СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальные игры в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение интеллектуальных игр в начальной школе имеет большое воспитательное и обучающее значение. Интеллектуальные игры, соревнования позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени почувствовать в себе уверенность, служат развитию творческой инициативы ребёнка. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение и т.д.), вызывают интерес и процесс познания.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальные игры в начальной школе.»

Интеллектуальные игры в начальной школе.

Проведение интеллектуальных игр в начальной школе имеет большое воспитательное и обучающее значение. Интеллектуальные игры, соревнования позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени почувствовать в себе уверенность, служат развитию творческой инициативы ребёнка. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение и т.д.), вызывают интерес и процесс познания.

Основными целями и задачами для организаторов про­ведения конкурсов знаний в этой связи являются:

  • создание оптимальных условий для выявления ода­ренных и талантливых детей, их дальнейшего ин­теллектуального развития и профессиональной ори­ентации;

  • пропаганда научных знаний и развитие у школь­ников интереса к научной деятельности;

  • обязательный сравнительный анализ результатов участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах на раз­ных уровнях;

  • постоянная учебная работа с конкурсными задани­ями, решение олимпиадных задач в процессе оч­ной и заочной подготовки школьных команд;

  • моральное и материальное стимулирование педа­гогов и учащихся к достижению высоких резуль­татов выполнения заданий повышенной сложности.

Формы проведения интеллектуальных соревнований могут быть самыми разными: смотры знаний, интеллек­туальные марафоны, КВН, викторины, конкурсы зна­токов и т. д. Но наиболее эффективной формой работы является олимпиада.















Логические задачи. ( 1 класс)

  • Что легче — один килограмм перьев или один ки­лограмм железа? Весят одинаково.


  • В магазине стоит очередь. Один и тот же человек оказался пятым с конца и третьим с начала. Сколь­ко всего человек в очереди? Семь человек.

  • Если собрать с дуба, клёна, ясеня и осины по три листа, то сколько листьев будет в осеннем буке­те? 12 листьев.


  • В корзине и в пакете было ровно по пять яблок. Из корзины в пакет переложили два апельсина. На сколько меньше груш стало в корзине? Нет ре­шения задачи.


  • Торт разрезали на четыре одинаковые части, а потом каждую часть разрезали на две одинако­вые части. На сколько человек хватит торта, если каждому положить на блюдце по одному куску? На 8 человек.

  • Яйцо варится вкрутую четыре минуты. Если бро­сить пять яиц в кипящую воду в девять часов, когда можно выключить газовую плиту? В 9 часов 4 минуты.

  • Сестра и брат получили по пять пирожных. Сестра съела три, а брат четыре вкусных лакомства. У кого пирожных осталось больше? У сестры.

  • У меня в сумке три килограмма конфет, а у моего друга — три килограмма ваты. У кого груз тяже­лее? Груз одинакового веса.


  • После фигурного катания спортсмены разделись и оставили в раздевалке десять коньков. Сколько фи­гуристов тренировалось на катке? 5 человек.

  • Можно ли сказать: «Большая половина месяца была дождливой?». Нет, половины всегда одинаковые.

  • Винни-Пух и Пятачок нашли по одному грибу, причем Винни-Пух сделал это раньше, чем Пята­чок. Который по счету гриб нашел каждый из них? Винни-Пухпервый гриб, Пятачок — второй.


  • Если арбуз больше дыни, то что из них меньше весит? Дыня.

  • Если шоссе длиннее аллеи, то что из них короче? Аллея.

  • Вспомните популярную детскую сказку про реп­ку, которую, хотя и с большим трудом, но вытя­нули. Сколько глаз увидел этот овощ? 12 глаз.

  • На тарелке яблок намного больше, чем апельси­нов, и немного меньше, чем груш. Каких фруктов меньше всего и больше всего? Яблок больше, апель­синов меньше.

  • Ниф-Ниф старше Наф-Нафа, а Наф-Наф старше Нуф-Нуфа. Кто моложе всех? Нуф-Нуф.





Логические задачи (2 класс)


№ 1. Как с помощью двух бидонов емкостью 5 л и 8 л отлить из молочной цистерны 7 л молока?

Приводим один из способов решения задачи.

Ответ: два раза наполнить молоком 5-литровый би­дон и вылить в 8-литровый бидон. Тогда в 5-литровом бидоне останется 2 л молока (5 + 5 — 8 = 2). В цистерну с молоком вылить молоко из 8-литрового бидона, а за­тем, уже в пустой бидон, перелить оставшиеся 2 л мо­лока из 5-литрового бидона. Затем туда добавить еще 5 л (5 + 2 = 7). Получилось 7 л молока.


№ 2. Старший брат идет от дома до школы 30 минут, а младший — 40 минут. Через сколько минут старший брат догонит младшего, если тот вышел на 5 минут раньше?

Ответ: старший брат догонит младшего через 15 мин.

Если бы младший брат вышел на 10 мин раньше стар­шего, то старший брат догнал бы младшего у школы: 40 — 30 = 10 (мин). Значит, в случае, когда младший брат вышел на 5 мин раньше старшего, старший брат догонит младшего в середине пути. Это расстояние стар­ший брат пройдет за 30 : 2 = 15 (мин).


№ 3. Как на чашечных весах уравновесить кусок оло­ва массой в 47 г с помощью набора из пяти гирь: 1 г, 3 г, 9 г, 27 г, 81 г? Разрешается класть гири на обе чашки весов.

Ответ: на одной чашке весов — гири 3 г, 81 г. На другой чашке весов — кусок олова массой в 47 г, а также гири 1 г, 9 г, 27 г.

47 + 1 + 3 + 9 + 27 + 81 = 168

168 : 2 = 84 (г).

Тогда 3 + 81 = 47 + 1 + 9 + 27.


№ 4. По вертикальному столбу высотой 6 м движется улитка. За день она поднимается на 4 м, за ночь опуска­ется на 3 м. Сколько дней ей потребуется, чтобы доб­раться до вершины?

Ответ: через 3 дня улитка достигнет вершины столба.

За первые сутки улитка поднялась на высоту 1 м. В конце вторых суток она будет на высоте 2 м: 1 + 4- 3 = 2. В конце третьего дня улитка достигнет вершины: 2 + 4 = 6 (м).


№ 5. На одной чашке весов 5 одинаковых яблок и 3 одинаковые груши, на другой чашке — 4 таких же яблока и 4 такие же груши. Весы находятся в равнове­сии. Что легче: яблоко или груша?


Ответ: масса одного яблока равна массе одной груши.

Если с каждой чашки весов убрать по 4 яблока и 3 груши, то на весах останутся 1 яблоко и 1 груша.


№ 6. В квартирах № 1, 2, 3 жили три котенка: бе­лый, черный и рыжий. В квартирах № 1 и 2 жил не черный котенок. Белый котенок жил не в квартире № 1. В какой квартире жил каждый котенок?

Ответ: черный котенок жил в квартире № 3, белый — в квартире № 2, а рыжий — в квартире № 1.


7. Кузнецу принесли 5 обрывков цепи, по 3 звена в каждом, и попросили соединить в одну цепь. Кузнец вы­полнил заказ, раскрыв только 3 звена. Как это он сделал?

Ответ: кузнец раскрыл 3 звена одного обрывка цепи и ими соединил оставшиеся 4 обрывка.


№ 8. Квадрат со стороной 1 м разрезали на квадраты со стороной 1 см и выстроили их в один ряд в виде полосы шириной 1 см. Какой длины получилась полоса?

Ответ: длина полосы — 100 м.

Квадрат разрежем на полосы шириной 1 см. Таких полос длиной 1 м будет всего 100. Значит, длина всей полосы — 100 м.


9. Винни-Пуху подарили в день рождения бочонок с медом массой 7 кг. Когда Винни-Пух съел половину меда, то бочонок с оставшимся медом стал иметь массу 4 кг. Сколь­ко килограммов меда было первоначально в бочонке?

Ответ: в бочонке первоначально было 6 кг меда.

Оставшаяся половина меда в бочонке имеет массу 7 — 4 = 3 (кг). Значит, весь мед в бочонке имеет массу 3-2 = 6 (кг).



10. В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик и почтальон Печкин. Если Шарик, сидящий крайним сле­ва, сядет между Матроскиным и дядей Федором, то дядя Федор окажется крайним слева. Кто где сидит?

Ответ: слева направо сидят: Шарик, дядя Федор, Матроскин, Печкин.