СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок в рамках экологического проекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итегрированный урок в рамках школьного экологического проекта "Войди в природу с другом" в з классе. На уроке использованы материалы по русскому языку, математике, оружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок в рамках экологического проекта»

Интегрированный урок

в рамках школьного экологического проекта «Войди в природу другом»

(3 класс 1 полугодие)

Карсакова Светлана Фёдоровна, учитель высшей категории МБОУ СОШ № 49 с углублённым изучением отдельных предметов» города Чебоксары

тел. 8- 909- 305-51-84

электронная почта: karsveta.@mail.ru

Цель: способствовать формированию у учащихся целостного восприятия мира.

Задачи:

1. Способствовать расширению знаний детей.

2. Способствовать коррекции поведения – формировать положительную концепцию поведения.

3. Способствовать воспитанию любви и заботливому отношению к природе.

4. Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся.

Актуализация знаний

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть Вас.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Подтянулись, улыбнулись.

Друг на друга поглядели

И тихонько дружно сели.

Правила поведения на уроке

• Будь вежливым.

• Уважай других.

• Говори чётко, правильно, кратко.

• Не перебивай других.

Работа со словарными словами

«Ничто так не развивает человека, ничто так не возвышает его душу, как общение с природой и наблюдение её великих законов».

Н.Краснов

Что мы с вами сейчас запишем? ( Предложение, цитата)

Цитата - точная, буквальная выдержка из какого- нибудь текста.

• Как влияет на человека природа?

• Оказывается, природа возвышает нашу душу.

Какие изученные словарные слова встретились вам в этом предложении?

человек, природа, закон

Обозначьте в словах орфограммы и запишите однокоренные слова.

Игра « Продолжай, не зевай» (работа в парах)

Ученики читают первую половины пословицы и соединяют её со второй половиной.

Аист на крыше - мало леса - береги, нет леса - посади.

Земля хоть и кормит, мир в доме.

Растение - а нужна ему земная ветка.

Много леса - не губи, прощай птицы.

Не нужна соловью золотая клетка, судьба Родины.

Срубили кусты - но и сама есть просит.

Судьба природы- земли украшение.

Ответы:

Аист на крыше - мир в доме.

Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.

Растение - земли украшение.

Много леса не губи, мало леса- береги, нет леса - посади.

Не нужна соловью - золотая клетка, а нужна ему- земная ветка.

Срубили кусты - прощай птицы.

Судьба природы - судьба Родины.

• О чём эти пословицы и поговорки? ( О природе, о бережном отношении к ней)

• Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

• Правильно, сегодня мы будем говорить с вами об охране природы, о том, как влияет на природу человек.

Природа воспитывает в людях качество, без которого люди не были бы людьми – доброту. Доброту ко всему, что нас окружает: к маленькому жучку и большому медведю.

А давайте задумаемся и представим лес без цветов, птиц и бабочек. Будем ли мы чувствовать себя счастливыми, если не услышим пение соловья, не увидим, как распускается ландыш, не сможем понаблюдать, как ползёт маленькая улитка?

Развитие навыков вычислительной деятельности

Найди значение выражений

Расположи числа в порядке возрастания, и ты прочитаешь слово:

(индивидуальная работа)

О - 94 : 2 + 70 : 14 =

Г - 54 : 6 + 9 ∙8 =

О - 7 ∙ 9 – 8 ∙4 =

Э - 17 ∙ 3 ∙ 0 =

К - 6 ∙ 8 : 4 =

Л - 35 ∙ 2 – 38 : 2 =

ОТВЕТ:

О 94 : 2 + 70 : 14 = 52

Г 54 : 6 + 9 ∙8 = 81

О 7 ∙ 9 – 8 ∙4 = 31

Э 17 ∙ 3 ∙ 0 = 0

К 6 ∙ 8 : 4 = 12

Л 35 ∙ 2 – 38 : 2 = 51

0

12

31

51

52

81

э

к

о

л

о

г


- Какое слово у вас получилось? Кто такой ЭКОЛОГ?

Эколог- это специалист, который изучает состояние воды, почвы и воздуха (части экосистемы). Изучает влияние промышленных отходов на растения, животных и человека, разрабатывает пути сохранения природы и бережного отношения к ней.

Охрана природы всё больше волнует Человечество. Достаточно вспомнить, что без пищи человек может прожить 5 недель, без воды- 5 дней. Без воздуха -5 минут.

Над едой, водой и воздухом, такими ценными для нас, нависла угроза глобального экологического кризиса. Наш природный дом в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда и всё общество будет жить в согласии с природой. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке. То пресная вода занимает всего лишь полстакана. Три капли воды из этого стакана- это вода всех рек и озёр.

Как сберечь воду?

Математические знания могут пригодиться в решении экологических проблем?

Решение задач

Задача 1

Два брата каждый день чистят зубы утром и вечером. Саша набирает воду в стакан. И ему этого хватает, чтобы почистить и прополоскать рот.

Витя чистит зубы 3 минуты при открытом кране. За это время из крана вытекает по 1 литру воды каждую минуту. Во сколько раз больше потратит воды Витя, чем Саша, если 1 литр - это 4 стакана воды?

Решение:

1) 1л *3мин= 3л-воды тратит Витя.

2) 4* 3= 12 стаканов в 3 литрах

3) 12:1= 12 (раз) больше воды тратит Витя, чем Саша.

Ответ: в 12 раз больше воды.

Что нужно сделать Вите, дайте ему совет.

Правила экономии воды

• Закрывать кран, пока чистишь зубы, и пользоваться стаканом для полоскания рта.

• Заменять приём ванны душем.

• Мыть посуду не под текущей водой, а в раковине, закрыв сливное отверстие пробкой.

• Стирать бельё при полной загрузке машины.

• В школе закрывать краны после мытья рук.

Задача 2

Митя нашёл в сосновом бору 36 пластиковых бутылок. Половину найденных бутылок он решил сжечь на костре, а остальные закопать. Сколько бутылок Митя закопал?

Решение:

36:2= 18 (шт) бутылок – закопал.

Ответ: 18 бутылок закопал Митя.

Правильно ли поступил мальчик?

Закопанные бутылки долго не сгниют, сожженные отравят копотью лес. Надо бутылки забирать домой и отправлять в специальный контейнер.

Так, до полного разложения бумаги нужно более 2-х лет; консервной банки – более 90 лет; полиэтиленовому пакетику – 200 лет; стеклу – 1000 лет.




Задача 3

Под корнями сосны заросли мхом 4 консервные банки. Раньше на этом месте росли 36 кустиков земляники. Сейчас осталось в 3 раза меньше чахленьких кустика. Сколько кустиков вымерли и почему?

Решение: 1) 36 : 3=12 (к.) – остались.

2) 36- 12= 24 (к)- вымерли.

Ответ: 24 кустика вымерли.

Почву отравила ржавчина.

Физкультминутка «Дерево» (снятие мышечного тонуса)

Инструкция: Задание выполняем вместе с учителем. Слушаем речь «На полянке росло дерево, всё выше и выше. Вокруг налетел ураганный ветер и стал раскачивать ветки деревьев, но дерево выстояло. Пошёл дождь. Листочки поникли, но ветки деревьев всё равно росли выше. Пришёл человек и срубил дерево, но на пеньке появились новые побеги, из которых потом вырастит новое дерево».

Задача 4

На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько килограммов воздуха требуется для семьи из 5 человек?

Краткая запись к задаче:

3 чел.- 51 кг воздуха

5 чел.-? кг воздуха

______________________

1чел.- ? кг воздуха

1) 51 : 3 = 17(кг) - на одного человека

2) 17 ∙ 5 = 85 (кг) – на 5 чел.

Ответ: Для семьи из 5 человек требуется 85 кг воздуха.

Туристическая задача

1.Вы покидаете временную стоянку на берегу реки. Что вы сделаете с остающимся после себя мусором?

а) выбросите его в реку;

б) оставите, аккуратно сложив, на берегу;

в) соберёте мусор в пакет и выбросите в ближайшую урну.

2.После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Каковы будут ваши действия, когда вы увидите мальков?

а) ничего не станем делать, пусть природа сама разберётся;

б) наловим, чтобы сварить уху;

в) выловим мальков и мелкую рыбу и выпустим их в большую реку.

3.Вам представилась возможность построить дом на речном берегу, покрытом лесом. Что вы сделаете?

А) выберете полянку, находящуюся на расстоянии без широкого вида на реку;

Б) вырубите мешающие строительству деревья;

В) поступите как – то иначе.

4. Катаясь на лодке, вы встречаете много цветущих водных растений. Как вы поступите?

а) просто полюбуюсь их красотой;

б) сорву их и соберу в букет;

в) обязательно сюда вернусь и сфотографирую их.

Закрепление знаний об экологических системах (окружающий мир)

Игра «Назови, кто, где обитает?»

Я буду читать характеристику живому организму, а вы должны угадать, в какой экосистеме и в каких частях живой оболочки – биосферы обитает этот живой организм.

•Бабочки – прекрасные путешественники. В сутки они могут преодолеть расстояние в 100 км. Какова их среда обитания? (Луг, атмосфера).

•«Акула» пресных вод – щука. Прожорливость этих рыб удивляет. Одна щука в неделю может съесть 260 пескарей. Отсюда большая скорость роста (на 2 году 5 кг). Где её дом? (Реки, гидросфера).

•Крот прекрасно существует без света. Глаза, как и уши у него плотно закрыты шерстью, передние лапы мощные, ладонями наружу (похожи на лопаты). Всё приспособлено к определённой среде обитания. Какой? (Почва, литосфера).

Стремительные, схожие с вертолётом насекомые, часто встречающиеся на берегах озёр и рек? (Стрекоза).

Каких животных называют царями степей? (Грызуны).

Скопление воды в природном углублении и на суши. (Озеро).

Рыба – обитатель озёр, вся такая взъерошенная. (Ёрш).

Кустарник – дерево, которое в природе называют «плакучим»? (Ива).

Правила поведения на природе

Чтоб цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов.

Если птенчик из гнезда

Выпорхнул до срока,

Мы поможем, не беда,

Не трещи, сорока.

Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.

Вдруг понадобится он

Жителю лесному.

Хрупкий домик муравья

Надо тоже охранять.

Обязательно он должен

За заборчиком стоять.

Зайчика и ежика —

Жителей лесных

Лучше вы не трогайте,

Охраняйте их!

Давайте, ребята,

Природу охранять!

О ней ни на минуту

Не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки,

Это все для нас навечно!


Рефлексия

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина.

И охранять природу – значит охранять Родину»

Михаил Пришвин

Что мы нового узнали?

Где пригодятся эти знания?

Что показалось трудным? Удалось ли справиться?

А какое задание было интересным?

С каким настроением вы заканчиваете урок?

Давайте вспомним, с каким настроением мы начинали урок?

А с каким заканчиваем?

Знают все взрослые, знают все дети,

Что вместе с нами живут на Планете

Лев и журавль, попугай и лисица,

Волк и медведь, стрекоза и куница,

Белые рощи, лесные дубравы,

Реки, речушки, деревья и травы,

Синее море, лесной ручеёк.

Все доверяют тебе, Человек!

Ты самый умный, а значит в ответе

За всё живое, что есть на Планете!