XI урок изобразительного искусства (30 ноября – 5 декабря 2020 г.)
Искусство Мезенской росписи
Подготовила
Мамедова
Надежда
Александровна
Один из старейших художественных промыслов Русского Севера был призван украсить крестьянский быт, предметы повседневного обихода. Наибольшее распространение роспись получила в XIX веке. Секреты этого древнего ремесла первоначально передавались из поколения в поколение строго по мужской линии.
Мезенская роспись возникла в лешуконской деревне Палащелье на берегу реки Мезени , считавшейся центром росписи по дереву. Отсюда — ее второе название: палащельская.
Палащелье (Архангельская область)
Кудрово (Санкт-Петербург) Мы живём здесь
В узор старинных изделий художники вкладывали целый рассказ , а для близких оставляли послание или пожелание. Каждый элемент и завиток рисунка имел определенное значение и располагался особым образом.
Красные кони олицетворяли солнце . Несколько коней, изображенных друг за другом, обозначали движение светила по небосводу.
Гуси, лебеди и утки считались душами ушедших родственников, летающими поблизости от живых людей и приходящими на помощь в трудный момент.
Ели — воплощение мужской силы. Небесными роженицами, дарующими жизнь всему на земле, были оленихи . Семейное древо жизни рисовалось со стволом, заполненным ромбами — многочисленными родами предков. Его завитые корни обозначали подземный мир.
Солярный знак на верхушке выступал символом мира небесного. Художники в декоре использовали многочисленные знаки плодородия — вспаханные поля, корни, цветы, плоды и семена.
Происхождение росписи не установлено до сих пор. Большинство исследователей относят сюжетные композиции к древнеязыческим верованиям. Специалисты проводят параллели между мезенской росписью и наскальными рисунками Заонежья , обнаруженными в середине XX века. Есть схожесть изобразительной техники и с росписями народов Севера, Индокитая и Средней Азии.
Главными персонажами мезенского декора стали лошади и олени. Они рисовались в двух традиционных цветах палащельской росписи — красном и черном .
Черный цвет получали из смеси сажи с раствором лиственничной смолы.
Красный — из найденной на берегу глины, а позже из сурика.
Орнамент наносился на негрунтованную древесину перьями глухаря, тетерева, деревянной палочкой либо кистью из человеческих волос. Для появления ярко-желтого оттенка изделие покрывалось олифой, а для мягкости пропитывалось льняным маслом.
Задание на оценку: выполнить работу «Мезенская роспись»
(картинка, туесок, шкатулка, блюдо, подставка под горячее и т.д.)
1 вариант:
Нарисовать на бумаге или расписать готовое изделие (шкатулку, разделочную доску, тарелку и т.д.)
2 вариант :
Сделать рисунок на бумаге, свернуть его трубочкой, склеить. Изготовить крышечку с петелькой и расписать. Получится туесок.
Образцы композиции и последовательность росписи ты можешь найти в моей презентации
Не забудь подписать работу
и выслать фото в хорошем качестве мне через WhatsApp +79ХХХХХХХХХ.
Сделай очень краткий конспект в альбоме или тетради с темой урока и новыми терминами
Примеры выполненных детских работ: