СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство Северного Возрождения

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для изучения искусства Нидерландов. Картины-притчи.

Просмотр содержимого документа
«Искусство Северного Возрождения»

Нидерланды. Творчество Яна Ван Эйка.  Картины-притчи Питера Брейгеля (Мужицкого).

Нидерланды. Творчество Яна Ван Эйка. Картины-притчи Питера Брейгеля

(Мужицкого).

Ренессанс, эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Как эпоха европейской истории Возрождение отмечено множеством знаменательных этапов - в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным исканием, началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость.

Ренессанс, эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Как эпоха европейской истории Возрождение отмечено множеством знаменательных этапов - в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным исканием, началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость.

Основные особенности:  - развивалось под воздействием итальянской ренессансной культуры  - опиралось на традиции готического искусства  - господствовали идеи гуманизма, прославляющие духовную и физическую красоту человека  - рост социальной значимости городов - практически нет монументальной живописи, только станковые композиции  - стремление к реалистическому изображению человека и окружающего его мира  - техника масляной живописи (а не темперной как в Италии)  - важной идеологической составляющей в искусстве явилась Реформация

Основные особенности:

- развивалось под воздействием итальянской ренессансной культуры - опиралось на традиции готического искусства - господствовали идеи гуманизма, прославляющие духовную и физическую красоту человека - рост социальной значимости городов

- практически нет монументальной живописи, только станковые композиции - стремление к реалистическому изображению человека и окружающего его мира - техника масляной живописи (а не темперной как в Италии) - важной идеологической составляющей в искусстве явилась Реформация

Ян ван Эйк О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных сведений. Ян ван Эйк родился в Маасейке в 1390 г. Существует много неясностей в творческой биографии Яна. Главное – это взаимоотношения Яна с его старшим братом Хубертом ван Эйком, у которого он учился и вместе с которым выполнил ряд произведений. Идут споры по поводу отдельных картин художника: об их содержании, технике живописи. Решение вставших перед ван Эйком творческих проблем требовало разработки новых средств художественной выразительности.

Ян ван Эйк

О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных сведений. Ян ван Эйк родился в Маасейке в 1390 г.

Существует много неясностей в творческой биографии Яна. Главное – это взаимоотношения Яна с его старшим братом Хубертом ван Эйком, у которого он учился и вместе с которым выполнил ряд произведений.

Идут споры по поводу отдельных картин художника: об их содержании, технике живописи. Решение вставших перед ван Эйком творческих проблем требовало разработки новых средств художественной выразительности.

Ян Ван Эйк Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи, используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма).  Его произведения отличает колористическая насыщенность, тщательная, почти ювелирная выписанность деталей, уверенная организация цельной композиции. Он первый заменил погрудный тип поясным, а также ввел трехчетвертной поворот. Он положил начало тому портретному методу, когда художник сосредотачивается на облике человека и видит в нем определенную и неповторимую личность.

Ян Ван Эйк

Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи, используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма).

Его произведения отличает колористическая насыщенность, тщательная, почти ювелирная выписанность деталей, уверенная организация цельной композиции.

Он первый заменил погрудный тип поясным, а также ввел трехчетвертной поворот. Он положил начало тому портретному методу, когда художник сосредотачивается на облике человека и видит в нем определенную и неповторимую личность.

«Портрет жены, Маргариты ван Эйк»  (1439) «Тимофей» (1432)

«Портрет жены,

Маргариты ван Эйк»

(1439)

«Тимофей» (1432)

Гентский алтарь

Гентский алтарь

Внешние створки  алтаря    (Гентский алтарь в закрытом виде) Творческий гений Яна ван Эйка воплотился в «Гентском алтаре» с огромной силой. Невиданно огромный - высотой в два человеческих роста, а в ширину, вместе с раскрытыми досками, около пяти метров, он потрясал воображение своей неведомой, невообразимо красивой, правдивой и выразительной живописью. Изображения развертывались в два ряда - и внутри алтаря, и на наружной стороне створок.

Внешние створки

алтаря

  (Гентский алтарь в закрытом виде)

Творческий гений Яна ван Эйка воплотился в «Гентском алтаре» с огромной силой. Невиданно огромный - высотой в два человеческих роста, а в ширину, вместе с раскрытыми досками, около пяти метров, он потрясал воображение своей неведомой, невообразимо красивой, правдивой и выразительной живописью.

Изображения развертывались в два ряда - и внутри алтаря, и на наружной стороне створок.

Алтарь в открытом виде

Алтарь в открытом виде

Гентский алтарь (фрагмент): в центре — Бог-Отец, справа — Иоанн Креститель, слева — Дева Мария.

Гентский алтарь (фрагмент): в центре — Бог-Отец, справа — Иоанн Креститель, слева — Дева Мария.

центральная часть

центральная часть "Поклонение агнцу "

Портрет супругов  Арнольфини Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» - уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Художник впервые изобразил людей в окружающей их повседневной обстановке, без всякой связи с религиозным сюжетом или образами из Священного писания .Впервые в истории европейского портрета создается парный портрет.

Портрет супругов

Арнольфини

Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» - уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Художник впервые изобразил людей в окружающей их повседневной обстановке, без всякой связи с религиозным сюжетом или образами из Священного писания .Впервые в

истории европейского портрета

создается парный портрет.

На стене читается надпись, которая намерено выделена художником:

На стене читается надпись, которая намерено выделена художником: "Ян ван Эйк здесь был". Таким образом поясняется, что живописец этот был в роли свидетеля при старинном нидерландском обычае совершать обручение не в церкви, а дома.

Нельзя исключить, что в случае Арнольфини был необходим брачный контракт, поскольку очевидно, что речь на картине идет о так называемом

Нельзя исключить, что в случае Арнольфини был необходим брачный контракт, поскольку очевидно, что речь на картине идет о так называемом "браке левой руки". Мы видим на полотне, что жених держит руку невесты своей левой, а не правой, согласно требованию обычая.

В праздничное платье одета невеста на полотне. Ее округлый живот, по мнению ряда исследователей, признаком беременности не является. Он отвечает существовавшему в то время представлению об эталоне красоты.

На шикарной люстре над головой четы горит лишь одна свеча, и та на стороне мужчины. Некоторые исследователи считают, что это – символ единобожия, некоторые – символ мужской силы, другие утверждают, что единственная горящая свеча означает, что портрет был написан после смерти супруги Арнольфини. Интересен и тот факт, что свеча горит, несмотря на светлое время суток.

На шикарной люстре над головой четы горит лишь одна свеча, и та на стороне мужчины. Некоторые исследователи считают, что это – символ единобожия, некоторые – символ мужской силы, другие утверждают, что единственная горящая свеча означает, что портрет был написан после смерти супруги Арнольфини.

Интересен и тот факт, что свеча горит, несмотря на светлое время суток.

Картина написана с необыкновенной тщательностью, поражает зрителя тонкостью письма и любовным отношением к каждой детали. Почти все изображенные на полотне предметы имеют символические значения: собака обозначает верность, пара башмаков на полу говорит о единстве брачующейся пары, щетка -знак чистоты, четки - символ благочестия, выпуклое зеркало - глаз мира, апельсины - плоды райского сада, а яблоко намекает на грехопадение.

Картина написана с необыкновенной тщательностью, поражает зрителя тонкостью письма и любовным отношением к каждой детали. Почти все изображенные на полотне предметы имеют символические значения: собака обозначает верность, пара башмаков на полу говорит о единстве брачующейся пары, щетка -знак чистоты, четки - символ благочестия, выпуклое зеркало - глаз мира, апельсины - плоды райского сада, а яблоко намекает на грехопадение.

Питер Брейгель Старший  известный также как «Мужицкий»— (фламандский) живописец и график. Он был прозван Мужицким за тягу к изображению сцен из крестьянского быта. Его картины - это правда и вымысел.

Питер Брейгель Старший

известный также как «Мужицкий»— (фламандский) живописец и график. Он был прозван Мужицким за тягу к изображению сцен из крестьянского быта. Его картины - это правда и вымысел. ". Питер Брейгель показал в своем творчестве единство человека и плодоносящей природы, находящихся в бесконечном движении и обновлении, показал современную жизнь, национальный характер народа, в первую очередь крестьянства, его типы, нравы, жизненный уклад.

Красота жизни для него – в неустанной трудовой деятельности народа. Обращаясь к фольклору и народным пословицам, Брейгель создает сатиры на современное общество.

Вавилонская башня

Вавилонская башня

Притча о слепых

Притча о слепых

Охотники на снегу

Охотники на снегу

Фламандские пословицы

Фламандские пословицы

Вверху слева – видите, по черепице круглые лепешки: крыша крыта пирогами – «рай дураков»! Биться головой о стену – пытаться достичь невозможного.

Вверху слева – видите, по черепице круглые лепешки: крыша крыта пирогами – «рай дураков»!

Биться головой о стену – пытаться достичь невозможного.

Разлитую кашу не собрать обратно – если что-то сделано, назад вернуть нельзя. Бросать розы перед свиньями – тратить ценное на недостойных.

Разлитую кашу не собрать обратно – если что-то сделано, назад вернуть нельзя.

Бросать розы перед свиньями – тратить ценное на недостойных.

Спасибо за внимание

Спасибо

за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!