Интерактивные методы организации учебного процесса
на уроках математики
(из опыта работы)
Сулейменова Ботакоз Казкеновна
Директор ГУ «СШ №41 аула Кабанбай батыр»
учитель математики
botakoz.suleymenova@mail.ru
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу и слышу, я немного помню.
То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки.
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.
Конфуций.
В целях более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. Организационная форма учебной деятельности – это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме. Именно в организационных формах осуществляется главное дидактическое отношение – взаимодействие преподавания и учения. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три формы организации учебной деятельности – фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя; вторая – самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; третья – работу учащихся в группах из 3-6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.
В связи с модернизацией образования обновилось содержание предметных областей. Педагоги могут выбрать программу, соответствующую их профессиональным качествам, индивидуальным особенностям, психолого- педагогическим возможностям класса.
Помимо уроков в процессе обучения используются и внеурочные, вспомогательные формы, которые представляют собой разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся. Все это известно нам из педагогики. Меняется мир, меняются методы и формы обучения детей. Все, что было актуально в 20 веке, требует переосмысления в 21 веке.
Чему учить? Знаем. Зачем учить? Знаем. Как учить результативно? Знаем не всегда. Вместе с тем ответ на данный вопрос в педагогике найден давно – учить, применяя интерактивные формы и методы организации учебного процесса. Один из вариантов организации учебного процесса – использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения. Расскажу подробнее о методах, которые применяю в своей практике.
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В современном понимании процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: пассивные методы, активные методы, интерактивные методы. В своей практике я использую активный и интерактивный методы обучения.
Каждый из них
имеет свои особенности. Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока, учитель и учащиеся находятся на равных правах. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Главное достоинство интерактивного обучения заключается в постоянном взаимодействии педагога и учащихся. Такое общение позволяет активно участвовать всем в образовательном процессе, свободно высказывать свое мнение и анализировать свои решения, получать обратную связь не только от преподавателя, но и от одноклассников, облегчить процесс запоминания новой информации. Специальная организация освоения способов деятельности на основе процессов рефлексии и понимания помогает учащимся совершить увлекательный путь переоткрытия знаний, способствует формированию у школьников способности самостоятельно ставить вопросы и уметь находить на них ответы.
Интерактивные методы преподавания помогают развивать интеллектуальные способности учащихся, аналитическое мышление, формировать ответственность за собственное обучение. Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы. В зависимости от содержания учебного материала, уровня подготовки класса используются различные методы обучения.


Например, кластер, - при закреплении темы в 9 классе можно написать на середине доски ключевое слово и попросить учащихся написать слова или словосочетания, относящиеся к этой теме. При этом можно разбить класс на группы, а при проверке задания, позволить каждой группе назвать термин, относящийся к теме, дать определение, привести примеры, и при этом, не разрешать учащимся дублировать ответы одноклассников. Такая организация повторения помогает учащимся не только восстановить в памяти пройденный учебный материал, но и дает возможность систематизировать изученное, развивает память. Написание небольших работ по указанным и другим темам помогает ребенку творить и фантазировать, развивать свое воображение, что, несомненно, ведет к качественному запоминанию и полноценному усвоению информации, успешному обучению, позитивному мышлению. Учитель воочию может наблюдать степень усвоения учениками программного материала. Использовать кластер возможно и на стадии контроля, предложив учащимся заполнить уже подготовленные учителем схемы-связи по контролируемому материалу. Заполнение такого кластера требует от ученика четкого изложения фактов и основных положений изученного материала.

Еще одна из форм обучения - сравнительная таблица – универсальный метод активизации учащихся в учебной деятельности, позволяющий им научиться находить общее и различное в изучаемых объектах, научиться находить параметры, по которым можно провести подробный анализ двух-трех рассматриваемых понятий. Работа по данному методу способствует активной мыслительной деятельности, улучшению памяти, совершенствует умение анализировать, осмысливать внутренние связи в учебном материале. В своей практике я предлагаю учащимся составить сравнительную таблицу свойств различных функций, свойств геометрических фигур, графиков нескольких функций. В зависимости от сложности изучаемого материала, уровня изученности темы задания могут уже включать параметры сравнения, возможно задание, при выполнении которого учащиеся сами определяют, что и как будут сравнивать. Эти задания можно выполнять индивидуально или в парах (группах).

Игра «Круги» - класс делится на две группы, и затем образуют два круга – внешний и внутренний. Становятся лицом друг к другу. Каждому участнику внутреннего круга выдается листок с вопросом по теме урока, который он задает однокласснику. После ответа на вопрос, учащиеся внешнего круга движутся по часовой (или против) стрелке, внутренний круг задает вопросы. Движение происходит по времени, обычно ответ на один вопрос занимает 20-25с. Вся работа занимает по времени 7-8 минут, по окончании которой учащиеся внутреннего круга оценивают ответы учеников, стоящих во внешнем круге. Такая организация учебной деятельности позволяет увидеть учителю степень усвоения учебного материала, узнать какие знания западают, над чем нужно еще поработать, дает возможность задействовать в уроке весь класс, а учащимся получают возможность научиться правильно формулировать вопросы, повторить учебный материал, учит их быть объективными при оценивании знаний одноклассников, учит умению работать друг с другом, развивает грамотную математическую речь. В случае если в классе обучается 28-30 учащихся, то можно видоизменить содержание игры, разбив класс на 2 группы, которые будут работать по описанному выше алгоритму.
Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов( кластеров, тренажеров, алгоритмов, пазлов, развивающих игр и т.д) обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире. Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Структура интерактивного урока обычно отличается от структуры обычного урока. В структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Эти технологии позволяют осваивать учебный материал (порой очень скучный) и включать в учебный процесс мотивационную сферу ученика, проще говоря, детям на уроках становится просто интересно. Н
апример, при изучении новой темы, класс делится на группы. Каждая группа получает задание изучить самостоятельно раздел из темы урока, изложить изученное в виде постера. Затем в каждой группе выбирается спикер, задачей которого является объяснить изученное другим группам, тайм-менеджер который регулируют по времени работу спикеров, наблюдатель – оценивает работу спикеров. Спикеры, постепенно переходят от одной группы у другой и в результате сами учащиеся доходчиво объясняют учебный материал своим одноклассникам. Особенно эффективно применение этого метода при решении задач различными способами. Такой вид работы развивает у учащихся ответственное отношение к порученному делу, развивает речь, логическое мышление, учит их отстаивать свою точку зрения. В конце такого урока видишь радостные лица твоих учеников от осознания того факта, что он СМОГ, у него ПОЛУЧИЛОСЬ, видишь как рождается у него, УЧЕНИКА, чувство УВЕРЕННОСТИ в своих силах.
21 век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям. При сохранении конечной цели и основного содержания образовательного процесса интерактивное обучение изменяет привычные формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения.
Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.
В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплоченно. Интерактивные методы предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы.
Использование в работе технологии интерактивного обучения дает ученику - развитие личностной рефлексии; осознание включенности в общую работу; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; развитие навыков общения; принятие нравственности норм и правил совместной деятельности; повышение познавательной активности.
Классу - формирование класса как групповой общности; повышение познавательного интереса; развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.
Учителю - нестандартное отношение к организации образовательного процесса; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
Использование интерактивных методов актуально тем, что они: способствуют росту интереса к предмету, ускоряют процесс обучения, улучшают качество усвоения материала, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию, способствуют сотрудничеству учителя и ученика, развивают коммуникативную компетенцию.
По результатам диагностических исследований американских учёных Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 80% того, что говорит сам, и 90% того, до чего дошёл самостоятельно в своей практической деятельности.
Ну, а сейчас подведём некоторые итоги. Как вы знаете, о чём бы мы сегодня не говорили, в центре нашего внимания всегда будет стоять урок. На вопрос: «Как надо организовать учебный процесс на уроке?»,- можно дать ответ «Создать комфортную обстановку для учащихся и дать учителю возможность ощутить этот комфорт». Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и педагоги, и ученики приходили на него с большим желанием работать.