ГУ «Специальная общеобразовательная школа- интернат № 3 г.Аксу»
«Ақсу қаласының № 3 арнайы жалпы білім беру мектеп-интернаты»
Интеллектуальная игра
«Лидеры XXI века»
«XXI ғасыр көшбасшысы»
атты зияткерлік ойыны
5-9 cыныптар
Ответственные: Ермулатова Ж.Ш.
Усенова Ж.Т.
г.Аксу 2016 год
Цели:
-Способствовать развитию интереса учащихся к правовым знаниям;
-расширить и обобщить знания, полученные на уроках права;
-способствовать развитию умения работать с использованием информационных технологий;
-способствовать воспитанию гражданственности и любви к Родине.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Оборудование: проектор, сигнальные карточки.
Ход мероприятия.
Добрый день, ребята! Сегодня у нас внеклассное мероприятие: «Лидеры XXI века» , «XXI ғасыр көшбасшылары», которое мы проведём в виде игры.
В игре участвуют 4 команды.
Представление членов жюри: ЗДВР Садыкенова М.З., психолог Рыспаева А.К., логопед Жумадирова Н.Б.
Мы начинаем игру – «Лидеры XXIвека».
I тур – Визитная карточка команд.
Команды должны были приготовить название команде и дивиз
II тур - Байга.
Каждой команде задаются по четыре вопроса, на которые отвечает участники. За правильный ответ -1 очко. В случае если ответ не прозвучит или будет неправильным, другие команды имеют возможность ответить и получить балл своей команде
1- команда ( Дружба)
1.Какая книга должна быть настольной, чтобы хорошо знать свои права и обязанности?( Конституция)
Қай кітаптың мазмұны бойынша әр адам өз құқығы мен міндеттерін жақсы біле алады ? ( Ата заң)
2.Кто является главой государства? ( Президент)
Мемлекет басшысы болып кім саналады? ( Ел басы)
3. С какого возраста человек имеет право голосовать? ( 18 лет)
Дауыс беруге адам неше жастан құқылы? (18 жастаң )
4. Когда в Казахстане отмечают день Первого Президента? (1 декабря)
Қазақстанда Тұнғыш Президен күні қай күні аталып өткізіледі? ( 1 желтоқсанда)
2-команда( Лига справедливости)
1 В каком году была принята Конституция РК? ( 30 августа 1995 года)
Қазақстан Республикасының Конституциясы қай жылы қабылданған ? (1995 жылдың 30 тамыз күні )
2. Как называется международный документ о правах человека? ( Декларация о правах человека)
Адам құқығы туралы халықарылық құжат қалай аталады? (адам құқығы жайлы декларация)
3.С какого момента человек является гражданином РК? ( с момента рождения)
Қай уақыттан бастап ҚР-да адамдар азамат болып саналады? ( өмірге келгенінен бастап)
4. Каким правом вы пользуетесь сидя за партой в школе? ( право на образование)
Мектеп партасында отыра тұра сендер қандай құқықты пайдаланасындар? (білім алуға құқылы )
3-команда (Всезнайки)
Кто является законными представителями ребенка? ( родители, опекуны)
Баланың заңды қөрғаушы тұлғасы кім?(ата-ана,қамқоршы )
В каком году была принята конвенция о правах ребенка? ( 20 ноября 1989 года)
Бала құқығы туралы конвенция кашан қабылданды? (1989 жылдың 20 қараша күні)
Как называют человека нарушивший общественный порядок? ( хулиганом)
Қоғамдағы құқықты бұзған адамды кім дейді? ( бұзық)
В каком году Казахстан приобрел Независимость? (16 декабря 1991 году)
Қазақстан тәуелсіздігін қашан қабылдады? (1991 жылдың 16 желтоқсан күні)
4- команда( Бойцы за справедливость)
1.С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних за тяжкие преступления?
( 16 лет)
Кәмелетке толмағандардың құқық бұзышылығын заңды түрде неше жастан басталады? (16 жастан )
2.Перечислите права ребенка? ( право на жизнь, на отдых и досуг, на медицинскую помощь, право на образование, право на имя)
Баланың құқықтарың атандар?( өмірге құқығы, демалуға, медициналық көмек, білім алуға және есім алуға)
3. Что такое конвенция? Конвенция это международный документ о правах ребенка
Конвенция дегеніміз не? (балалар құқығының мәселелерін шешуге іс-шаралар қабылдауға шақыратын дүниежүзілік құжат
Кто такой ребенок?( это лицо не достигшее 18-летнего возраста)
Бала дегеніміз кім? (18 жасқа толмаған азамат )
ІII тур - “Полиглот”.
Всем участникам задаются вопросы, нужно угадать слово и ответить на двух языках (русском, казахском ). За каждое угаданное слово -1 очко.
1.Главный закон страны. (Конституция)
Елдің басты заңы. (Ата заң)
2.Международный документ о правах ребенка. ( конвенция)
Бала құқығы туралы халықаралы кұжат. (конвенция)
3. Кому поручается защита чьих-либо интересов в суде? ( адвокат)
Сотта әлдекімді қорғау кімге жүктеледі? (қорғаушы)
4.Какое образование у нас в республике является обязательным? ( среднее)
Қандай білім міндетті болып саналады? ( орта)
5.Браслеты не украшающие дам? ( наручники)
Әйелдерге сән бермейтін білездіктер? ( кісен)
Миниатюрное подслушивающее устройство? ( жучок)
Тың тыңдауға арналған кішкентай кұрылғы? (жасырын тындағыш)
Как называется служебная собака? ( ищейка)
Қызметтік итті қалай атайды? ( із кезуші)
Нормативный акт принятый высшим органом государственной власти? (закон)
Мемлекеттік білім қабылданған нормативті акті. (заң)
Какой язык в Республике Казахстан является государственным? ( казахский)
Қазақстан Республикасында қай тіл мемлекеттік болып саналады? ( қазақ тілі)
10.Кто является источник государственной власти? ( народ)
Мемлекеттік биліктің қайнар қөзі кім? ( халық)
11.Какое самое главное право в Конституции РК? ( право на жизнь)
Қазакстаң Республикасының Конституциясындағы ең негізгі құқық? (өмір сүруге құқылы)
12. Кто является гарантом прав и свободы человека? (Президент)
Адам өмірің құқығы мен бостандығының кепілі кім? (Елбасы)
13. Как называется высший законодательный орган в РК? (Парламент)
Қазақстан Республикасының жоғары заң органы? (Парламент)
14. Кем является лицо, не достигшее 14- летнего возраста? ( Подростком)
14-жасқа толмаған бала кім болып табылады? (Жасөспірім)
15. Открытое хищение чужого имущества. ( грабеж)
Бөтен біреудің затың ашық түрде иемдену. (ұрлық)
16. Это безобидный поступок, который совершается ради забавы.( шалость)
Ойын үшін жасалатың қылық. ( қалжың)
IV тур. Көкпар
І. По страницам Конституции
Ата заң беттері бойынша
10. Что такое Конституция (основной Закон государства)
Ата Заң деген не? (Мемлекеттіқ басты заңы )
20. Дата принятия Конституции (30 августа 1995 год)
Ата Заң қабылданған күн? (1995 жылдың 30 тамыз күні )
30.Сколько в Конституции разделов и статей? (98 статей и 9 разделов)
Ата Заң неше бөлімнен тұрады? (9 болім, 98 бап)
40. С каких трех слов начинается Конституция? (Мы, народ Казахстана...)
Ата Заң қандай үш сөзден басталады? (Біз, Қазақстан халкымыз...)
50. Кто является Первым человеком в нашей республике, который дал присягу Конституции? (Президент РК )
Біздің Республикамызда Ата Заңға бірінші болып аңт берген кім?( Қазақстан Республикасының Президенті)
ІІ. Преступление и наказание. Қылмыс және жаза.
10.Группа подростков совершила кражу, один из них, 14- летний, не принимал участия в краже, а наблюдал, чтобы никто не заметил. Какое наказание его ждет? (Его ожидает уголовное наказание)
Бір жасөспірім тобы ұрлық жасады. 14 жасқа жасөспірім ұрлыққа қатыспай, ешкім көрмесін деп тұрған.Оны қандай жазаға тартады? (Оны қылмыстық жаза күтеді)
20. Группа молодых людей встретила одного учащегося и попросила снять куртку. Молодой человек не захотел отдавать куртку, ему нанесли ушибы и силой отобрали куртку, а в куртке был мобильный телефон и денежная сумма. Как будет расцениваться такое преступление? (Такое преступление будет расцениваться как разбойное нападение.)
Бір топ жасөспірімдер бір оқушыны кездестіріп, оны кеудешесін шешуді талап етті.Оқушы кеудешесін бергісі келмегесін,жарақаттап,күшпен алып қойған. Ал күртешенің қалтасында ұялы телефон және ақша болған. Бұл қылмыс кандай болып есептеледі? (бұл қылмыс қарақшылық шабуыл болып есептеледі)
30. На улице шестнадцатилетние подростки пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать? (Мелкое хулиганство или хулиганство)
Көшеде 16 жасарлық жасөспірімдер өтіп жатқан адамдарға тиісіп, тыныштық пен тәртіпті бұзады. Осы әрекеттерін қалай бағалайсындар? (Бұзақылық немесе ұсақ бұзақылық)
40. Какое наказание предусмотрено за ложный звонок о заложенной бомбе (От 200 до 500 (1060500 тг) месячных расчетных показателей либо лишение свободы на 6-7 лет )
Бомба салынды деп жалған қоңырау жасаған үшін қандай жаза қарастырылған? (айыпұл 202 – 500 теңгеге дейін)
50. Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? Какую ответственность он несет? (Кража - это тайное хищение чужого имущества
Ст.188 УК РК (уголовный кодекс РК) наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот месячных расчетных показателей (2121 тг), либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов (7-10 суток), либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.)
Дима кешігіп өз сыныптасынан ұялы телефонын ұрлап алды. Жасөспірім қандай қылмыс жасады? Қандай жауапкершілікке тартылады? (ұрлық. ҚР Қылмыс кодексі бойынша 185 бап 200 ден 700 айлық көрсеткіш айыпұл салынады, немесе 240 сағатқа дейін қоғамдық жұмыстарға тартылады, 3 жылға дейін бостандықтан шектелу немесе сол мерзімге басбостандықтан айырылуымен жазаланады)
Назовите основной нормативный документ школы, регулирующий права и обязанности учащихся. (Устав школы)
Устав школы – это свод правил, регулирующих работу школы. В нем описаны права, обязанности и ответственность учеников, их родителей и педагогов.
ІІІ. Устав школы
Мектеп жарғысы
10.Обязанности дежурного по классу
Сынып бойынша кезекшінің міндеттері
20. Поведение учащихся в перерывах и после окончания уроков
Оқушылардың үзілісте және сабақтан тыс уақыттағы тәртіптер
30. Поведение на уроках
Сабақ үстіндегі тәртіптері
40. Поведение учащихся в столовой
Оқушылардың асханадағы тәртіптері
50. Рекомендации к внешнему виду учащихся
Оқушылардың келбеті бойынша ұсыныстар
Обязанности дежурного по классу 10
1. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.
2. Дежурные помогают педагогу подготовить класс для следующего урока, производят посильную уборку классного помещения.
3. Во время перемены дежурный ученик (ученики) проветривает класс, помогает учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздает тетради по просьбе учителя.
4. В конце рабочего дня дежурные учащиеся готовят класс для следующего рабочего дня (протирают пыль с мебели, полы, поливают цветы).
5. Дежурные осуществляют посильную уборку (протирают парты, поливают цветы, выносят мусор).
Поведение учащихся в перерывах и после окончания уроков 20
1. Во время перерывов (перемен) учащийся обязан:
• навести чистоту и порядок на своем рабочем месте;
• выйти из класса, если попросит учитель;
• подчиняться требованиям дежурного учителя по этажу.
2. Время перемены - личное время каждого учащегося. Он может его проводить по своему разумению, однако, не должен мешать другим.
3. Во время перемены учащиеся могут свободно перемещаться по школе, кроме тех мест, где им запрещено находиться в целях безопасности (чердак, подвал, кухня, физическая и химическая лаборатории).
4. Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.
5. Во время перемен учащимся запрещается бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр.
6. Во время перемен учащимся запрещается толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу.
7. Во время перемен учащимся запрещается употреблять непристойные выражения и жесты, шуметь, мешать отдыхать другим.
8. Во время перемен учащимся не разрешается выходить из школы без разрешения классного руководителя или дежурного администратора.
9. Категорически запрещается самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках.
10. На переменах школьники могут обратиться к своему классному руководителю, дежурному учителю, дежурному администратору за помощью, если против них совершаются противоправные действия.
Поведение на занятиях 30
1. Не опаздывать на урок. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуя учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий
2. Во время, урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами.
3. Ученики не должны разговаривать на посторонние темы на уроках, так как они этим нарушают права других на получение необходимых знаний.
4. Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешения педагога.
5. Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.
6. Во время урока ученик вправе задавать вопросы учителю, если не понял материал во время объяснения.
7. Ученик вправе отстаивать свой взгляд и свои убеждения при обсуждении различных спорных и неоднозначных вопросов (соблюдая корректную форму).
8. На уроках учащиеся имеют право пользоваться школьным инвентарем, который они возвращают учителю после занятия. Относиться к нему следует бережно и аккуратно.
Поведение учащихся в столовой 40
1. Во время приема пищи в столовой учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно.
2. Учащиеся должны уважительно относиться к работникам столовой.
3. Разговаривать во время еды следует не громко, чтобы не беспокоить окружающих.
4. Учащиеся убирают за собой посуду после принятия пищи, ставят на место стулья.
5. Учащиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.
6. Запрещается приходить в столовую в верхней одежде.
7. Запрещается выносить еду, фрукты из столовой.
8. Дежурные по столовой помогают обслуживающему персоналу накрывать столы, убирать посуду со столов, вытирают столы, расставляют на место стулья.
Рекомендации к внешнему виду учащихся 50
В школу учащиеся должны приходить в опрятной одежде, предназначенной для занятий, черные классические джинсы или брюки с рубашкой однотонного цвета, девочки- темные юбки
Одежда должна соответствовать возрасту, выражать уважение человека к самому себе и обществу.
Волосы должны быть аккуратно пострижены и причесаны (длинные волосы необходимо собрать, чтобы не мешали).
Находиться в школе в верхней одежде без особых на то причин не разрешается.
В школе все учащиеся ходят в сменной обуви.
Спортивная одежда предназначена для урока физической культуры, на других уроках она неуместна.
На торжественные общешкольные мероприятия учащиеся приходят в соответствующей одежде (нарядно-деловые костюмы).
Вывод: Я думаю, что вы поняли, что выполнять свои обязанности школьника необходимо! Наряду с правами, как уже было сказано выше, обязанности являются составной частью правового статуса личности.
Подведение итогов.
Пока жюри подводит итоги.
Слово жюри: количество баллов, объявление команды- победителя.
«Лидер»- значит веду за собой,
Девиз наш по жизни: «На месте не стой!»
Решаем всегда мы любые задачи.
Жить только так, и никак не иначе.
Спасибо за внимание, до свидания.