- определять принадлежность слова к группе исконно русских или заимствованных слов в зависимости от его происхождения;
- пользоваться этимологическим словарем и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
- извлекать необходимую информацию из лексических словарей и справочников, использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Этап | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
УУД |
Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | 2 минуты | - Добрый день, ребята! На столах у вас смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! -А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Запись числа в тетради. | Готовность учащихся к активной познавательной деятельности; Включение в деловой ритм. | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | 5 минут | - Скажите, пожалуйста, сколько языков вы знаете? - А я докажу сейчас, что все вы знаете множество разных языков. Скажите по-португальски «огонь», «пламя», если для нас это красивая розовая птица. Скажите по-немецки «змея», если этой «змеёй» садоводы поливают свои грядки. Скажите по-нидерландски «человек», если для нас это бездушная кукла в витрине магазина. Скажите по-английски «петушиный хвост», если для нас это смесь из напитков. Скажите по-французски «столичный», если для нас это подземный вид транспорта в больших городах. - Откуда же мы знаем так много слов из самых различных языков? - Верно, и сегодня мы поговорим о происхождении лексики нашего языка. | Ответы учащихся - Фламинго - Шланг - Манекен - Коктейль - Метрополитен Ответ учащихся: все они есть в русском языке | Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) |
Выявление места и причины затруднения Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещѐ не знаем). | 1 минута | Создаю проблемную ситуацию - Для начала небольшой тест «Знаешь ли ты?» Голосуйте поднятием руки. Знаешь ли ты: 1. на какие группы по происхождению делятся слова русского языка? 2. как определить иноязычное слово без словаря? 3. из каких языков пришли к нам многие географические названия Солнечного района? | Учащиеся поднимают руку, если знают ответ на заданный вопрос. | Личностные результаты Самоопределение (Л) |
Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности | 10 минут | - Какую цель мы поставим для себя сегодня? Какие учебные задачи будем решать на уроке? - Сформулируйте тему нашего урока. (Слайд 1) Запись темы на доске и в тетради. - Выдающийся русский литературный критик В.Г.Белинский когда-то писал: «Все народы меняются словами». Как вы понимаете смысл этого высказывания? - Соответственно, все слова языка делятся на исконные и заимствованные. Заполните, пожалуйста, схему в ваших тетрадях: (Слайд 2) Группы слов по происхождению   исконно русские заимствованные - А теперь попробуйте сформулировать, какие слова называются исконно русскими? - А заимствованными? - Подберите синонимы к слову «заимствованные». А теперь откройте учебники на стр.37 и проверьте, все ли мы сказали. Задаю вопросы, предложенные после теоретической статьи. | Ставят цель, определяют учебные задачи. Определяют тему урока Высказывают свое мнение Заполняют схему - Это слова, которые существуют в русском языке исконно, то есть с древних времен. - Это слова, пришедшие в русский язык из других языков мира. - Иноязычные, иностранные. Читают теорию в учебнике Проверяют правильность выдвинутой гипотезы, делают вывод. Ответы учащихся. | Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Предметные результаты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) |
| 1 минута | Физкультминутка 1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать. Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять — руками помахать. Шесть — за парту тихо сесть. | | |
Реализация построенного проекта Цель: апробация способа действий, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование | 5 минут | Организую учащихся по исследованию проблемной ситуации - А как узнать, исконно русское слово перед нами или заимствованное? Какой словарь поможет? Если учащиеся не смогут самостоятельно определить вид словаря, предлагаю обратиться к упр.479. - Определите происхождение слов лягушка и огурец. - Возьмите из конверта 1 листочек, прочитайте записанное на нем слово, определите его происхождение. - Встаньте те, кто точно знает, что его слово заимствовано из другого языка; - исконно русское; - Как определили? - Кто сомневается? - Почему не все сумели определить? - Может быть, есть какие-то признаки, по которым можно опознать заимствованное слово? | Определяют вид словаря (этимологический) Работают со словарной статьей. Высказывают свое мнение. Ответы учащихся | Метапредметные результаты Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) |
Первичное закрепление Цель этапа: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Региональный компонент Задачи: определение причин заимствования слов, источников некоторых топонимов Солнечного района. Культура речи Задачи: определение места иноязычной лексики в речи. | 5 минут 5 минут 3 минуты | Организую фиксацию нового способа действия в речи. Работа в парах. Чтение правила стр. 38 – 39 - Сколько признаков, указывающих на иноязычное происхождение слова? (Слайд 3) - Внимательно их изучите, перескажите соседу по парте и постарайтесь доказать происхождение вашего слова. Обсуждаю возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа - Заимствования отражают языковые контакты народа. Например, немецкие слова появились в русском языке в большом количестве в 18 веке, когда император Петр Первый «прорубил окно в Европу» и привез много военных, инженерных и морских специалистов из Германии. А большинство французских слов появилось в русском языке в 19 веке, когда среди русских дворян укоренилась мода говорить только по-французски, многие из них толком не знали родного языка. Таким образом, в заимствованиях отражается история народа, а это дает лишний повод любить и беречь наш язык. - А задумывались ли вы когда-нибудь о том, какие языковые контакты жителей нашего края отразились на географической карте Солнечного района? Взгляните на карту. Какие необычные названия здесь встречаются: Джамку, Амгунь, Харпичан, Хурмули, Амут, Хальгасо, Кондон, Эворон и т.д. Давайте разберемся, из каких языков пришли к нам эти топонимы. - Посмотрите статьи, предложенные вам в буклетах, и скажите, какие языки дали нам такие удивительные названия. - А почему именно эти языки? - Как вы думаете, а для чего в языке нужны заимствованные слова? - Да, это так. Но во всем нужно знать меру. (Слайд 4) Как вам такой текст: «Коммуникабельный ведущий шоу на телевидении предстал в новом имидже, и это вызвало позитивный отклик у зрителей»? - Давайте переведем этот текст на обычный русский язык. (Общительный ведущий шоу на телевидении предстал в новом облике, и это вызвало положительный отклик у зрителей.) - Какой вывод об использовании иноязычных слов можно сделать на этом примере? | Предлагают форму работы в паре Выслушивают мнение одноклассников. Доказывают свою точку зрения. Работают с буклетами Определяют языки, из которых произошли названия топонимов Солнечного района (эвенкийский, негидальский, нанайский) Ответ учащихся: - Нанайцы, эвенки, негидальцы относятся к коренным народам Дальнего Востока. - Они обогащают язык, называют то, чему нет исконно русских названий. Ответы учащихся - Иностранные слова нужно употреблять уместно и в меру. | Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | 5 минут | Организую деятельность по применению новых знаний (упр. 482) - А теперь проверьте результат своей работы по эталону. (Слайд 5) - Оцените работу по пятибалльной шкале по критериям | Выполняют задание (выписывают заимствованные слова). Осуществляют самопроверку. Оценивают работу по критериям. | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | 3 минуты | Организую рефлексию, организую самооценку результатов уч-ся. - Настало время вернуться к тесту «Знаешь ли ты?», который мы проходили в начале урока. Посмотрим, насколько изменились ваши знания по теме. Голосуем все так же поднятием руки. - Я очень рада, что урок не прошёл для вас даром. Буклеты вы можете оставить себе, чтобы поделиться добытой на уроке информацией со своими родными и друзьями. Задаю домашнее задание (правила стр. 37 – 39, пересказ; на выбор упр. 483 или упр. 485). По желанию: понаблюдать за речью диктора в выпуске новостей и записать иноязычные слова, которые он употребит. (Слайд 6) Оцениваю учащихся, комментирую отметки. | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Подводят итог своей работы. Записывают домашнее задание в дневник. | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л) |