СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство Мезенской росписи

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отлично проиллюстрированная презентация-урок, рассчитанная для удаленного преподавания. 

Просмотр содержимого документа
«Искусство Мезенской росписи»

XI урок изобразительного искусства  (30 ноября – 5 декабря 2020 г.)   Искусство   Мезенской росписи Подготовила Мамедова Надежда Александровна

XI урок изобразительного искусства (30 ноября – 5 декабря 2020 г.)

Искусство Мезенской росписи

Подготовила

Мамедова

Надежда

Александровна

 Один из старейших художественных промыслов Русского Севера был призван украсить крестьянский быт, предметы повседневного обихода. Наибольшее распространение роспись получила в XIX веке. Секреты этого древнего ремесла первоначально передавались из поколения в поколение строго по мужской линии.

Один из старейших художественных промыслов Русского Севера был призван украсить крестьянский быт, предметы повседневного обихода. Наибольшее распространение роспись получила в XIX веке. Секреты этого древнего ремесла первоначально передавались из поколения в поколение строго по мужской линии.

 Мезенская роспись возникла в лешуконской деревне Палащелье на берегу реки Мезени , считавшейся центром росписи по дереву. Отсюда — ее второе название: палащельская. Палащелье (Архангельская область) Кудрово (Санкт-Петербург) Мы живём здесь

Мезенская роспись возникла в лешуконской деревне Палащелье на берегу реки Мезени , считавшейся центром росписи по дереву. Отсюда — ее второе название: палащельская.

Палащелье (Архангельская область)

Кудрово (Санкт-Петербург) Мы живём здесь

 В узор старинных изделий художники вкладывали целый рассказ , а для близких оставляли послание или пожелание. Каждый элемент и завиток рисунка имел определенное значение и располагался особым образом.

В узор старинных изделий художники вкладывали целый рассказ , а для близких оставляли послание или пожелание. Каждый элемент и завиток рисунка имел определенное значение и располагался особым образом.

 Красные кони олицетворяли солнце . Несколько коней, изображенных друг за другом, обозначали движение светила по небосводу.  Гуси, лебеди и утки считались душами ушедших родственников, летающими поблизости от живых людей и приходящими на помощь в трудный момент.  Ели — воплощение мужской силы. Небесными роженицами, дарующими жизнь всему на земле, были оленихи . Семейное древо жизни рисовалось со стволом, заполненным ромбами — многочисленными родами предков. Его завитые корни обозначали подземный мир.  Солярный знак на верхушке выступал символом мира небесного. Художники в декоре использовали многочисленные знаки плодородия — вспаханные поля, корни, цветы, плоды и семена.

Красные кони олицетворяли солнце . Несколько коней, изображенных друг за другом, обозначали движение светила по небосводу.

Гуси, лебеди и утки считались душами ушедших родственников, летающими поблизости от живых людей и приходящими на помощь в трудный момент.

Ели — воплощение мужской силы. Небесными роженицами, дарующими жизнь всему на земле, были оленихи . Семейное древо жизни рисовалось со стволом, заполненным ромбами — многочисленными родами предков. Его завитые корни обозначали подземный мир.

Солярный знак на верхушке выступал символом мира небесного. Художники в декоре использовали многочисленные знаки плодородия — вспаханные поля, корни, цветы, плоды и семена.

Происхождение росписи не установлено до сих пор. Большинство исследователей относят сюжетные композиции к древнеязыческим верованиям. Специалисты проводят параллели между мезенской росписью и наскальными рисунками Заонежья , обнаруженными в середине XX века. Есть схожесть изобразительной техники и с росписями народов Севера, Индокитая и Средней Азии.

Происхождение росписи не установлено до сих пор. Большинство исследователей относят сюжетные композиции к древнеязыческим верованиям. Специалисты проводят параллели между мезенской росписью и наскальными рисунками Заонежья , обнаруженными в середине XX века. Есть схожесть изобразительной техники и с росписями народов Севера, Индокитая и Средней Азии.

 Главными персонажами мезенского декора стали лошади и олени. Они рисовались в двух традиционных цветах палащельской росписи — красном и черном .   Черный цвет получали из смеси сажи с раствором лиственничной смолы.  Красный — из найденной на берегу глины, а позже из сурика.  Орнамент наносился на негрунтованную древесину перьями глухаря, тетерева, деревянной палочкой либо кистью из человеческих волос. Для появления ярко-желтого оттенка изделие покрывалось олифой, а для мягкости пропитывалось льняным маслом.

Главными персонажами мезенского декора стали лошади и олени. Они рисовались в двух традиционных цветах палащельской росписи — красном и черном .

Черный цвет получали из смеси сажи с раствором лиственничной смолы.

Красный — из найденной на берегу глины, а позже из сурика.

Орнамент наносился на негрунтованную древесину перьями глухаря, тетерева, деревянной палочкой либо кистью из человеческих волос. Для появления ярко-желтого оттенка изделие покрывалось олифой, а для мягкости пропитывалось льняным маслом.

Задание на оценку:  выполнить работу «Мезенская роспись» (картинка, туесок, шкатулка, блюдо, подставка под горячее и т.д.) 1 вариант: Нарисовать на бумаге или расписать готовое изделие (шкатулку, разделочную доску, тарелку и т.д.) 2 вариант : Сделать рисунок на бумаге, свернуть его трубочкой, склеить. Изготовить крышечку с петелькой и расписать. Получится туесок. Образцы композиции и последовательность росписи ты можешь найти в моей презентации Не забудь подписать работу и выслать фото в хорошем качестве мне через WhatsApp +79ХХХХХХХХХ. Сделай очень краткий конспект в альбоме или тетради с темой урока и новыми терминами

Задание на оценку: выполнить работу «Мезенская роспись»

(картинка, туесок, шкатулка, блюдо, подставка под горячее и т.д.)

1 вариант:

Нарисовать на бумаге или расписать готовое изделие (шкатулку, разделочную доску, тарелку и т.д.)

2 вариант :

Сделать рисунок на бумаге, свернуть его трубочкой, склеить. Изготовить крышечку с петелькой и расписать. Получится туесок.

Образцы композиции и последовательность росписи ты можешь найти в моей презентации

Не забудь подписать работу

и выслать фото в хорошем качестве мне через WhatsApp +79ХХХХХХХХХ.

Сделай очень краткий конспект в альбоме или тетради с темой урока и новыми терминами

Примеры выполненных детских работ:

Примеры выполненных детских работ:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!