ИСКУССТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ III – IV ВВ. Н.Э.
2 класс
Презентацию подготовила преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Саида Юрьевна Джасте
Баальбек. Ансамбль храмов, I—III вв. н.э. Реконструкция
- В период упадка империи (3—4 вв.) в древнеримском искусстве проявились черты внутреннего надлома. Для зодчества этого периода характерны необычайно крупные масштабы сооружений, любовь к пышным эффектам, роскошь отделки и беспокойная пластика стен.
Древний город Баальбек
Строительная деятельность развернулась главным образом в провинциях, где возводились новые форумы, гигантские храмовые комплексы, например, в Баальбеке в Сирии там же возвышаются колонны и арки оставшиеся от некогда цветущего города Пальмира.
- Руины римского храма Баальбек в Ливане.
- Храм был разрушен византийским императором Феодосием, но к счастью не полностью. 6 из 54 колонн стоят до сих пор.
Хотя останки этого великолепного храма хорошо сохранились, это место редко посещается туристами из-за неспокойной военной обстановки в государстве.
Пальмира (Сирия).
Храм Бела, I—III вв.
Фрагмент колоннады двора
- Сочетанием римских и местных черт отмечена и архитектура храма Бела в Пальмире (I—III вв. н.э.). Как и ансамбль Большого храма в Баальбеке, священный участок храма Бела находился на искусственной платформе (ее размер 210 X 205 м) и был окружен стеной, разбитой снаружи пилястрами и нишами.
Пальмира (Сирия). Храм Бела, I—III вв. Реконструкция храма, план, генеральный план, фрагмент колоннады двора
Храм Бела. Современный вид
Пальмира
- Пальмира город в Сирии.
- Один из богатейших городов поздней античности, расположенный в одном из оазисов Сирийской пустыни, между Дамаском и Евфратом, в 240 км к северо-востоку от первого и в 140 км от второго. Как перевалочный пункт для караванов, пересекавших Сирийскую пустыню, Пальмира была прозвана «невестой пустыни»
- Пальмира - когда то цветущий город, ныне бедная деревушка в Сирии
Руины Пальмиры. Современный вид
Термы Каракаллы
- Традиции древнеримской архитектуры органически развивались в постройках г. Рима. В 3 в. еще продолжалось строительство – воздвигались арки, термы, дворцы.
- Септимий Бассиан Каракалла (императорское имя Аврелий Антонин Марк) (186-217), римский император с 211 г. Наряду с Калигулой и Нероном Каракалла был одним из самых жестоких правителей Рима. Император был столь сильно ненавидим, что решил построить для римлян настоящее чудо, дабы снискать их расположение и обелить себя в их глазах. И он построил Термы (бани).
- Общее количество бань в Риме приблизилось к тысяче.
Термы Каракаллы
- Площадь составляла 110 тысяч кв. м. Термы Каракаллы могли принять до 2000 человек. Весь интерьер был отделан мрамором.
- Входящий в Термы был ослеплен сиянием и красотой бесчисленных настенных и напольных мозаик.
- Здесь, как в музее, были выставлены произведения искусств разных стран. Лучшие ваятели Рима украшали помещения терм мраморными скульптурами и уникальной мозаикой. Пол был составлен из нескольких тысяч каменных кубиков самых различных цветов и оттенков. Каждый камешек мозаики как бы заменял мазок кисти в картине. Чего здесь только не изображено! И атлеты во время состязаний, и птицы, и рыбы, и фантастические существа
«Квадратный дом» в Ниме
- Бурное строительство шло не только в Риме но и в других городах Италии и в провинциях. Памятниками того времени могут быть «Квадратный дом» в Ниме – древнеримский храм Мезон-Карре (I в. до н.э. В настоящее время здесь размещается филиал Национального музея с экспозицией древнеримского искусства);
Римский акведук Пон дю Гар
- Римский акведук 1-й половины 1 в. н.э. длиной 262,5 м., высотой 47,4 м., сооруженный близ города Ним и называемый сейчас Пон дю Гар.
Фаюмские портреты
- Провинциальное античное искусство Египта представлено знаменитыми «Фаюмскими портретами» - мягкими реалистическими изображениями мужчин и женщин выполненные в технике энкаустики (от греческого слова «выжигать», очень распространенной в то время. Это - восковая живопись расплавленными красками. Ее отличает объемность – пастозность - мазка) на досках (1-2 вв.) и обнаруженными в 1887 г. в египетском оазисе Фаюм.
Фаюмские портреты
- Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения.
- Эти портреты они прикрепляли к лицу мумии так, что из бинтов, ее окружающих, была видна только голова изображенного на портрете человека. Другими словами, из небольшого отверстия среди бинтов, как из окошечка, выглядывало реалистически изображенное лицо покойного.
Фаюмские портреты
- Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах позолочен весь фон, на других золотом выполнены лишь венки или головные повязки, на некоторых портретах особо отделаны позолотой драгоценности и детали одежды.
- Основа портретов — древесина различных пород: платан, липа, смоква, тис, а также завезенные из Южной Европы кедр, сосна, ель, кипарис, дуб.
- Но есть и портреты – видимо, тех, кто победней, выполненные на загрунтованном клеем полотне.
Зарождение христианства
- По всей территории Римской империи в первые столетия ее существования бурно возрастало влияние восточных культов. Угнетенные нуждой и тяжелым трудом массы населения искали утешения у бродячих проповедников. Новые религии соперничали между собой и победа, в конечном счете досталась той из них, которая провозгласила единобожие, равенство всех перед богом, братство людей и посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Это была религия Христа.
Римские катакомбы
- Ученики Христа, прозванные «апостолами», или посланцами, разошлись в середине 1 в. н.э. по миру, проповедуя новую веру. Христиане подвергались гонениям. Начиная со 2 в. н.э. в различных городах Аппенинского полуострова возникают подземные христианские кладбища – катакомбы, состоящие из сети подземных ходов. Они получают распространение в Риме: общая протяженность их здесь превышает 100 км.
- Помещения в катакомбах по размерам и назначению делились на три основных категории: кубикулы, крипты и капеллы.
Кубикулы
- Кубикулы - небольшое помещение с захоронениями в стенах или посредине, нечто вроде часовни.
Крипта
Крипта свт. Каллиста
Крипта
- Крипта - это храм средней величины, предназначенный не только для погребения, но и для собраний и богослужений.
Папская крипта в катакомбах св.Каллиста с люминарием
Капелла
Капелла катакомб Неаполя
Капелла катакомб св. Присциллы
- Капелла с множеством могил в стенах и в алтарной части - это довольно просторный храм, вмещавший большое число людей.
Фрески катакомб
- Стены около 40 катакомб украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета, языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами. К древнейшим изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов», которые датируются II веком. Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима «ИХТИОС» или символизирующей его рыбы.
- Рыба по-гречески будет «ИХТИОС», а в сокращении это фраза «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» (Иисус Христос Теу Иос Сотир)
Христианская символика
- К другим распространённым символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, в катакомбах относятся:
- якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море);
- голубь — символ Святого Духа;
- феникс — символ воскресения;
- орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102:5));
- павлин — символ бессмертия (по мнению древних, его тело не подвергалось разложению);
- петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна);
- агнец — символ Иисуса Христа;
- лев — символ силы и могущества;
- оливковая ветвь — символ вечного мира;
- лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии цветка лилии);
- виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии.
Позднеримский скульптурный портрет
- В позднеримском скульптурном портрете утрачивается интерес к достоверной передаче телесного облика человека: внешние черты трактуются всё более суммарно, а в конце 3—4 вв. застылое лицо резко контрастирует с подчёркнуто патетическим взглядом широко открытых глаз.
- Элементы условности и стилизации в скульптуре (в том числе и в историческом рельефе) порою свидетельствуют об усилившемся влиянии искусства восточных провинций. Формы становятся застывшими и огрубелыми. Композиции или хаотичны, или в них появляется примитивная оцепенелая симметрия. Рельефы поздних римских саркофагов обнаруживают такой симптом композиционного упадка, как «боязнь пустоты» – стремление заполнить все пространство сплошной массой фигур.
Термы Диоклетиана
- Чем быстрее приближался конец Рима как мировой державы, тем монументальнее становилась его архитектура, что наиболее наглядно проявилось в эпоху, когда на смену принципату пришел доминант.
- Императора стали называть не «принцепс» (первый), а «доминус» – государь, и воздавать ему божественные почести. Огромные термы Диоклетиана превзошли своими размерами термы Каракаллы.
Базилика Максенция
- Максенций – последний император стремившийся возродить былое величие Рима.
- В 308 году начато строительство базилики Максенция, самого крупного из строений римского форума.
- Развалины этой базилики, завершенной в 313 г. Константином тоже свидетельствуют о монументальности: ширина среднего нефа = 35 м.
Базилика Максенция
- Украшенная мраморными полами и богатым стенным орнаментом, она была одним из самых красивых сооружений империи. В той же базилике находилось колоссальная мраморная статуя императора Константина, от которой сохранилась лишь голова высотой 2,6 м. (странно расширенные глаза глядящие неподвижным взором).
- Зарождавшиеся в позднеримском искусстве художественные формы, исполненные напряжённой духовной экспрессии, предвосхищали художественную культуру европейского средневековья.
Среди художественных изделий 3—4 вв. выделяются портретные миниатюры на золотой фольге, помещенные между двумя слоями стекла, мраморные саркофаги с сюжетными рельефами, в которых с 3 в. получила распространение христианская тематика.
Разделение империи на Западную и Восточную
- Император Константин I (правил 306–337 гг. н.э.) перенес в 326 году столицу из Рима в Византий, после чего империя распалась на Западную и Восточную. Византий переименовал в Константинополь.
- В истории мировой цивилизации Константин остался как основатель новой столицы Римской империи — города Константинополя («город Константина»), который сейчас называется Стамбулом. Кроме того, в отличие от прежних правителей, он прекратил преследование христиан и тем самым способствовал постепенному упрочению христианства как государственной религии Римской империи.
- Возведением Латеранской церкви Константин положил начало монументальной церковной архитектуры.
- Позже на ее месте была воздвигнута базилика Сан Джованни ин Латерано – место нахождения трона папы и римской епископской кафедры. Полное название базилики - «Собор святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме».
- С тех пор она пережила множество вражеских набегов, разграблений, различных природных катаклизмов. В 1775 году здание базилики Сан Джованни ин Латерано было полностью реконструировано.
- В 313-315 гг. в была возведена Триумфальная арка, украшенная многочисленными богатыми фигурными рельефами.
- В последние годы жизненная энергия Константина заметно ослабла. Армия теряла боевую способность. На Востоке государства персы готовились отнять области, приобретенные Диоклетианом на берегах Тигра. Константин сам выступил во главе войска в поход, но, смертельно больной, остановился в Никомедии, где и скончался 22 мая 337 г. в Аквирионском дворце близ Никомедии, незадолго до того приняв от Евсевия Кесарийского крещение.
- Тело покойного было торжественно перевезено в Константинополь и похоронено в храме Святых Апостолов (уничтожен в 1461 году).
- Церковные историки нарекли Константина Великим и провозгласили его образцом христианского правителя.
- Биография Константина изложена Евсевием Кесарийским – римским писателем и историком, епископом Кесарии с 313 г. и приближенным Константина I Великого.
«Великое переселение народов»
- В конце 4 и в 5 веках происходит «великое переселение народов» - перейдя через Дунай, на территории империи поселяется многочисленное племя готов, они продвигаются вперед повсюду встречая поддержку восстающих рабов и порабощенных Римом народов.
- Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников – гуннов.
- Вестготы, затем вандалы захватывают и громят Рим. В 476 году Риму был нанесен заключительный удар.
- Когда Флавий Орест, главный начальник войск, составленных по преимуществу из германских наёмников, изгнал императора Непота и возвёл в императоры своего собственного сына Ромула Августа, германские наемники потребовали себе определенных участков для поселения, а именно третью часть земель, принадлежавших римлянам. Орест отказал в этом. Вспыхнул мятеж под предводительством Одоакра – германского предводителя из племени ругиев или скиров, бывшего в числе императорских телохранителей. Большинство наёмников перешло на сторону Одоакра (476 год). Он победил при Павии Ореста, убил его, а 23 августа заставил отказаться от власти Ромула Августа , назначив ему содержание пенсию и небольшой замок в Кампании для проживания. Союзное ополчение варваров провозгласило Одоакра «королем Италии». Знаки императорского достоинства были отосланы в Константинополь.
Одоакр низвергает Ромула Августула.
Памятник Одоакру на окраине Равенны
Вопросы для повторения
- Чем характеризуется период упадка империи (3—4 вв.) в древнеримской архитектуре?
- Чем представлено провинциальное античное искусство Египта?
- Что такое «энкаустика»?
- Какая новая религия стала распространяться в 1 в. н.э. в империи?
- Что такое катакомбы?
- Какова общая протяженность римских катакомб?
- На какие три основных категории делились помещения в катакомбах?
Необычайно крупные масштабы сооружений, любовь к пышным эффектам
«Фаюмскими портретами»
живопись горячими восковыми красками
христианство
подземные христианские кладбища
Более 100 км.
кубикулы, крипты и капеллы.
Вопросы для повторения
- Чем украшались стены катакомб?
- Охарактеризуйте позднеримский скульптурный портрет?
- Что характерно для формы и композиции в скульптуре этого периода?
небольшое помещение с захоронениями в стенах или посредине, нечто вроде часовни
храм средней величины, предназначенный не только для погребения, но и для собраний и богослужений.
довольно просторный храм с множеством могил в стенах и в алтарной части, вмещавший большое число людей
фресками (реже мозаиками)
утрачивается интерес к достоверной передаче телесного облика человека: внешние черты трактуются всё более суммарно, застылое лицо резко контрастирует с подчёркнуто патетическим взглядом широко открытых глаз.
Формы становятся застывшими и огрубелыми. Композиции или хаотичны, или в них появляется примитивная оцепенелая симметрия.
Вопросы для повторения
- Какой симптом композиционного упадка обнаруживают рельефы поздних римских саркофагов?
- Как стали называть императора?
- Когда произошел распад римской империи и почему?
- Когда происходит «великое переселение народов»?
- Назовите дату, знаменующую конец Западной Римской империи?
- Кого союзное ополчение варваров провозгласило «королем Италии»?
«боязнь пустоты»
«доминус» – государь
В 326 году, когда император Константин I перенес столицу из Рима в Византий
В конце 4 и в 5 вв
476 год
Одоакра
Кроссворд «Спрятанная поговорка»
А к в е д у к
И н с у л а
Д е к у м а н у с
К а р д о
Ф о р у м
А т р и й
Б е т о н
А в г у с т
К о л и з е й
В а р в а р ы
Р е м
Г л а д и а т о р
Э н к а у с т и к а
П а н т е о н
В е н е р а
Т е р м ы
Б а з и л и к а
Р о м у л
Заполнив вертикальные столбики, вы прочтете в выделенном полукруге старинную поговорку.
- 1. Римский водопровод;
- 2. 5-6-этажный доходный дом в Риме для малоимущих;
- 3. Главная магистраль римского военного лагеря, а впоследствии и всех римских городов, идущая с востока на запад;
- 4. Главная магистраль римского военного лагеря, а впоследствии и всех римских городов, идущая с севера на юг;
- 5. Рыночная площадь в Др. Риме;
- 6. Самая светлая парадная комната в римском доме, название которой переводится как «черный»;
- 7. Строительный материал, изобретенный древними римлянами;
- 8. Римский император изображенный скульптором в облике Юпитера, у ног которого находится Амур;
- 9. Самый большой амфитеатр в Др. Риме;
- 10. Племя, разграбившее Рим;
- 11. Брат близнец Ромула, основателя Рима;
- 12. Профессиональный борец в Древнем Риме;
- 13. Восковая живопись;
- 14. Храм всех богов в Риме;
- 15. Афродита по-римски;
- 16. Бани в Древнем Риме;
- 17. «Царский дом»;
- 18. По легенде основатель Рима.
Спрятанная поговорка: «Все дороги ведут в Рим».
Источники:
- http://www.realfacts.ru/1548-top-11-samyh-zagadochnyh-pamyatnikov-i-razvalin-v-mire.html © http://www.realfacts.ru
- http://www.vidpochivay.com/drevnij-gorod-baalbek/
- http://antique.totalarch.com/node/245
- http://world-card.ru/chudo-svet/176-interesnoe/sem-chudes-sveta/2447-termy-karakally
- http://findmapplaces.com/8586520_ Термы + Каракаллы
- http://axk.com.ru/termy-karakally
- http://www.liveinternet.ru/users/3701366/post183465305/
- http://vision7.ru/publ/iskusstvo/zhivopis_drevnego_egipta_fajumskie_portrety/12-1-0-3009
- http://stop-news.com/628-fayumskiy-portret.html
- http://tayni.info/37108/
- http://alenahand-made.blogspot.fr/2010/03/blog-post_23.html
- http://history-persons.ru/2012/03/konstantin-velikij-pervyj-xristianskij-imperator/
- http://tehlib.com/arhitektura/bazilika/
- http://www.archivarium.ru/vizantia-k/87-padenie-zapadnoy-rimskoy-imperii.html
- http://www.people.su/82111
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 97–109;
- Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997, С.46–51;
- Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с ит. Т. 1. – М.: Радуга, 1990;
- Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. В.К. Ронина. – М.: Высш. Шк., 1990, С. 328–330.