СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция искусств в реализации программ эстетической направленности.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Желание максимально окунуть детей в мир искусства приводит к необходимости выхода за рамки предмета. Это возможно через использование методов, не типичных для традиционного урока, например, элементов театрализации.

Просмотр содержимого документа
«Интеграция искусств в реализации программ эстетической направленности.»

4


Интеграция искусств в реализации программ эстетической направленности.

Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.

Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется у ребенка с раннего детства. Самый «эмоциональный» вид искусства – музыка. Если ребенок учится различать настроения и их смену в музыке, он пополняет свои представления о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Словарь детей обогащается словами-образами, выражающими оттенки настроений. Эмоциональное развитие тесно связано с развитием мышления, воображения, творческих способностей и влияет на общее развитие ребенка и личностное его становление. Желание максимально окунуть детей в мир искусства приводит к необходимости выхода за рамки предмета. Это возможно через использование методов, не типичных для традиционного урока, например, элементов театрализации.

В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности. Театрализация оказывает влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализации создается атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

Театрализация включает в себя:

- восприятие музыки;

- песенно-игровое творчество;

- пластическое интонирование;

- инструментальное музицирование;

- художественное слово;

Для воплощения интеграции музыки и театра необходимо строить урок на основе

  • принципа целостного представления об искусстве с привлечением его различных видов;

  • принципа ассоциативного сравнения;

  • принципа свободы творчества;

  • принципа межпредметных и метапредметных связей.

Приёмы использования театрализации

Театрализованная игра

Сценка

Персонификация - реально живший исторический персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.). В 5-7 классах возможно провести интервью с композитором. Заранее дать задание подготовить вопросы какие бы они задали композитору, произведение которого будет прослушенно на следующем уроке.

Примеры использования приёмов театрализации

Игра «Мы не скажем, а покажем»

Цель: учить различать музыку разного характера, темпа, прививать навыки характеристики музыкального произведения.

Ход игры:

Учитель предлагает учащимся надеть шапочки-маски лесных животных и погулять на воображаемой поляне.

«Здесь живут зайцы, а что они делают, вы изобразите и расскажите сами после того, как прослушаете музыкальные фрагменты», - объясняет условия игры учитель.

Звучит спокойная, весёлая, быстрая, медленная мелодия. Дети показывают действия воображаемых зайцев через танец, пластику, мимику.

«Теремок»

Цель: учить детей различать музыкальные фрагменты и соотносить их с образами героев сказки.

Ход игры:

Учитель предлагает учащимся надеть шапочки-маски героев сказки (дети выбирают героев себе сами). Они учатся показывать характер сказочного героя интонацией голоса, движениями.

Стоит в поле теремок – теремок он ни низок не высок не высок

Вот по полю – полю мышка(лягушка, зайчик и т.д.) бежит увидала теремок и стучит!

1 класс «Пришло Рождество, начинается торжество».

Цель урока: Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать практические навыки слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений; формировать певческий голос и выразительность движений.

В конце урока заходят девочки в русских народных костюмах (участницы фольклорной группы) впереди идет девочка, которая несет укрепленную на шесте звезду. Все поют коляду.

Ходила коляда накануне Рождества.

Искала коляда да боярского двора.

На семи столбах, на семи дворах.

А хозяин-то в дому, что соколик в терему.

А хозяйка-то я дому, что оладушка в меду.

Ее детушки, что конфетушки.


Девочки разыгрывают небольшую сценку с исполнением колядок, обходя класс, вовлекают в круг учеников 1 класса.

Мы уж ходили, мы искали госпожи двор, Марьюшкин, Настеньки и т.д. двор.

Дозволь, хозяйка, коляду петь?

Дозволь хозяйка с праздником поздравить! (Поют колядку)

ВСЕ: Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!
На телят, на жеребят, и на маленьких ребят!
Кабы нам колядок на недель десяток.

Коляда, коляда ходила по дворам.

2 класс Проводы зимы. Встреча весны.

Цель урока – познакомиться с историей  и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки  и поговорки.

Заранее на уроке технологии вместе с учителем сделано чучело Масленицы, учащиеся принесли блины. И урок музыки стал уроком праздником.


Класс: 5 Тема урока: «Небесное и земное в звуках и красках»

Цель урока: Раскрыть образ Девы Марии, как образ матери в различных видах искусства. Показать отношение композиторов и художников к духовным образам искусства.

Введение в тему урока: Театрализация на фоне музыки Баха – Гуно Аве Мария представляет собой диалог Марии с ангелом и комментариями рассказчика.

Заранее подготавливаю детей на роль Марии, ангела и рассказчика. Готовим атрибуты и урок начинается как мини-спектакль.

Рассказчик: - Две тысячи лет назад, во времена правления римского императора Августа, Назарет был маленьким селением. В одном из белых домиков, похожем на те, что сейчас разбросаны по Назаретским склонам, жила юная гамелеянка по имени Мария. Родители Марии умерли рано. В три года девочку отдали в Иерусалимский храм. Мария растет и воспитывается в храме, служа его святыням, и занимаясь рукоделием. Однажды Мария сидела погруженная в глубокие размышления, перед ней лежала книга пророка Исайя, где говорилось о рождении Мессии.

Мария: Кто бы не была эта счастливая женщина, которой суждено стать Его Матерью, Я готова быть у Нее последней из служанок.

Рассказчик: Внезапно бедная женщина озарилась ослепительным светом и Мария услышала голос небесного вестника - Ангела.

Ангел: Радуйся Благодатная! Господь с Тобой! Благословенная Ты между женами!

Рассказчик: В трепете страхе Мария Молчала.

Ангел: Не бойся Мария!

Ибо ты обрела благодать у Бога!

Ты родишь Сына и наречешь Его Иисус!

Он будет великим и Сыном Всевышнего назван!»

И Царству Его не будет конца!

Рассказчик: Смутилась Пречистая. Ведь Она не имела мужа и не хотела принадлежать никому, кроме Бога, но Вестник сказал Ей, что чудесное дитя, которое родится у нее, не будет иметь земного отца в знак того, что явление Его и есть пришествие сына Божья.

Учитель: Этот великий день в жизни Девы Марии и в истории всего мира церковь вспоминает как праздник Благовещения.

Рассказчик: В то время император Август приказал провести перепись населения в стране. В Вифлием по случаю переписи стеклось много народа, все гостиницы были полны, и усталым путникам не нашлось места.

Тем временем пришел час Марии родить ребенка. Тогда один человек сжалился над молодой женщиной и предложил Ей и Иосифу остаться в пещере, куда он загонял овец и коз.

Эта было самая великая ночь в истории рода человеческого.

Постановка учебной задачи: О чём пойдет речь на уроке?

Что вы знаете о Деве Марии? Какие произведения искусства посвящены её образу?

5 класс Второе путешествие в музыкальный театр.

Цель: Сформировать представления о музыкально-сценическом жанре – балет.

Вспоминаем литературное произведение лежащие в основе балета «Золушка». Характеризуем героев балета.

- Как музыка балета передаёт характер героев балетного спектакля?

- Через танец, пластику движения, жесты. Танец – это средство выражения чувств героев.

- Нескольким ученикам предлагается передать образ одного из героев – застыть в позе Золушки, принца, мачехи, феи. Остальные ученики по выразительности позы, мимике должны угадать, кого именно изображают герои. Какой должна быть музыка, изображающая героя? Далее выстраивается драматургия балета.


Таким образом, став участниками небольших театральных представлений у учащихся формируется опыт социальных навыков поведения.

Включаясь эмоционально в события, сопереживая героям, испытывая к ним симпатию, ученик ощущает огромный душевный подъем. Это увеличивает у него способность познавать и оценивать мир, дарит чувство сопричастности, формирует положительную установку на мир и на себя. И конечно музыкальное произведение, услышанное или спетое на необычном уроке, останется надолго в памяти учащегося.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!