Интегрированный урок по русскому языку и математике в 6 классе
Тема: «Дробные числительные»
Цели по русскому языку: 1. Знать разряды количественных числительных по значению.
2.Уметь склонять целые и дробные числительные.
3.Повысить культуру речи учащихся – привить учащимся навык
правильного употребления числительных в речи.
Цели по математике: 1. Знать понятие «пропорция», основное свойство пропорции.
2. Уметь выполнять действия с дробями, переводить
предложения на «математический язык».
3. Развивать математическую речь учащихся, вычислительные
навыки учащихся.
Оборудование: 1.Компьютер.
2.Мультимедиапроектор.
3.Интерактивная доска.
4.Таблица склонений числительных.
5. «Словарные слова» в рисунках учащихся.
Ход урока : I.Организационный момент (объявляются цели и задачи урока)
II. Проверка домашнего задания:
1. Словарная диктовка (подготовка к контрольному словарному диктанту)
- Одиннадцать Вывешиваются рисунки на словарные слова
- Девяносто
- Триста
- Четыреста
- Миллион
- Миллиард
2. Повторение разрядов количественных числительных:
а) целые числа, собирательные, дробные;
б)
с
|
ц
|
ц
|
ц
|
д
|
ц
|
д
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1. Семеро одного не ждут.
2. Один в поле не воин.
3. У февраля два друга - метель да вьюга.
4. Весна да осень – на дню погод восемь.
5. Три четверти пути осталось нам пройти.
6. Первый снег выпадает за сорок дней до зимы.
7. Одну пятую пути мы с тобой уже прошли.
III. Повторение склонения числительных, обозначающих целые числа.
1. - Как склоняются числительные от 5 до 20, и числительное 30? (Как существительные 3-его склонения женского рода)
И. степь семь
Р. степи семи
Д. степи семи
В. степь семь
Т. степью семью
П. о степи о семи
- № 360 (стр. 145) устно. (чётко и правильно проговорим окончания числительных)
2. Работа по таблице ( или учебник стр.147)
а) Склонение числительных от 50 – 80 (устно)
- Как склоняются сложные числительные от 50 до 80 и от 200 до 900? (склоняются обе части)
- Устно просклонять любое сложное числительное.
б) Склонение составных числительных.
- Как склоняются составные количественные числительные, обозначающие целое число? (склоняются все слова, из которых оно состоит)
- И. семьсот шестьдесят восемь метров
Р. семьсот шестидесяти восьми метров
Д. семистам шестидесяти восьми метрам
В. семьсот шестьдесят восемь метров
Т. семьюстами шестьюдесятью восемью метрами
П. о семистах шестидесяти восьми метрах
IV. Знакомство с новой темой «Дробные числительные». Чтение § 64 (стр.148).
1. Беседа по прочитанному: - Дробное числительное обычно состоит из 2-х частей.
- Как называется первая часть? (числитель дроби)
- Как называется вторая часть? (знаменатель дроби)
- Как вы думаете, как изменяются дробные числительные при склонении? (изменяются обе части:
а) первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число,
б) вторая часть – как прилагательное во множественном числе:
2. И. две седьмых центнера
Р. двух седьмых центнера
Д. к двум седьмым центнера
В. две седьмых центнера
Т. двумя седьмыми центнера
П. о двух седьмых центнера
V. Домашнее задание по русскому языку: подобрать загадки, где бы встречались имена числительные.
VI. Физминутка (встаём – садимся). Дети встают по очереди, называют названия кинофильмов, разных произведений, где бы встречались имена числительные.
V. Вступительное слово учителя математики.
Учитель математики: - В мире существует около 2000 различных языков, с помощью которых люди передают друг другу разнообразные сведения, выражают свои мысли и чувства,т .е обмениваются информацией. Это естественные языки. По мере изучения математики вы постепенно знакомитесь с математическим языком. Он относится к искусственным языкам, но неразрывно связан с русским языком. Поэтому на математике вы не только учитесь считать, решать, но и развиваете свою речь.
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен,
Ты и с числительным будь дружен.
Задания: (выводится ч\з мультимедийный проектор на доску)
№1.
Здесь даны пропорции. Что такое пропорция? Что выполняется для верных пропорций? Как читается основное свойство дроби? (дети отвечают)
Прочитать пропорции:
а) 4 : 3
= 36 : 26; г)
=
;
б) 3 : 7,5 = 2 : 6 ; д) 3 : 2 = 5 : 1,3;
в)
=
; е)
=
.
№2.
Перевести с русского языка на математический и вычислить:
а) К восьми целым трём десятым прибавить семь десятых.
б) Из пятидесяти целых семи десятых вычесть три целых три десятых.
в) Одна целая одна вторая в квадрате.
г ) Найти произведение двух тринадцатых и одной второй.
д) Вычислить частное трёх целых двух третьих и одной третьей.
Е) Записать отношение двух третьих к трём пятым.
Проверка правильности записи примеров (ответы проецируются на интерактивную доску).
а) 8,3 +0,7 б) 50,7 – 3,3 в) (1
)2 г)
?
д) 3
:
е)
: 
Дети решают. Ответы к примерам записывают на интерактивной доске.
а) 8,3 +0,7 =9 б) 50,7 – 3,3 = 47,4 в) (1
)2 =(
)2 = = 2
г)
?
=
д) 3
:
=
=11 е)
: 
=
=
= 3
Подведение итогов занятия по математике. Выставление оценок.
VI.Общее подведение урока. Обобщение.
Учитель русского языка: - Как вы уже поняли, имя числительное – важная часть урока речи. Вы не только должны уметь хорошо и правильно решать примеры, но и правильно употреблять числительные в речи – это важный показатель культуры речи в самом широком смысле слова!