СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование элементов педагогических технологий на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  об использовании педтехнологий на уроках

Просмотр содержимого документа
«Использование элементов педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»

 Презентация  на тему

Презентация

на тему

" Применение педагогических технологий на уроках русского языка и литературы «

Поскольку ученик является объектом и субъектом учебного процесса, постольку формирование его духовности, развитие умственных возможностей и практических навыков, широты мировоззрения и твёрдости убеждения являются приоритетным. Моя задача как педагога - не вкладывать в сознание ребёнка готовую информацию, а учить его самостоятельно добывать её, только направляя его поиск, стимулируя его инициативу и активность, ненавязчиво предоставляя возможность приобретать свой жизненный опыт, осуществлять выбор, основанный на знании.

  • Сегодня становится очевидным, что молодежь более чем когда-либо должна уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Способность мыслить критически должна формироваться в определенной учебной среде. Уроки русского языка и литературы предоставляют для этого прекрасную возможность.

1 . Мозговой штурм

Наш век характеризуется плюрализмом мнений: любое здравое суждение имеет право на существование. Самостоятельно сделанный вывод ведёт к устойчивости личных убеждений. Но обычно учитель допускает один – единственный правильный ответ, подводя к нему учащихся. Критическое мышление заключается в том, чтобы рассмотреть явление с самых разнообразных точек зрения. Этот приём и позволяет активизировать умственную деятельность учащихся, «вытащить» из памяти необходимую информацию.

При проведении мозгового штурма важно придерживаться определённых правил:

А). никакой оценки идей во время их высказываний;

Б). полная свобода мысли;

В). чем больше идей, тем лучше;

Г). каждый может, основываясь на чужих идеях, изменять их ( сочетание или изменение ранее предложенных идей приводит к новым, лучшим вариантам);

Д). не допускаются смех, насмешки, комментарии;

Е). поступающие идеи записываются, возможно их распределение, допустим, высказывания положительного конструктивного характера оформляются слева, другие идеи – справа.

Учитель объявляет тему, записывает её на доске, учащиеся вслух озвучивают свои мнения, знания, взгляды в соответствии с поставленным перед ними вопросом. Руки поднимать не надо. Учитель записывает всё сказанное на доске, а затем подводит итог сделанной работе, которая должна длиться в течение 5 минут. Эта стратегия применяется на стадии вызова информации, чаще всего перед объяснением нового учебного материала. Например, по теме

художественная литература

Тропы художественные образы поэты писатели книжная лексика

Присутствуют элементы всех стилей определённые роды, жанры

Субъективный взгляд автора прототипы композиция и сюжет

Способы и принципы изображения действительности

тема и идея форма и содержание искусство лит.направления

2. «Крvглый стол».

Это метод обучения, рассчитанный на работу подгруппами. Кладётся на стол лист бумаги, у каждого имеется ручка определённого цвета (с разными пастами, чтобы было видно по цвету, кто и что написал). Далее каждый участник группы записывает на листе то, что он знает, например, по пройденному материалу или усвоил по новой теме, затем передаёт следующему учащемуся. Важно участникам не повторяться, а дополнять уже то, что написано другими.

Лист должен вернуться к тому, кто начинал писать. Этот же человек и готовит презентацию. Этот метод позволяет развить навыки работы в группе, мобилизовать имеющиеся знания по конкретной теме, умение развивать идеи, высказанные предыдущим участником.

 

3.  Диаграмма Венна . Учителю необходимо уделять большое внимание выработке качеств, развивающих логическое и аналитическое мышление: что-то сопоставить, проанализировать, подвести итоги, найти общее и раздельное. Эта стратегия строится на двух и более пересекающихся кругах, что позволяет рассмотреть два и более аспектов, имеющих различные и общие черты. В правой и левой части кругов – различное, а в центре то, что объединяет.  а) не изменяются по падежам; б) чаще всего иноязыч-ного происхождения или аббревиатуры; в) к ним относятся и нарицательные, и собственные имена сущ - ные; г) оканчиваются на гласные – о,- е,- и,- у, - ю и согласные. а) изменяются по падежам; б) исконно русского происхождения; в) к ним относятся только нарицатель- ные имена сущ.; г) оканчиваются на – мя, слова дитя, путь. 1)существительные; 2) среди них есть нарицательные; 3) мужского и среднего рода; 4) одушевлённые и неодушевлённые.

3. Диаграмма Венна . Учителю необходимо уделять большое внимание выработке качеств, развивающих логическое и аналитическое мышление: что-то сопоставить, проанализировать, подвести итоги, найти общее и раздельное. Эта стратегия строится на двух и более пересекающихся кругах, что позволяет рассмотреть два и более аспектов, имеющих различные и общие черты. В правой и левой части кругов – различное, а в центре то, что объединяет.

а) не изменяются по падежам; б) чаще всего иноязыч-ного происхождения или аббревиатуры; в) к ним относятся и нарицательные, и собственные имена сущ - ные; г) оканчиваются на гласные – о,- е,- и,- у, - ю и согласные.

а) изменяются по падежам; б) исконно русского происхождения; в) к ним относятся только нарицатель- ные имена сущ.; г) оканчиваются на – мя, слова дитя, путь.

1)существительные; 2) среди них есть нарицательные; 3) мужского и среднего рода; 4) одушевлённые и неодушевлённые.

4. Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое требует синтеза информации, изложения учебного материала в кратких выражениях, вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Выполняя данное задание, ученик формирует у себя способность резюмировать информацию, важное умение излагать сложные чувства и представления в нескольких словах. Составление синквейнов формирует способность сжато изложить нужную информацию. В первой строчке называется тема (или образ) одним словом – обычно это имя существительное. Вторая строчка – это описание качеств и свойств предмета изучения (2 прилагательных). Третья строчка – это описание действий, производимых этим предметом (3 глагола). Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов (предложение), показывающего отношение пишущего к теме. Пятая строчка – это синоним первого слова, повторяющий суть темы.  Местоимение самостоятельная изменяемая (часть речи) указывает не называет заменяет Является всеми членами предложения « Запасной игрок »

4. Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое требует синтеза информации, изложения учебного материала в кратких выражениях, вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Выполняя данное задание, ученик формирует у себя способность резюмировать информацию, важное умение излагать сложные чувства и представления в нескольких словах. Составление синквейнов формирует способность сжато изложить нужную информацию.

В первой строчке называется тема (или образ) одним словом – обычно это имя существительное.

Вторая строчка – это описание качеств и свойств предмета изучения (2 прилагательных).

Третья строчка – это описание действий, производимых этим предметом (3 глагола).

Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов (предложение), показывающего отношение пишущего к теме.

Пятая строчка – это синоним первого слова, повторяющий суть темы.

Местоимение

самостоятельная изменяемая (часть речи)

указывает не называет заменяет Является всеми членами предложения

« Запасной игрок »

Даймонд ( сложный синквейн ) :  Сущ. Ленский  прил. прил. доверчивый мечтательный  глаг. глаг. глаг . сочиняет любит дружит 2 сущ.( синонимы 1-го сущ.) помещик поэт  Фраза «Существо, доступное всему прекрасному».  глаг. глаг. глаг. страдает вызывает (на дуэль) погибает  прил. прил. разочарованный благородный   Сущ. (антоним) Онегин 5. « Графический органайзер » , суть которого заключается в том, что ученик при повторении и закреплении темы имеет возможность сравнить черты новых и менее известных аспектов с теми, которые являются более знакомыми:  

Даймонд ( сложный синквейн ) :

Сущ. Ленский

прил. прил. доверчивый мечтательный

глаг. глаг. глаг . сочиняет любит дружит

2 сущ.( синонимы 1-го сущ.) помещик поэт

Фраза «Существо, доступное всему прекрасному».

глаг. глаг. глаг. страдает вызывает (на дуэль) погибает

прил. прил. разочарованный благородный

Сущ. (антоним) Онегин

5. « Графический органайзер » , суть которого заключается в том, что ученик при повторении и закреплении темы имеет возможность сравнить черты новых и менее известных аспектов с теми, которые являются более знакомыми:

 

Женский степь время Женский Мужской Мужской -мя юноша Родина герой средний племя море дитя Дежурный Разносклоняемые Субстантивные Путь Столовая  6. Кластер – это педагогическая стратегия, которая позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластер очень проста и легко запоминается. В центре большого листа бумаги или доски пишется ключевое слово, от которого записываются понятия, по ассоциации связывающиеся с опорным словом. Записывать можно до тех пор, пока не будут исчерпаны все идеи и возможные мнения. В конце работы учитель или ученик подводит итог, делает выводы, обобщает информацию по теме, акцентируя внимание на важных чертах положениях и понятиях.

Женский

степь

время

Женский

Мужской

Мужской

-мя

юноша

Родина

герой

средний

племя

море

дитя

Дежурный

Разносклоняемые

Субстантивные

Путь

Столовая

6. Кластер – это педагогическая стратегия, которая позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластер очень проста и легко запоминается. В центре большого листа бумаги или доски пишется ключевое слово, от которого записываются понятия, по ассоциации связывающиеся с опорным словом. Записывать можно до тех пор, пока не будут исчерпаны все идеи и возможные мнения. В конце работы учитель или ученик подводит итог, делает выводы, обобщает информацию по теме, акцентируя внимание на важных чертах положениях и понятиях.

 7 . « Ярмарка гипотез » Учитель рисует на доске таблицу и просит то же самое сделать учеников в тетради. 3 колонка предварительно закрыта, чтобы дети не видели точное пояснение. Учащимся необходимо подумать 5 минут и дать письменно своё толкование слов во 2 колонке. Когда работа будет выполнена и учитель про слушает варианты ответов, он откроет 3 колонку. Ученики, переписав точный перевод или пояснение значения слова из таблицы к себе в тетрадь, поймут, насколько близки и далеки они были от истины. Это и есть тот элемент творчества, служит детям как средство разрешения ситуаций и преодоления затруднений. Ведь чем больше включено каналов восприятия (слух, зрение, умозаключение, осязание, обоняние и т.д.), тем лучше и крепче усваивается информация. Здесь ещё есть другая цель - опыт формирования креативного мышления.

7 . « Ярмарка гипотез »

Учитель рисует на доске таблицу и просит то же самое сделать учеников в тетради. 3 колонка предварительно закрыта, чтобы дети не видели точное пояснение. Учащимся необходимо подумать 5 минут и дать письменно своё толкование слов во 2 колонке. Когда работа будет выполнена и учитель про слушает варианты ответов, он откроет 3 колонку. Ученики, переписав точный перевод или пояснение значения слова из таблицы к себе в тетрадь, поймут, насколько близки и далеки они были от истины. Это и есть тот элемент творчества, служит детям как средство разрешения ситуаций и преодоления затруднений. Ведь чем больше включено каналов восприятия (слух, зрение, умозаключение, осязание, обоняние и т.д.), тем лучше и крепче усваивается информация. Здесь ещё есть другая цель - опыт формирования креативного мышления.

 Такой вид работы позволяет не эксплуатировать память ребёнка, а задействовать возможности его понимания и мышления. Основное, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что: 1. Условия, в которые помещают детей, используя эту стратегию, диктуют необходимость действия. 2. Задания для учащихся содержат трудность, невозможность выполнить его сразу с лёгкостью. 3. Задание должно опираться на то, что уже освоено детьми, включать, актуализировать знания и способности, сформированные ранее. Это всё основные черты учебной ситуации.  8.  Т – схема. Очень часто для сравнения двух аспектов одной концепции (положительные и отрицательные стороны, да и нет, за - против) я применяю на своих уроках в виде Т- схемы . Это прекрасный графический организатор для записи двойных ответов.   О браз полковника Б. из произведения Л.Н. Толстого «После бала»:

Такой вид работы позволяет не эксплуатировать память ребёнка, а задействовать возможности его понимания и мышления. Основное, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что:

1. Условия, в которые помещают детей, используя эту стратегию, диктуют необходимость действия.

2. Задания для учащихся содержат трудность, невозможность выполнить его сразу с лёгкостью.

3. Задание должно опираться на то, что уже освоено детьми, включать, актуализировать знания и способности, сформированные ранее. Это всё основные черты учебной ситуации.

8. Т – схема. Очень часто для сравнения двух аспектов одной концепции (положительные и отрицательные стороны, да и нет, за - против) я применяю на своих уроках в виде Т- схемы . Это прекрасный графический организатор для записи двойных ответов.

О браз полковника Б. из произведения Л.Н. Толстого «После бала»:

9.Концептуальная таблица , когда необходимо сравнить несколько теорий, законов или явлений, событий, научных фактов и т.д. Она уместна, когда надо подвести итоги большому разделу, нескольким темам. В ней по вертикали располагается то, что подлежит сравнению, а по горизонтали различные характеристики, категории, по которым проводится сравнение. Это может проводиться в виде самостоятельной и контрольной работы (письменно).

Второй вариант: учитель записывает все на доске, учащиеся - в рабочие тетради (при объяснении новой темы усвоенное пишется по ходу сообщения, при попутном опросе пройденного материала заполняются рядом находящиеся графы для сравнения с новой информацией.

Образы главных героев в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

Герои

 

Толстый –

Миша

Встреча на

вокзале

 

 

Тонкий –

Порфирий

 

Чувства при

встрече

От него пахло флердоранжем и хересом

Чего

достигли

в жизни

Удивление,

радость,

восторжен

-ная речь

Пахло ветчиной и

кофейной гущей;

навьючен узлами и коробками

В процессе

общения

Чиновник 3 класса,

имеет 2

ордена

Растроган,

рад, приятно

удивлён

Его покоробило неприкрытое подобострастие, хотел возразить, но отвернулся и без слов подал руку

Чиновник 8 класса,

жалованье

плохое,

1 орден,

Имеет

жену, сына

Причина

расставания

Побледнел, пресмыкается,

льстиво

хихикает; по нескольку раз представляет

свою семью

 

Хотел поговорить по душам, а увидел недалёкого

чиновника, льстивого лицемера

Узнав о том, что его

школьный товарищ

дослужился до

высокого чина,

стал неискренним и

заискивающим

10. «Инсерт».

Совсем другая картина возникает в учебной ситуации, специально создаваемой для формирования способности решать незнакомые задачи. Легче всего её создавать при опоре на имеющиеся знания. И этому способствует стратегия « Инсерт ». Учащимся предлагается самостоятельно познакомиться с новым учебным текстом или только его частью (если он слишком объёмный) на уроке. При последующем чтении (первичное ознакомление с информацией) учащиеся делают карандашом легкие пометки рядом с читаемым текстом:

V – соответствует знаниям, тому, что вы знаете;

+ – новые знания;

- – противоречит знаниям (или не согласен);

? – непонятно (необходимо разъяснить).

После самостоятельного чтения можно последующую работу провести в парах в группе, а можно поработать и с целым классом. Учитель может спросить 1-2 человек о том, какая знакомая информация присутствует в тексте. После их сообщений он просит поделиться тех учеников, которые хотят озвучить новый материал, понятый ими в целом. Затем может выслушать мнение тех, кто имел другие сведения по данному вопросу и разъяснить места, требующие дополнительных сведений от учителя. Затем учитель подводит итоги выполненной работы. Таким образом, за 15- 20 минут дети самостоятельно работали с новой информацией, фиксировали непонятное, активно при этом припоминая знакомое. В результате чего формируется способность самостоятельно разбираться в незнакомом учебном материале, преобразуя его в серию задач, которые последовательно и безбоязненно решаются учениками.

 

11. И одним из трудных, но не менее интересных заданий является создание денотатного графа . Учащиеся выбирают основные этапы жизни и творчества поэта или писателя и оформляют данные в следующем виде:  Анна Ахматова Родилась 11.(23).06.1889 г. под Одессой Училась в 5 лет говорила по-французски Писала в 11 лет первое стихотворение Отец – инженер механик военного флота Жила в Царском Селе до 16 лет В Царскосельской гимназии Являлась В 1912 году первая книга стихов «Вечера» Поэтессой, переводчицей Псевдоним по материнской линии «Ахмет», настоящая фамилия - Горенко С мамой переехала в Евпаторию В 1907 году поступила на юридический факультет Высших женских курсов Переводила из индийской, китайской, западно-европейской поэзии В 1914 году «Чётки», в 1917 «Белая стая», в 1921 году «Подорожник», в 1964 году «Бег времени» В 1916 году вышла замуж за поэта Н.Гумилёва и уехала в Париж       Библиотекарем в институте   На Высших историко – литературных курсах Раева   Исследовательскую работу, посвящённую жизни и творчеству А.С.Пушкина   Литературовед   С 1942 г. до мая 1944 г. в  г. Ташкенте в эвакуации  

11. И одним из трудных, но не менее интересных заданий является создание денотатного графа . Учащиеся выбирают основные этапы жизни и творчества поэта или писателя и оформляют данные в следующем виде:

Анна Ахматова

Родилась

11.(23).06.1889 г.

под Одессой

Училась

в 5 лет говорила

по-французски

Писала

в 11 лет первое

стихотворение

Отец – инженер механик военного флота

Жила

в Царском Селе до 16 лет

В Царскосельской гимназии

Являлась

В 1912 году первая книга стихов «Вечера»

Поэтессой,

переводчицей

Псевдоним по материнской линии «Ахмет», настоящая фамилия - Горенко

С мамой переехала в Евпаторию

В 1907 году поступила на юридический факультет Высших женских курсов

Переводила из индийской, китайской, западно-европейской поэзии

В 1914 году «Чётки», в 1917 «Белая стая», в 1921 году «Подорожник», в 1964 году «Бег времени»

В 1916 году вышла замуж за поэта Н.Гумилёва и уехала в Париж

 

 

 

Библиотекарем в институте

 

На Высших историко – литературных курсах Раева

 

Исследовательскую работу, посвящённую жизни и творчеству А.С.Пушкина

 

Литературовед

 

С 1942 г. до мая 1944 г. в

г. Ташкенте

в эвакуации

 

12. Следующий вид работы - это « Вопросы, оставшиеся без ответов » , который я использую после проведения в классе стратегии « ЗХУ », которая мне кажется очень действенной и интересной. Работа по этой таблице идёт на протяжении всего урока (учитель рисует такую же таблицу на доске и записывает высказывания учащихся по данной теме и задаваемые ими вопросы, стараясь ответить на них) и заканчивается уже вне класса (учащиеся самостоятельно ищут ответы на вопросы, на которые не получили ответ в классе). Ученик будет действовать более целенаправленно, объединяя знакомое и новое в единую структуру знания и выделяя в этом самое важное и существенное. Этот вид работы хорошо развивает мышление ребят, формирует навыки осознанного обучения.

« Знаю »

каждый ученик записывает в этой колонке всё, что он помнит и знает из прошлого учебного материала по теме

« Хочу знать »

« Узнал »

в данной графе записывает то, что интересует его по этой теме и, конечно, он будет искать это материал в рассказе учителя, в учебнике, а потом может обратиться к дополнительной литературе

записывает полученные знания в колонку, дома закончит работу

13. «Фишбоун» ( рыбий скелет). Этот приём позволяет описать и решить большой круг проблем при работе с текстами различного объёма. При этом возможно дробление текста на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащаяся в них информация не сравнивается, а суммируется для более полного анализа и оценки. Остов предстоящего исследования - рыбий скелет - должен представлять собой такую модель: на верхних косточках выписываются различные аспекты рассматриваемой проблемы, причины её возникновения, а на нижних – возможные источники, из которых можно почерпнуть важные факты, раскрывающие её суть и подтверждающие наличие сформулированных причин. В голове записывается главная проблема, которую в ходе исследования необходимо решить. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, реальные факты. Конечным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер.   Фрагмент из урока по публицистике Лидии Чуковской

13. «Фишбоун» ( рыбий скелет). Этот приём позволяет описать и решить большой круг проблем при работе с текстами различного объёма. При этом возможно дробление текста на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащаяся в них информация не сравнивается, а суммируется для более полного анализа и оценки. Остов предстоящего исследования - рыбий скелет - должен представлять собой такую модель: на верхних косточках выписываются различные аспекты рассматриваемой проблемы, причины её возникновения, а на нижних – возможные источники, из которых можно почерпнуть важные факты, раскрывающие её суть и подтверждающие наличие сформулированных причин. В голове записывается главная проблема, которую в ходе исследования необходимо решить. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, реальные факты. Конечным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их

комплексный

характер.

Фрагмент из урока

по публицистике

Лидии Чуковской

14. « Эмблема темы ». На этапе обобщения и систематизации знаний при изучении определённого параграфа, раздела или тематического блока ученикам предлагается придумать эмблему, которая будет содержать какую – либо важную информацию. Например, важным моментом при изучении темы «Местоимение» является понимание того, что в речи местоимение способно заменять другие части речи. И оно отвечает на такие вопросы, изменяется так, как те части речи, которые местоимение заменяет. Другими словами, если проводить аналогию со спортом, местоимение является в языке запасным игроком. Из этого и вытекают основные признаки местоимения. Чтобы создать эмблему темы, учащимся необходимо выделить главную информацию по теме, уметь рассуждать и выразить своё понимание содержания учебного материала в яркой и запоминающейся форме. Вот какие эмблемы создали ученики по данной теме –

Все описанные мною стратегии, используемые на практических занятиях по русскому языку и литературному чтению, направлены на «работу в перспективе» и учат ребят работать каждый раз с новой информацией - понимать её, находить в ней существенное, отбирать для себя нужное, использовать в жизни. Чтобы достичь нужных целей, ученика необходимо поставить в условия, где он будет действовать, учиться способам работы, сам вырабатывать знания, служащие ему средством разрешения проблемы и преодоления трудностей в учебной ситуации.

Современные учащиеся должны владеть новейшими технологиями в накоплении знаний, используя аудио, видео и компьютеры, получать из разных источников информацию, поэтому учителю уже невозможно использовать уроки по традиционно сложившейся практике, в которой главное место занимали больше информационно-развивающие методы (лекция, беседа, рассказ, объяснение). В них учитель всегда играл более активную роль, чем ученик. Для закрепления знаний и совершенствования умений часто использовались репродуктивные методы (пересказ – воспроизведение учащимися учебного материала, выполнение заданий по образцу). Чаще всего эти методы были ориентированы на запоминание и воспроизведение учебного материала, менее – на развитие творческого мышления, активизацию самостоятельной познавательной деятельности. Этим и отличаются старые, традиционные формы и методы проведения урока и подачи материала от нестандартных, новейших принципов преподавания. Нетрадиционно – значит, более интересно, живо, эффективно и разнообразно: в виде КВН или тематического спектакля, в виде игр (деловых, ролевых или дидактических) и конкурсов, путешествий или аукционов, конференций или диспутов и т.д. Такие уроки воплощают идеи педагогики сотрудничества, пробуждают интерес к занятиям, привлекают их своей необычностью и полезны массовой занятостью учащихся. А новые методические приёмы (дерево решений, мозговой штурм, пластическая импровизация, коллаж, синквейн, кластер и т.д.) помогают учащимся самостоятельно приобретать знания, помогать в этом друг другу, чувствовать свою ответственность перед товарищами. В этом состоит «гуманизация» преподавания: свободное общение в виде диалога, уважительное отношение к мнению другого человека, выражение гражданской активности, развитие мышления, инициативности и самостоятельности.

Я, например, очень часто на практике их применяю не изолированно, а в сочетании (мозговой штурм + аукцион, пластическая импровизация + решение кроссворда; работа по опорным сигналам + кластер и др.). Стараюсь использовать приёмы, при помощи которых наиболее эффективно достигаются поставленные задачи. Например, работу в малых группах я сделала нормой проведения урока. Это позволяет ребятам генерировать и обсуждать новые идеи, соотносить их с собственным опытом и ситуацией, узнавать друг друга ближе, учиться действовать слаженно и сообща, получая радость от вклада в общую копилку достижений частицы своего труда и знаний. При этом я всегда готовлю дополнительное задание для группы, которая, возможно, закончит работу раньше других. Также всегда продумываю систему оценок и поощрений не только за индивидуальную активную работу и верные ответы, но и групповые. Баллы, полученные за успешную деятельность в группе, каждый её участник может прибавить к своему личному баллу.

В наше время стремительно развиваются современные технологии, поэтому человеку в его профессиональной деятельности приходится неоднократно переучиваться, ставить перед собой определённые задачи и решать их, проявляя при этом личную инициативу, заинтересованность, активность; развивать коммуникативные способности (выражать свою точку зрения, слыша и понимая при этом чужую; способность принять чужую аргументацию и использовать ситуацию общения для продвижения мысли или обнаружения выхода из тупиковой ситуации).

Ориентиры современного обучения - это формирование мышления, деятельности и форм общения. Именно такое содержание образования и играет важнейшую роль в общественном развитии и позволяет ситуативной педагогике быть гуманной, демократичной, выводящей отношения субъектов образования - учителя и ученика - на новый качественный уровень.