Использование аутентичных текстов при обучении чтению на уроках английского языка
Рыжих Юлия Николаевна, учитель английского языка
Разделы: Иностранные языки
Чтение является не только целью, но и средством обучения английскому языку. Овладение обучающимися умением читать на иностранном языке является одной из практических целей изучения английского языка.
Практический аспект обучения иностранному языку в целом предполагает овладение всеми формами общения и всеми речевыми функциями для того, чтобы владение иностранным языком было средством межличностного общения и межкультурной коммуникации, обогащения духовного мира, отстаивания своих убеждений, экономического и социального прогресса. Соответственно, говоря об английском языке, конкретной целью в обучении чтению является умение быстро читать про себя статью в газете или журнале, художественное произведение средней сложности для удовлетворения всех функций чтения как средства общения. Целью чтения является формирование умения у учащихся читать незнакомый, оригинальный текст без посторонней помощи, с соответствующими скоростью и адекватным пониманием в зависимости от цели чтения.
В процессе обучения чтению можно использовать частично адаптированные аутентичные тексты различной функциональной направленности, среди которых можно использовать тексты из газет и журналов, научно-популярной и художественной литературы. Специалисту в любой области требуются следующие виды чтения: просмотровое, чтобы найти в тексте нужную информацию; ознакомительное, чтобы получить представление о тексте; изучающее, чтобы изучить конкретные детали и разобраться со всей информацией.
При просмотровом чтении ставится задача получить самое общее представление о тематике текста, книге, о круге вопросов, рассматриваемых в них; или найти какую-либо информацию. Для достижения этой цели бывает достаточно прочитать заголовки, отдельные абзацы или предложения. На основе полученной информации читающий решает, нужен ли этот текст для дальнейшего изучения или нет. Просмотровое чтение требует у читающего наличия довольно значительного объема языкового материала.
При ознакомительном чтении степень полноты понимания составляет не менее 70%. Понимание основной информации должно быть точным, второстепенной – неискаженным. Этот вид как наиболее распространенный во всех сферах повседневной жизни осуществляется на аутентичных материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. В этом виде чтения формируются следующие умения: определение темы, содержания текста по заголовку; выделение главной мысли; выбор главных фактов из текста, опуская второстепенные; установление логической последовательности основных фактов текста.
При изучающем чтении (чтении с полным пониманием содержания) необходимо понимать как главную, так и второстепенную информацию, используя все возможные средства раскрытия значения незнакомых языковых явлений(анализ, выборочный перевод, обращение к словарю и т.д.)При изучающем чтении читающий стремится полно и точно понять информацию, критически ее осмыслить. Это довольно медленное чтение, оно сопровождается остановками и перечитыванием отдельных мест. Степень полноты понимания -100%,это точное понимание всей информации. В этом виде чтения формируются следующие умения: полно и точно понять содержание текста на основе его информационной переработки; оценить полученную информацию, выразить свое мнение; прокомментировать те или иные факты, описанные в тексте. Изучающее чтение предполагает использование содержания текста для последующего пересказа и обсуждения.
Чтение как цель обучения, а следовательно, и как самостоятельный вид речевой деятельности, выступает в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста. Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать из текста информацию в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.
В настоящее время широко распространен термин “аутентичность”. Аутентичными принято считать те материалы, которые используются в реальной жизни тех стран, где говорят на данном иностранном языке. К ним относят тексты, извлеченные из газет и журналов, различного рода объявления (объявления, афиши, реклама, вывески, расписания, меню и т.д.), письма, корреспонденцию, программы новостей радио и телевидения, авиа- и железнодорожные билеты, художественные тексты.
По характеру их обычно разделяют на:
1) прагматические (вывески, объявления, меню, расписание транспорта и т.п.),
2) публицистические (газетные и журнальные статьи), художественные, научно-популярные.
В зависимости от уровня сформированности коммуникативной компетенции на различных этапах обучения используются разные аутентичные тексты. Степень подготовки учащихся определяет использование аутентичного текста той или иной степени сложности.
Рассмотрим некоторые примеры.
Методика работы с аутентичным газетным текстом
1 этап. Работа с газетой
Учащимся предлагается просмотреть весь номер газеты.
Задания: посмотри номер и скажи:
- какие рубрики он содержит
- какие рубрики (статьи) привлекли твое внимание. Для обсуждения выполненной работы использую опорные схемы.
2 этап. Ознакомительное чтение
На этом этапе учащиеся просматривают ту статью газеты, которая:
- привлекла их внимание;
- предлагает учитель;
- соответствует изучаемой теме.
Упражнения:
1) По иллюстрациям, сопровождающим статью, определи, о чем рассказывается в ней.
2) Прочти заголовок и подзаголовок и скажи, о чем (ком) будет идти речь в данной статье.
3) Прочти первый абзац и скажи, какую информацию передает вся статья.
4) Прочти последний абзац и скажи, какое содержание может предшествовать ему.
5)Прочти первые предложения абзацев и назови те вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
6) Найдите интернациональные слова и по ним определите тему текста.
Задание можно предлагать одновременно всем учащимся, дифференцируя их. Например: 1) и 2) - менее подготовленным детям; 3) и 6) - более подготовленным. Для проверки выполнения задания использую опорные схемы.
3 этап. Работа с текстом статьи
Поисковое чтение.
Задания:
1) Найди ответ на вопрос:
- Когда произошло событие?
- Где оно произошло?
- В какой стране...?
- Кто главные участники?
2) В каком абзаце содержится главная мысль текста?
Аутентичные тексты используются как дополнение к имеющимся в УМК с целью развития собственно умений чтения, а также в качестве основы развития письменной и устной речи.
Использование аутентичных текстов способствует формированию коммуникативной компетенции, что является основной целью обучения иностранному языку. При этом оказываются задействованными все ее составляющие:
Лингвистическая компетенция, так как изучение различного языкового репертуара в рамках разных тем на основе реально существующих текстов позволяет значительно расширить активный и пассивный лексический запас, обогащает словарь школьников, знакомит с новыми грамматическими конструкциями.
Социолингвистическая компетенция, т.е. использование языковых форм в зависимости от конкретной ситуации общения и контекста. Чтение в этом случае выполняет роль средства обучения, а аутентичный текст максимально приближает к реальной ситуации, в которой учащиеся могут оказаться в повседневной жизни.
Дискурсивная компетенция. Она предполагает овладение умениями организации речи, умением построить ее четко, логично, последовательно. Аутентичный текст может помочь развить у учащихся умение воспринимать, понимать и интерпретировать письменный источник информации.
Социокультурная компетенция. Использование различных аутентичных текстов на разных этапах обучения позволяет расширить представление детей о культуре, традициях, стиле жизни, настраивает на диалог культур.
Социальная компетенция. Эта составляющая коммуникативной компетенции ориентирована на межличностный характер общения. Формирование данного вида компетенции обусловливает организационные формы работы на уроке. Работа с аутентичными текстами создает атмосферу общей заинтересованности,взаимной поддержки, совместного преодоления трудностей и совместного решения поставленных целей.
Использование аутентичных текстов при обучении различным видам чтения способствует формированию подлинно коммуникативных умений.