СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированные уроки в условиях введения ФГОС

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Интеграция и интегрированные уроки в условиях введения ФГОС

К вопросу интеграции в обучении обращались многие классики педагогической мысли: Я. А.Каменский, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А.Сухомлинский, Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов, Дж. Дьюи, Г. Фрезинг, Е. Хофман .Согласно толковому словарю Ушакова интеграция – это объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития

Актуальность использования интегрированных уроков продиктована новыми запросами, предъявляемыми к школе. Интеграция, на мой взгляд, принадлежит к числу наиважнейших дидактических принципов, позволяющих формировать универсальные учебные действия в рамках введения ФГОС в младшем и среднем звене школы. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом

Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Интегрированный учебный процесс способен обогатить школьников знаниями, повысить уровень их культурного образования. Межпредметная интеграция может более ярко проявиться именно в гуманитарной области предметов: литература, изобразительное искусство, музыка. «Все три искусства являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной сфере художественного освоения человеческого мира», - говорит известный педагог М. Каган(Моисей Каган -известен как ведущий в нашей стране специалист в области эстетики..

Сами предметы близки, они несут в себе багаж культурных ценностей, затрагивают те же темы, создают образы. В синтезе они более глубоко могут раскрыть такие понятия как «красота», «сострадание», «сочувствие». Искусство как никакая другая область деятельности человека способно воздействовать на душу. Каждое из направлений искусства имеет свои выразительные средства, они по-своему отражают картину миропонимания, своими средствами передают информацию о людях, событиях, природе, мире

В своей практике, опираясь на теорию синестезии, я использую различные виды искусств для создания целостного представления об исторической эпохе, типе культуры, художественном образе, тем самым включая различные рецепторы учащихся. При этом один психофизический механизм дополняет другой. Так, музыка вызывает слуховые представления, живопись - зрительные, архитектура - пространственные, что создает целостную картину бытия. Использование разных искусств на уроках позволяет "озвучить" и "оживописать" текст, картину и музыку, пробудить у учащихся целую гамму чувств и ассоциаций. Целостную картину мира могут вызвать и синтетические виды искусства - кино, театр.

 

И сегодня я хотела бы поделится своим опытом в ведении подобных уроков. Предлагаю вашему вниманию интегрированный урок по ФГОС 2 ого поколения, который мы подготовили вместе с учителями начальной школы по теме  «Красота родной природы глазами поэта, художника и композитора» (он размещен в Интернете на сайте учителя Чуниной Э. Г)

Целью этого урока было ознакомление с образно-поэтическими и музыкальными средствами выразительности, которые используют авторы при изображении природы в литературе, музыке и живописи

Задачи согласно стандартам 2 –ого поколения были как предметные, так и метапредметные.

Предметные: - формировать представление о  музыке, как об особом взгляде композитора на мир; - выражать представление о картине природы посредством музыкального языка  , совершенствовать творческое воображение ребёнка; - развивать наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика;

Метапредметные Познавательные - активизировать познавательную деятельность - формулировать проблему, выдвигать гипотезы и их обосновывать - осуществлять анализ объекта с целью выявления признаков и формулировки характеристики изучаемых объектов - под руководством учителя продолжить знакомство с музыкальными терминами - строить логическую цепь рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи  - структурировать знания, делать выводы; преобразовывать познавательную задачу в практическую.

 

Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале - оценивать вместе с учителем или одноклассниками результат своих действий

  • Коммуникативные - выражать свою точку зрения
  •  

     - понимать задаваемые вопросы - адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию - обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера - планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, осуществлять взаимоконтроль

  • Личностные  - развивать эмоционально-чувственное отношение к природе. - прививать любовь к музыке русских композиторов осуществлять оценку работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельност

 

 

 

1).Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы:

планирование,

организация творческой группы,

конструирование содержания урока,

В процессе планирования были определены предметы: литература, музыка. Изо, на основе которых будет осуществлена интеграция. А также сформированы творческие группы (по желанию) и выстроена композиция урока

Каждый учитель самостоятельно подбирал материал по своему направлению(учитель литературы – произведение И. Бунина «Детство», учитель Изо картину Ивана Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», учитель музыки пьесу С. Прокофьева «Утро»

 Задача состояла в том, чтобы найти по возможности исчерпывающий материал по тематике урока, выявить интересные факты, подобрать необходимые иллюстрации, музыкальные произведения и другой материал подчеркивающий целостную ткань урока.

 Также на этом этапе определяются «роли» учителей на уроке: кто отвечает за технические средства, кто читает стихи и т. д. Необходимо придумать мизансцены: кто, где стоит, как двигается (чтобы не загородить проецируемый слайд или другого учителя), и т. д. Необходимость в такой детальной проработке хода урока обусловлена особенностью работы ансамбля учителей.

Целью второго этапа было вызвать интерес к теме урока. И здесь свою роль сыграли проблемные вопросы и интересные ситуации.

 - Давайте предположим, какими будут интонации музыки, которая сегодня прозвучит на уроке?

- С чего начинается утро человека?

- Как ведут себя в природе листья, цветы, деревья?

Третий этап – рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока.

 

Вывод:

По моим наблюдениям интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающего мира, к осмыслению причинно-следственных связей, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей.

Это уроки здоровьесберегающие: снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности. А все это в ансамбле   делает  учебный процесс интересным и познавательным. 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!