тетрадка, в которой все страницы были разлинованы пятью линеечками.
— Это нотная тетрадь, а пять линеечек — это дом для ноток, нотный стан, — объяснила фея Музыки и взмахнула другим крылом. Оттуда вылетели семь ноток. Они кружились
в воздухе, превращаясь то в золотые искорки, то в хрустальные капельки. Потом нотки превратились в овальчики, прыгнули в нотную тетрадь и уселись там на линеечках.
Как мальчик познакомился с нотками


— Меня зовут
нотка До, — пропела самая нижняя нотка. — Я люблю дирижировать.


— Позвольте представиться, нотка Ре
— Я обожаю петь романсы.
запела более тонким голосом нотка, сидящая повыше, чем нота До.
Пропела следующая нотка еще более высоким голосом и умолкла, удобнее устраиваясь на своей первой линеечке.



— Я,нотка Фа, люблю фантазировать.
— Я Соль,
я хочу быть солисткой.
— А я Ля, я очень ласковая и люблю летать.
— Я нота Си, мечтаю играть симфонию.
Выглянула со своего уютного места между первой и второй линеечкой нотка ФА
Заявила нота Соль и устроилась в гордом одиночестве на второй ступеньке
— Ми — милая минорная нотка,
Чем выше на линеечках сидели нотки, тем тоньше звучали их голоса.