СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок в 5 классе "Математика в жизни А.С. Пушкина"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок в 5 классе

«Математика и литература. Творчество А.С Пушкина»

Цели:

Образовательная: 

1. Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и сказках А.С.Пушкина с помощью работы с различными источниками информации.

2.Обобщение знаний учащихся об умножении и делении натуральных чисел; закрепление навыка составления и решения уравнений.

  • развитие познавательного интереса, логического мышления. Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.
  • воспитание трудолюбия, аккуратности, воспитание и развитие коммуникативной культуры. Повышать ответственность не только за собственные знание, но и за успехи всего коллектива. Воспитывать у учащихся любознательность, чувства национальной гордости и патриотизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок в 5 классе "Математика в жизни А.С. Пушкина"»

Интегрированный урок в 5 классе

«Математика и литература. Творчество А.С Пушкина»

Цели:

Образовательная:

1. Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и сказках А.С.Пушкина с помощью работы с различными источниками информации.

2.Обобщение знаний учащихся об умножении и делении натуральных чисел; закрепление навыка составления и решения уравнений.

Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления. Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.

Воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности, воспитание и развитие коммуникативной культуры. Повышать ответственность не только за собственные знание, но и за успехи всего коллектива. Воспитывать у учащихся любознательность, чувства национальной гордости и патриотизма.



























Ход урока

Организационный момент:

Приветствие. Объявление цели урока.

Учитель :

Сегодня необычный урок. Жизнь и творчество А.С.Пушкина можно изучать всю жизнь. Где мы берём информацию? Из книг, из учебников, из энциклопедий, из Интернета и многое другое. С творчеством великого русского поэта мы знакомимся ещё в раннем детстве, его сказки - это первое, что рассказывают нам мамы. Учась в начальной школе, вы расширили знания произведений Александра Сергеевича. В 5 классе мы подробно поговорили о детских годах Пушкина, о его учёбе в Царскосельском Лицее, и, конечно, раскрыли особенности его сказок. На сегодняшнем уроке мы постараемся подвести итог изучению творчества А.С.Пушкина в 5 классе. Как же связано творчество Пушкина с математикой?

Учитель математики:

Хорошо известно, что А.С.Пушкину математика не давалась с детства, и поэтому он её не любил. По словам сестры А. Пушкина О.С. Павлишевой «арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами». А мы с вами уже знакомы со всеми арифметическими действиями. Сегодня мы посмотрим, как вы с ними справляетесь. Будьте внимательны, каждый раз ответ, полученный вами, имеет определённое отношение к А.С.Пушкину. Мы с вами знаем, что Пушкин много путешествовал. Вычислите, какое расстояние преодолел, чтобы попасть из Петербурга на отдых в Пятигорск.

Задача №1:

Из Петербурга в Пятигорск выехал экипаж, в час экипаж проезжал 44 версты. Первый день они были в пути 8 часов. Во второй день проехали в 2 раза больше, чем в первый, после чего осталось проехать ещё 743 версты. Какое расстояние преодолел экипаж?

Ответ: 1799. Как связано это число с А.С.Пушкиным? Год рождения. А какого числа?

Слово предоставляется группе ребят с информацией о детстве поэта.



3. Составить уравнение и решить. (Решает ученик на закрытой доске)

Задуманное число уменьшили на 604, затем уменьшили в 10 раз и получили 121.

Найдите задуманное число.

Учитель математики: проверка выполнения задания на доске =1814 – год написания стихотворения «Воспоминания о Царском Селе», с которым он выступал на экзамене.

читает отрывок из стихотворения.

Выступление ребят.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года на одной из улочек Москвы, в Немецкой слободе. Отец его был отставной майор, Сергей Львович Пушкин был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в чинах и службе. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений. Интересна родословная Александра Сергеевича по материнской линии. Потомок знаменитого африканского рода, полководец Ганнибал Абрам Петрович, прадед Александра Сергеевича ещё в глубокой старости среди наших северных снегов с умилением вспоминал о своей знойной Африке. Их – чернокожих сыновей – принцев, а было их ни более, не менее, как 19 человек. Когда Ибрагиму было 8 лет, напали на лагерь чернокожих белые люди. Кого перебили, кого увели в неволю. В числе последних был и маленький Ибрагим. Его продали одному султану. Происходя из царских кровей, он поражал своей благородной осанкой, и наш русский посланник при турецком дворе перекупил его у султана, отослав в Петербург в подарок государю Петру Великому. За природную сметливость и редкий ум Ибрагим полюбился царю. От самого царя Абрам Петрович, как его стали назвать в России, научился грамоте, письму и арифметике. Впоследствии Абрам Петрович стал капитан-лейтенантом царского Преображенского полка. Дожив до 92 лет, он умер генерал - офицером и Андреевским кавалером, уважаемым всеми, в том числе и правнуком Александром Сергеевичем.

Любимцем матери был младший сын Лёвушка. Это обстоятельство ещё больше объединяло сестру Ольгу и брата Александра. Домашнее образование дети получили хорошее, учились рисованию, музыке, не говоря уже о французском языке. Общим любимым развлечением был домашний театр, где в роли драматурга выступал юный Александр, а критиком – Ольга. Разлука с братом, уехавшим с дядюшкой из Москвы, продолжалась 3 года. В 1814 г. семейство Пушкина переселилось в Петербург, и Ольга получила возможность хоть и нечасто навещать брата в Царском Селе.

Учитель дополнительно сообщает ученикам:

Интересные факты: Юрий Долгорукий – основатель Москвы был предком Пушкина в 22 колене. Их памятники стоят в Москве, разделённые всего тремя кварталами улицы Тверской. Александр Невский – предок Пушкина по прямой линии. Пушкин – сын семи святых российских по прямой линии. Рюрик – прямой потомок Пушкина в 31 колене. Таким образом, Пушкин – это мы, вся Россия и вся земля. Так считают исследователи Пушкинского творчества.

Под гербовой моей печатью

Я кипу грамот схоронил

И не якшаюсь с новой знатью,

И крови спесь угомонил.

Я грамотей и стихотворец,

Я просто Пушкин…»Моя родословная»



Учитель математики:

Лицейский друг Пушкина И.И. Пущин вспоминал впоследствии, что «…все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и всё писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!»…»Хорошо у вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи».

Я предлагаю каждой команде решить по одному уравнению и доказать, что в математике не всё заканчивается нулём!

2. Решите уравнение:

6 х – 49 = 65 95 – 650 : х = 30 (2579 – х) : 4 = 192

(представитель каждой группы решает у доски)

Ответы: 19. 10. 1811 – дата открытия лицея.



В 1810 году в Царском селе под Петербургом было основано привилегированное закрытое учебное заведение для подготовки высших государственных служащих. Император Александр 1 прекрасно понимал, что без правильного, регулярного образования, без должного просвещения дворян ни о каких реформах не может быть и речи. Для того чтобы быстро получить требуемые кадры, с младых ногтей воспитанные в должном духе, и был организован лицей, получивший права высшего учебного заведения, хотя он и обучал 10-12 летних студентов.

В Лицее изучались науки: нравственные (закон Божий, этика, логика,, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая и языки); исторические (российская и всеобщая история, физическая география); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

19 октября 1811 года состоялась торжественное открытие Лицея. В актовом зале у стола стояли первые воспитанники Лицея – тридцать мальчиков в синих одинаковых мундирчиках, в белых брюках, в высоких сапожках, тут же гости, преподаватели…Говорили речи потом мальчиков вызывали по списку, знакомились с ними.

Вставали по звонку в 6 часов – одевались – шли на молитву в зал. Утреннюю и вечернюю молитву читали вслух по очереди. От 7 до 9 часов – класс. В 9 – чай, прогулка до 10, от 10 до 12 – класс, от 12 до часу прогулка, в час обед. От 2 до 3 или чистописание, или рисование. От 3 до 5 – класс. В 5 часов чай, до 6 прогулка, потом повторение уроков или вспомогательный класс. По средам и субботам танцеванье или фехтование. Каждую субботу – баня. В половине 9 вечера – звонок к ужину. После ужина до 10 свободное время. В 10 – вечерняя молитва – сон.

Учитель математики:

А сейчас вам предстоит поработать в группах. Необходимо расшифровать строки А.С. Пушкина. Задание нужно сделать быстро, для этого необходимо правильно распределить работу. Учащиеся все вместе решают примеры, находят ответ и соответствующую ему букву.



4. Реши примеры и прочитай выражение.

19 +7 ×80÷10=

ж

(600÷5-72) ÷8×60=

р

(52÷13+7)×3=

з

(90-450 ÷9) ÷8×6=

т

(12-5)×8÷1=

е

200÷((21×7+13) ÷40)=

л

81÷(36÷4)+45=

п

((420 ÷7 ×9 – 50) ÷70) ×6=

ь

40×8÷2÷5=

ч

32-(70 ×9 - 390) ÷ 60=

о

(7×4-27÷3)×2=

а

32+34+36+38=

и

(60-360÷60)÷2=

э

7×15 + 7×85=

с

(704 ÷704 +0 ×51) ÷1=

м

18×(6×8-12×4) =

я

5000÷100÷25+18=

к

4×56×25=

д





32

30

28

33

38










54

360

56

50

56

700

30

42




27

30

140









700

20

38

33

20

140









20

38

75

5600

38

0







56

700

30

42








54

28

27

1

38



Дополнительный вопрос: «Какие свойства умножения и деления вспомнили?»

Зашифрованы строчки А.С.Пушкина:

«Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма».

Учитель математики:

Мы начали урок с того, что Пушкин не любил математику, но на самом деле, став взрослым, он проявлял интерес к математике. Пушкин издавал журнал «Современник», и не было ни одного номера, в котором бы ни было статьи на математическую тему, так как Пушкин стремился, по его утверждению, «Стать с веком наравне! Даже по отношению к математике. Ведь образованный человек должен быть образован во всём»



Подведение итогов урока. Оценки. Домашнее задание.