Интеллектуальная игра
КАК Я МОГУ ПОМОЧЬ ПРИРОДЕ
Жмака Л.В.
«Встал с утра,
и приведи свою планету в порядок»
С.Экзюпери.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную проблему. Дети в основе своей невежественны по отношению к окружающей среде. Отношение к ней, прежде всего потребительское. Часто можно слышать выражение «у нас плохая экология» или «люди загрязняют природу». Но отдаем ли мы себе отчет, что люди, это мы: дети и взрослые. От каждого из нас практически зависит состояние окружающей среды. Не нужно «лезть» в глобальные проблемы загрязнения, а здесь на месте, что я могу сделать для своего места, где я прохожу, где я сижу, где я стою. Да и состояние речки, озера, моря, кусочка леса, где мы просто отдыхаем, зависит от нашего самосознания. Потребительское отношение к жизни, невежество самосознания приводит к тому, что мы пользуемся благами природы, и взамен попользовавшись, оставляем грязными места нашего пребывания.
Знают ли наши дети нормы экологического поведения, владеют ли экологической культурой? На фоне загрязнения окружающей среды ухудшается здоровье человека. В мире появляется много новых болезней, известные болезни приобретают новый характер. Здоровье современного человека зависит от многих факторов, в том числе и от окружающей среды. Поэтому сохранение здоровья важнейшая проблема человека.
Цель: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания; соблюдение нравственных, правовых принципов природопользования, и коррекция сложившегося экологического мышления.
Участники игры: команда детей, которые будут соревноваться за право называться «самый интеллигентный ученик». Каждый член команды имеет свой номер.
Жюри: Три человека, которые будут подводить итоги.
Ведущий:
Здравствуйте, ребята, мы сегодня хотим рассказать вам о том, что такое экология, об экологических проблемах, о том, как эти проблемы можно решать, и о том, как каждый из вас, лично, может решить одну из таких проблем.
Обращение к членам команды.
Итак, вы, наверно слышали, что такое «экология». Как вы думаете, что такое экология?
Дети отвечают, а жюри фиксирует ответы.
Экология – это наука, которая изучает взаимоотношения растений, животных, человека и их связь с неживой природой, солнцем, воздухом, водой.
Ведущий:
Как может человек влиять на природу? Отметьте хорошее и плохое влияние.
Ведущий:
Вы называете вырубку лесов, загрязнение рек, уничтожение животных и растений, выбрасывает мусор. Это про нас учеников, или о каких то других людях? Вы то в чем виноваты? Где вы дети загрязнили природу?
Дети рассказывают о том, как они выкидывают пластиковые бутылки на улицу, в канаву, в кусты, оставляют на асфальте. Конфеты и жвачки, шоколад и печенье. Фантики летят прямо на асфальт.
Ведущий:
Какой же вред приносит природе такое засорение?
Дети говорят, что летом и осенью фантики, бутылки, бумага не сильно заметны в листве. А вот весной. Какая грязь бывает весной на улице. Листья от деревьев сгнивают, бумага желтеет, а бутылки и баночки не изменяются. А стеклянные бутылки разбиваются, и стекло может поранить человека.
Дети правы. Но они говорят, в общем, и не осуждают себя, вот в этом и проблема, делает кто-то, но не он.
Ведущий:
А кто из вас знает, как долго разлагается бумага и пластиковые бутылки?
Плохо, что вы не знаете. Так вот бумага разлагается 4 года, железная банка разлагается и ржавеет 10 лет, а пластик 60 – 100 лет. Стекло может лежать в земле и 600 лет.
Ведущий: вы когда - нибудь, поджигали пластик? Опишите вред, наносимый вашими действиями.
Дети говорят о запахе, о копоти, о дыхании человека, о возможном отравлении.
Ведущий:
Можно ли не любить животных и растения? Расскажите о ваших взаимоотношениях с домашними животными и растениями. Какие качества характера формируются в общении с ними?
Ведущий: Что вы знаете о воде?
Дети рассказывают о значении воды в жизни человека. Вода применяется в быту, для гигиены, для полива, для приготовления пищи. Отмечают загрязнение воды, и загрязненная водопроводная вода вредит здоровью.
Ведущий: А знаете ли вы, что такое жесткая вода? Какие изменения происходят с чаем и кофе, когда мы их пьем? А замечали ли вы темные налеты на сантехнике, посуде. А вспомните ваш чайник. Вода даже может иметь вкус металла. А какие еще изменения вы наблюдали с водой из под крана?
Дети отмечают ржавую воду, воду с запахом сероводорода. В воде много возбудителей болезней, например, холера, тиф, дизентерия, желтуха.
Ведущий: Чтобы сберечь свое здоровье, что нужно сделать хозяину, когда он делает ремонт?
Дети рассказывают о фильтрах.
Ведущий: А теперь поговорим о нас самих. Где каждый из нас успел «наследить»? И какой от этого получился вред? А может честно признаться и сказать, я этого никогда не делал?
Ведущий:
Как вы понимаете слова «Встал утром и приведи свою страну в порядок»
Ведущий:
Скажите дети, какого человека можно назвать сознательным и интеллигентным. Какие черты характера воспитываются в любви к природе. Какое значение имеет экологическое воспитание для личности, которая вступает во взрослую жизнь?
Жюри подводит итоги и награждает победителей. Победителями должны стать все. Все выступали и говорили об окружающей среде. Но никакие слова и рассуждения не дадут должного эффекта, если сами дети не задумаются о чистоте любого места, где он находится, а также чистоте своих поступков.