Конспект мероприятия
Искусство русской православной музыки.
Цели: знакомство с видами древнерусского музыкального искусства, воспитание патриотизма, уважения к наследию прошлого, развитие умения слушать и слышать музыку.
Оборудование: 1.Наглядность - изображения русских церквей и храмов, колоколен,
звонниц для проектора.
2.Аудиозаписи церковного пения и колокольных звонов.
3. Репродукция иллюстрации и текста страницы из Изборника 16
века.
На доске: Тема, изображения нот и древнерусских нотных знаков,
Словарная работа: знаменный распев, псалом, тропарь, стихира, звонница,
благовест, кондак.
.
Слово учителя:
Самого понятия «музыка» в современном его значении в Древней Руси не было. Под «мусикией» подразумевали только инструментальное искусство.
??? Какие вы знаете древние музыкальные инструменты? (Ответы: лира, гусли, домра, цимбалы, трубы…)
Народная песня и церковная музыка составляли два разных пласта музыкальной культуры, имеющих разные корни – фольклорные и христианские соответственно. В православной церкви инструментальная музыка не звучала, ибо после Крещения Русью от Византии было воспринято богослужение, частью которого является храмовое пение. Кроме того, считалось, что самый совершенный инструмент – человеческий голос. В отличие от западной католической церкви, где звучит орган, русская православная музыка складывалась как вокальная, мелодичная по своей сути. Основной вид древнерусского храмового пения назывался знаменным, так как для записи звуков употреблялись специальные знаки – «знамена». Ноты еще не были придуманы, записать мелодию было трудно, и трудно по этой записи воспроизвести. Пение в церкви особое - одноголосое (слушаем аудиозапись). Жанры храмового пения – это псалмы, кондаки, стихиры, тропари, входящие в Литургию и другие службы. (Работа с терминами и тетрадью)
Необходимо сказать еще об одном феномене музыкального искусства Руси – о колокольном звоне. Каждый из вас в своей жизни слышал звон колоколов курантов на Спасской башне. А сейчас мы услышим голоса колоколов Оптиной пустыни. (Звучит аудиозапись). Вы, должно быть, подумали, что колокол – это инструмент, а ведь церковь неблагосклонно относилась к музыкальным инструментам. Как же это понимать? Голос колокола, ребята, символизирует Глас Божий.
Давным-давно колокольные звоны стали олицетворением России с ее бескрайними просторами, наполненными колокольными переливами. Мы знаем, что на Руси было множество церквей, каждая имела свой неповторимый облик и колокол. А в 16 веке колокольни стали архитектурными центрами храмовых и монастырских ансамблей. (Наглядность)
Колокольня доминирует над постройками, вокруг нее группируются все здания, принадлежащие церкви. Существует 2 вида колоколен: (Записываем в тетрадь)1.Колокольня- башня.
2.Звонница – стенообразное сооружение, известное с 14 века. Обе они могут быть включены в общую архитектурную композицию или стоять отдельно от церкви.
Вопрос: С какой целью, для чего создавались храмы? (Храм – собор, собирает людей для совместного противостояния злу.)
Вопрос: Какова при этом роль колокола? (Сигнал, он созывает в храм.)
Верно. Колокол созывает в храм, напоминает о боге, об ответственности перед ушедшими и будущими поколениями. Язык колокола всегда был и будет понятен без слов – он взывает к душе человеческой. Колоколом созывали народ на вече, специальным метельным звоном спасали, будили замерзающих путников, плутающих в пурге, указывали путь к жилью, к людям. Набатным звали на помощь. Были звоны будничные, праздничные, встречные, свадебные. Под звон колокола на Руси протекали все важнейшие события в жизни страны и человека. Колокол сообщал о времени бодрствовать или спать, молиться или предаваться мирской суете, отдыхать или трудиться, веселиться или с оружием в руках защищать Родину. Многих заблудших путников в прямом и переносном смысле звон колокола вывел на свет божий, напоминая о главном, о том, что выше человеческих страданий, и спас не одну человеческую душу.
Многообразны были звоны на Руси, но делят их на 2 вида: церковный и гражданский.
(Учащиеся делают записи в тетрадях).
Выделяют основные гражданские звоны:1. набатный – многократные частые удары в большой колокол ( при пожаре, наводнении, приближении врага); 2. вечевой – по звучанию сходен с набатным, но медленнее; 3. красный – радостный, во все колокола, часто нескольких церквей сразу.
В православной церкви колокольные звоны развились в самобытное искусство. Православный звон всегда основывался на строгости и простоте, но каждый звонарь может и должен проявлять творчество. Он одновременно композитор, исполнитель, импровизатор. Его задача в рамках, обусловленных каноном, так оттенить звон, чтобы передать нужные эмоции, чувства, соответствующие моменту, когда Рождество, когда Успение. С помощью разной силы ударов, темпа, ритма, он должен передать покой или скорбь, ликование или тревогу. Запишем основные
Церковные звоны: 1.Благовест – удары в один колокол. В зависимости от величины колокола различают простодневный, воскресный, праздничный. Удары в самый большой
Производят на Пасху. Благовест используется для оповещения о начале и завершении Божественной литургии, возвещает о чтении Евангелия.
2. Перебор – погребальный звон.
Это медленные поочерёдные удары, начиная с самого малого колокола, завершающиеся ударом во все колокола.
3. Перезвон – радостный. Представляет собой удары в каждый колокол, начиная с самого большого. Используется при совершении Крестного хода, выносе Креста, Плащаницы. 4.Трезвон – самый сложный в музыкальном отношении звон. Состоит из 3 частей. Это звон во все колокола, который повторяется затем дважды, с небольшими перерывами.
У звонарей есть понятие «благозвучие». Звонарь подбирает все колокола так, чтобы вместе они образовывали стройный звон – хор. Если какой-либо один колокол диссонировал с ними, он исключался из звона.
Для звонниц обычно подбирают 3 группы колоколов (запись в тетрадях):
1.большие – благовестники
2.средние – подзвоны
3.малые – зазвонные колокольчики.
Звучание и тональность колокола зависят от веса, формы, качества литья. (Это выясняется в ходе беседы с учащимися, которым предлагается, используя знания по физике, предположить зависимость звучания от веса и формы). Сто одинаковых колоколов, отлитых на одном производстве, будут иметь неповторимый голос, звучать по-разному – влияет и температура заливки, и то, как металл остывал. Искусство звонаря складывалось и из таланта, и из знаний канона, акустики, и из умения правильно рассчитать силу удара. Несмотря на кажущуюся прочность, колокол – хрупкое создание, особенно в морозную погоду. Звоны были музыкой для всех, своеобразным эпическим оркестром, слышавшимся на десятки вёрст окрест. Звуча в дни торжеств и бед народных, колокольный звон стал душой России и поэтому не мог не отразиться в нецерковном, то есть светском искусстве, музыке для концертных залов. Русские композиторы передают колокольные звоны в своих произведениях, посвящённых русскому народу, его истории. Это опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов», произведения Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова, И. Талькова. (Включаем запись одного из произведений, слушаем фрагмент).
Материалы к мероприятию (Это могут быть сообщения выступающих учеников)
Точная дата появления колоколов не известна, неизвестно имя изобретателя. В первые века христианства громкий звук колокола был неприемлем, т.к. собрания проходили тайно.
Точно известно, что колокола появились по аналогии с деревянными или металлическими билами (от слова бить). Это бруски, в которые ударяли тяжёлым предметом. Некоторые исследователи предполагают, что само слово колокол произошло от необходимости бить кол о кол.
Есть данные, что первые колокола появились в Византии. 12 колоколов подарил Василию Македонянину (по другим данным - императору Михаилу) венецианский дож* по имени Урсус.
На Руси колокола появились с середины 10 века. В первой половине 14 века колокола начали делать в Москве и Новгороде. Новгородская летопись в 1342г отметила: «архиепископ Василий велел слить колокол великий к Святой Софии и привёл мастера из Москвы, человека почтенного по имени Борис».
В России делали самые большие колокола. Их изготавливали в пушечных мастерских. Литьё колоколов считалось почётным и ответственным делом, это не всякому поручали. Имена русских умельцев дошли до наших дней. Это Андрей Чохов, Емельян Данилов, Иван и Михаил Моторины, Семён Можжухин (отлил главный колокол Спасской башни Кремля весом 135 пудов**). На колоколе всегда есть надпись, кто и когда его создал. Мастера знали, какую надо придать форму, сколько положить олова, меди, серебра, бронзы, чтобы колокол был благозвучен. Голос каждого колокола неповторим, поэтому им иногда дают имена: в городе Ростове колокола имеют названия Лебедь, Красный, Большой Сысой, Полиелейный.
На колокольне Ивана Великого в Москве живут колокол «Вседневный» весом1017 пудов 14 фунтов, «Реут» весом около 2000 пудов, «Успенский» или «Праздничный» около 4000 пудов. «Царь Колокол», стоящий у подножия колокольни, весит 12327 пудов 19 фунтов, то есть 200 тонн. Диаметр его - 6,6 метров. Отлили его отец и сын Моторины в 1733 - 35 годах.
В 1995 году в Москве открылся Колокольный центр. В нём ведётся подготовка звонарей. Центр ещё занимается оказанием помощи храмам в подборе и приобретении настроенных на определённый лад звонниц, проводит дефектоскопию, организует и участвует в фестивалях духовной музыки. В Колокольный центр обращаются и студенты вузов, и учёные, и музыканты: в нём имеется обширная библиотека о колокольном искусстве и церковном звоне, аудио и видеозаписи и партитуры*** звонов. В учебной звоннице центра множество колоколов всех размеров, включая музейные экспонаты и била (плоские колокола). В отличие от тюльпанообразных они просты в изготовлении, имеют меньший вес при той же силе звучания и более низкий тон. Давно было замечено, что низкие тона влияют на человека более благоприятно, чем высокие. Поэтому на Руси любили отливать колокола весом в сотни, а иногда и в тысячи пудов.
Современная медицина пришла к выводу, что колокольным звоном лечится целый ряд психических заболеваний. Звучащий колокол излучает неслышимые человеческому уху ультразвуковые и инфразвуковые волны. Колокольный звон к тому же очищает воздух - вибрация передаётся на частицы пыли и грязи. В тех храмах, где колокола звучат чаще, - намного чище, пыль и грязь не оседают на стены и образа. Ученые удивляются, откуда наши предки могли знать, против какого мора (по-нынешнему эпидемии) нужно круглосуточно бить в колокола определенного тембра, пока не сгинет напасть? Это теперь стало ясно, что колокола в ультразвуковом диапазоне разрушают оболочки клеток инфекционных вирусов гриппа, гепатита, тифозной палочки. Опыты показывают, что вирусы при колокольном звоне превращаются в кристаллические структуры и не несут заразы. Разные вирусы обезвреживаются на молекулярном уровне в своём звуковом диапазоне. Как могли это знать наши предки? Верующие говорят: «Эти знания - от Бога».
Физики открыли, что Солнце гудит, как колокол! Внутри него каждые несколько минут возникают звуковые волны. Их частота слишком низка для нашего слуха, она улавливается специальными приборами. Само излучение звука колокола в свободном пространстве по своей направленности представляет собой объёмный крест!
Искусство отливки колоколов возрождается. В Воронеже на экскаваторном заводе отливают колокола по старым рецептам. А в январе 2005 года на Балтийском заводе Санкт-Петербурга появился на свет самый большой звучащий колокол христианского мира. Он был отлит для Троице-Сергиевой лавры. Его высота 4,5 метров, а вес 72 тонны.
В Оптиной пустыни**** проводятся фестивали колокольного звона. Лучшие звонари из разных церквей и монастырей (взрослые и дети) показывают своё мастерство. Звоны даже записывались на аудиопленку. Об этом событии были сделаны сюжеты для телепрограмм « Время» и «Вести».
Дож* - Глава Венецианской республики.
Пуд** - Русская мера веса = 40 фунтам = 16,38 кг.
Партитура*** - нотная запись музыкального произведения.
Оптина пустынь**** - монастырь, основанный в 14 веке Оптою (Макарием), находится в Калужской области.