ГУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат № 3 г.Аксу» «Ақсу қаласының №3 арнайы жалпы білім беру мектеп-интернаты»
«Правовой турнир» 5-9 классы
Ответственные : Усенова Ж.Т. Ермулатова Ж.Ш.
Цель: формирование правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.
Задачи:
Способствовать формированию в неформальной, игровой обстановке у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, проявлению творчества.
Формировать умение анализировать правовые ситуации. Развивать интерес к обществознанию.
Воспитывать уважение к другим людям, чувство коллективизма и ответственности.
Оборудование: интерактивная доска, бланки и карточки с заданиями.
Ход мероприятия Добрый день, ребята, гости. Сегодня мы проводим правовой турнир. Не зная законов, мы часто не можем в полной мере воспользоваться своими правами. Мы вспомним трактовку законов, по которым требует и хочет жить общество. Хочется, чтобы этот правовой турнир сформировал у вас навыки правомерного поведения, расширил ваши знания о Законе, которые вы примените в жизни. Надеюсь, вам будет интересно, вы сможете проявить творчество.
Для начала представление команд, которые будут состязаться между собой. Каждый класс представляет собой команду. У каждой команды будут свои вопросы. Если на вопрос команда не отвечает, другие команды имеют право ответить. В противном случае, балл присуждается не ответившей команде.
Команды: 5б, 6б, 7б, 6-8 Ә, 8б, 9, 9б. За правильный ответ- жетон.
Правила игры для участников команд таковы:
1. Уважай мнение других, если не согласен – не критикуй, а высказывай своё мнение.
2. Помни! Истина рождается в споре, а не в ссоре.
3. Работай на команду и команда поможет тебе!
1 тур. «Квалифицируй преступление»
Мы начинаем наш 1 тур, ктр. называется «Квалифицируй преступление». У вас на столах лежат листы с таблицей, в первом столбце которой перечислены различные преступления. Во втором столбце необходимо вписать юридические названия этих преступлений. Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 1 балл. Всего перечислено 8 преступлений. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 8 балло

№ | Преступления | Юридическое название |
-
| Ринат исписал парты в классе своим именем | Вандализм, порча школьного имущества |
-
| Зухраб не оплатил покупку в магазине | Кража |
-
| Петя сел в чужой автомобиль, чтобы прокатиться | Угон |
-
| Витя сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба | Заведомо ложное сообщение об акте терроризма |
-
| Коля заставил малыша отдать 10 тенге | Вымогательство |
-
| Марат приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения | Хулиганство |
-
| Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания | Оскорбление |
-
| Самат отобрал у Кости CD-плейер | Грабёж |
№ | Преступления | Юридическое название |
1. | Ринат исписал парты в классе своим именем | |
2 | Зухраб не оплатил покупку в магазине | |
3 | Петя сел в чужой автомобиль, чтобы прокатиться | |
4 | Витя сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба | |
5 | Коля заставил малыша отдать 10 тенге | |
6 | Марат приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения | |
7 | Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания | |
8 | Самат отобрал у Кости CD-плейер | |
№ | Преступления | | Юридическое название |
-
| Ринат исписал парты в классе своим именем | | Вымогательство |
-
| Зухраб не оплатил покупку в магазине | | Хулиганство |
-
| Петя сел в чужой автомобиль, чтобы прокатиться | | Оскорбление |
-
| Витя сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба | | Грабёж |
-
| Коля заставил малыша отдать 10 тенге | | Угон |
-
| Марат приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения | | Кража |
-
| Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания | | Вандализм, порча школьного имущества |
-
| Самат отобрал у Кости CD-плейер | | Заведомо ложное сообщение об акте терроризма |

2 тур. Әдебиет кейіпкерлерінің құқықтары. Права литературных героев (назвать какое право нарушено в каждой сказке)
Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)
Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)
Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница» (Право на свободу передвижений)
При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик» (Право на образование)
Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)
Каким правом может воспользоваться Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями? (Право быть ребенком до 18 лет и иметь права как все дети)
Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право мальчика он нарушает? (Право на личную жизнь, тайну корреспонденции)
Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Право на защиту от незаконного перемещения)
Какое право нарушил медведь в сказке, собравшись жить на крыше (Право на неприкосновенность жилища)
Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку? (Право на свободу и презумпцию невиновности)
3. тур: «Нет прав без обязанностей».
Учитель: Любая совместная деятельность людей регулируется нормами права. Право четко обговаривает, что делать можно, а что делать нельзя, а что просто необходимо. Если люди ведут себя в соответствии с установившимися нормами и выполняют соглашения, используя данные им права, то совместная жизнь протекает организованно. Утверждая, что каждый человек обладает правами, мы говорим так же, что каждый человек обязан соблюдать права других. Отсюда и вытекают обязанности. Чаще всего на путь нарушения закона становится тот, кто не привык выполнять обязанности.
Задание для учащихся:
Найдите соответствия конституционных прав и обязанностей.
5б- Право жить с родителями (Заботиться о родителях.)
6б- Право быть под защитой государства ( защищать Отечество)
6-8а- Право на образование (Среднее образование обязательно)
7б- Право на здоровую окружающую среду ( Беречь и сохранять природу).
8б- Право на пользование историческим и культурным наследием .( Беречь памятники истории и культуры)
9б- Право на личную свободу ( Уважать права, свободы, честь и достоинства других.)
9- Право на жилище (Платить налоги)
Права
5б- Право жить с родителями
6б- Право быть под защитой государства
6-8а- Право на образование
7б- Право на здоровую окружающую среду
8б- Право на пользование историческим и культурным наследием
9б- Право на личную свободу
9- Право на жилище
Обязанности
-Заботиться о родителях.
- защищать Отечество
- Среднее образование обязательно
- Беречь и сохранять природу.
- Беречь памятники истории и культуры
- Уважать права, свободы, честь и достоинства других

4.тур. Домашнее задание. «Ситуации»
Cитуация № 1
Пятикласснику Алексею в магазине « Чайка» продавец продала пачку сигарет , полицейские составили акт на неправомерные действия продавца. Прокомментируйте эту ситуацию. С какого возраста можно продавать табачные изделия.
Ответ: табачные изделия продаются с 18 лет.
Ситуация № 2
18-летний Вова предложил 16-летнему Артему заработать деньги торговлей наркотиками. Вова успокаивал Ербола, не бойся даже тебя полиция поймает, тебе ничего не будет, ты же несовершеннолетний. Вскоре Вову задержали ему предъявили обвинение в распространений наркотиков. Суд вынес приговор 2 года лишения свободы.
-Как вы думаете в чем были заблуждения Артема?
Ситуация № 3
На улице шестнадцатилетние подростки пристают прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Жағдаят №4
Әрбір мектепте оқуға деген құлшысыны жоқ,жалқау балалар табылады.Милицияға қоңырау түсті. Мектепке жарышлгыш зат қойылған. Кейін бұл бақылау жұмысына кедергі жасау үшін болған қалжың екен дігі аңықталды. Бұл қалжың ба әлде қылмыс па?
Жауап ҚР Қ 242 бап. Бұл терроризм жалған туралы ақпарат таратылғаны үшін 200 немесе 500 айлық есеп 6-7 жылға бас бостандығынан айырылу мен жазаланады.

Итог: Чтобы знали, что есть закон, который защищает права ребенка. Если вас унижают, обижают знайте, что вам помогут. Не стесняйтесь обращаться за помощью к родителям, к взрослым, которым вы доверяете.




